Активизация процесса обучения праву через применение инновационных технологий
Учитель истории,
обществознания и права
МБОУ «СОШ № 26
Безгубовой Н. С.
Активизация процесса обучения праву через применение инновационных технологий
Изменения, происходящие в нашей стране и в мире, активно воздействуют на образование. Они требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров. Основной задачей образования становится создание условий для развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе. Праву принадлежит особое место в образовании, поскольку оно, являясь областью и науки, и практической деятельности, имеет возможности для решения данных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере.
Важным условием приобретения правовых знаний, развития социальных умений и навыков является сочетание традиционных и инновационных технологий.
«Педагогические технологии
- это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса это педагогическая деятельность, максимально реализующая в себе законы обучения, воспитания, и развития личности и поэтому обеспечивающая ее конечный результат» (В. А. Сластенов)
В педагогике различают несколько моделей обучения:
Пассивная – обучаемый выступает в роли «объекта» обучения, который должен усвоить и воспроизвести материал, передаваемый ему учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
Активная – обучаемый выступает «субъектом» обучения, выполняет задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
Интерактивная - «взаимодействие». Из объекта воздействия обучаемый становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения
Сегодня основные методические инновации по существу связаны с применением интерактивных технологий обучения. Эти методы наиболее соответствуют личносто - ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве).
Уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.
Термин «интерактивное обучение»
понимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как «обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета». Вполне допустимо и более широкое толкование, как «способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком)».
Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Учебный процесс организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся без исключения, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля. Учитель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов.
Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Предлагаю очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры.
3.1. Ролевые.3.2. Деловые.3.3. Образовательные.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста.4.2. Экскурсии.
5. Социальные проекты.
5.1. Соревнования.5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
6. Разминки (различного рода). Тренинги.
7. Изучение и закрепление нового информационного материала.
7.1. Интерактивная лекция.7.2. Ученик в роли учителя.7.3. Работа с наглядным пособием.7.4. Каждый учит каждого.
8. Работа с документами (а также в ней).
8.1. Составление документов.8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).
9.1 ПОПС – формула.9.2. Проектный метод.9.3 Шкала мнений.9.4. Дискуссия.9.5. Дебаты.9.6. Симпозиум.
9.7. Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций)
10. Разрешение проблем (а также).
10.1.Мозговойштурм.10.2. Дерево решений.10.3.Переговоры и медиация
Мне хотелось бы поделиться собственным педагогическим опытом по внедрению в свою деятельность данных технологий.
Урок-практикум
Задача – усиление практической направленности обучения
Виды:
Установочные
Иллюстрированные
Тренировочные
Исследовательские
Творческие
Обобщающие
Написание ( с использованием памятки)
«Претензии в магазин»
«Брачного договора»
«Трудового договора»
«Резюме»
Тренинги
Обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.
«Я голосую за тебя»
Задача: попытаться самостоятельно выяснить достоинства друг друга, осмыслить результаты работы, уточнить их в процессе обсуждения.
Ролевые игры
Предлагается сыграть роль другого человека или разыграть в лицах определенную проблему или ситуацию.
Способствуют развитию
навыков критического мышления
способности ясно выражать свое отношение к той или иной проблеме
применению на практике другой линии поведения
умения решать сложные практические задачи
«Справедливое наказание»
Цель- способствовать формированию у учащихся представлений об общественной опасности правонарушений и преступлений, о необходимости при назначении наказания учитывать степень вины, закреплению навыков активной деятельности в небольших группах.
Создается четыре группы.
Несовершеннолетние жертвы преступления
Представители педагогического коллектива, школы,
в которой произошло преступление
Родители подростков
Профессиональные юристы, принимающие участи в судебном
разбирательстве дела.
Каждая группа должна принять решение о наказании подростков, совершивших преступление.
Группам выдается определенная информация для работы.
Элективный курс «Реальный потребитель» для учащихся 8-9 классов(внесен в городской банк программ и рекомендована для практического использования. Решение городского экспертного совета - протокол № 8 от 12.11.2009 г)Цель курса – содействовать приобретению систематических знаний по основам потребительского права и овладению конкретных умений, коммуникативных способностей учащихся для защиты своих прав как потребителей в различных рыночных ситуациях.
Предметная неделя права
игра по станциямобразуется маршрут, по которому пойдут команды. на каждой станции учащимся предлагается задание; в зависимости от успешности его выполнения команда может набирать определенное количество баллов
Результаты использования интерактивных занятий:
Повышение эффективности занятий, интереса учащихся к предмету;
Формирование и развитие у учащихся
коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между учащимися (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен);
аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы;
умения решить проблемы и разрешить конфликты; умения принимать решение и нести ответственность за них);
навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву
Областная интернет-викторина среди старшеклассников «Знаешь ли ты избирательное право?» Число участников составило 312, победителями признаны 5 человек, в том числе мои ученики Тосенко А., Гусева А.
Трудности
При данной форме подачи материала трудности носят психологический характер и требуют определенной подготовки самого учителя.
Существует сложность предоставления обратной связи и получения ее.
Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется.
Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, что можно взять в арсенал профессионализма. Отправным моментом в этом обдумывании является конкретный опыт, он образует почву для наблюдения и размышления, для использования его в определенных ситуациях и составления плана действия.
Таким образом, применяя интерактивные формы, методы и технологии в своей педагогической деятельности, я вижу положительный результат взаимодействия с учащимися, т.к. представляю каждому школьнику оптимальные возможности в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации.
Результаты анкеты для выпускников «Что вы думаете о праве» вопрос № 17 «Какие из приведенных ниже утверждений Вы считаете правильными?»
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
дополнительно
Структура интерактивного занятия:
Мотивация. Вызвать интерес к обсуждаемой проблеме (не более 5 % времени занятия).
Объявление темы, ожидаемых результатов, хода занятия. Обеспечить понимание учащимися смысла их деятельности и что от них ожидает учитель. Желательно привлечь самих учеников (примерно 5 % учебного времени).
Введение в новый материал. Дать учащимся достаточно информации, чтобы на ее основе выполнять практические задачи.
Интерактивные упражнения – центральная часть занятия. Практическое освоение материала, достижение поставленных целей. (60 % времени на уроке).
Подведение итогов. Рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли цели, как можно применить полученное на занятии в будущем (до 20 % времени).
Оценивание учащихся.
При разработке интерактивного занятия следует обратить особое внимание на следующие моменты:
Участники занятия, выбор темы.
Возраст участников, их интересы.
Временные рамки проведения занятия.
Заинтересованность учащихся в данном занятии.
Перечень необходимых условий:
Цель занятия.
Раздаточные материалы.
Техническое оборудование.
Участники.
Основные вопросы, их последовательность.
Практические примеры из жизни.
Что должно быть в каждом занятии:
Уточнение проблем, которые предстоит решить.
Перспектива реализации полученных знаний.
Практический блок.
Раздаточные материалы.
Программа занятия.
Структурный материал (используйте графики, иллюстрации, схемы, символы; используйте простые слова, простые предложения).
Принципы работы на интерактивном занятии:
Занятие - не лекция, а общая работа.
Суммарный опыт группы больше опыта учителя.
Все участники равны.
Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
Все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
Диаграмма 1Root Entry