Формирование интереса к физике через использование элемента занимательности на уроках
Формирование интереса к физике через использование элемента занимательности на уроках
Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке физики было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке – физике.
В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. Следует различать две стороны занимательности: возможности содержания самого предмета и определенные методические приемы учителя.
Какие же требования следует предъявлять к занимательному материалу, чтобы его использование на уроках дало прочный обучающий эффект?
Это следующие требования:
1.Занимательный материал должен привлекать внимание учеников постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа.
Он должен требовать напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания.
2.Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями.
В противном случае занимательность не приведет к развитию у школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому, привлекая на уроке занимательный материал, учителю следует ставить перед учениками вопросы: ”Как?”, ”Почему?”, ”Отчего?”.
3.Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития.
4.Желательно, чтобы дополнительный материал, выбираемый учителем для урока, соответствовал увлечениям учеников.
Это, во-первых, позволяет учителю формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другому предмету. Во-вторых, помогает сделать увлекательными повторительно-обобщающие уроки, на которых ученикам приводят примеры использования физических законов в интересующей их областях.
5.Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока.
Как показывает опыт, целесообразнее привести на уроке один-два наиболее характерных примера, чем перечислить несколько эффективных, но малозначащих фактов.
Место занимательности на уроке может быть различным. Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. С этой целью можно использовать различные приемы. В частности, проведение занимательных опытов, сообщение учащимся фактов, поражающих своей неожиданностью, странностью, несоответствием прежним представлениям.
Занимательность может быть использована при объяснении нового материала. Здесь ее применение неоднозначно. Учитель прибегает к ней как к своеобразной разрядке для учащихся при объяснении большого по объему или трудного материала. Занимательность может служить эмоциональной основой для восприятия наиболее трудных вопросов изучаемого материала.
Предлагаю несколько занимательных вопросов и фактов, которые можно использовать для активизации познавательного интереса учащихся в 7 классе:
Вы знаете, что такое эффект Мпембы? Данное явление в 1963 году обнаружил танзанийский школьник по имени Эрасто Мпемба. Мальчик заметил, что горячая вода подвержена замерзанию в морозильнике быстрее, чем холодная. И поныне ученые не могут дать однозначного объяснения этого феномена.
Немногие знают о том, что кошка – это самое морозоустойчивое животное. Она может выдержать температуру до минус 110 С. Большую роль в этом играет её волосяной покров. Когда холодно, мышечным усилием шерсть “поднимается дыбом” - между волосинками скапливается больше воздуха, а воздух, как известно, плохой проводник тепла. Так кошка сохраняет своё тепло и постоянную температуру тела. Интересен вопрос и о том, почему кошка даже в самый сильный мороз может ходить по снегу, не обмораживая лап: ведь на подушечках нет шерсти? Да, шерсти нет, но есть тонкий слой, обладающий плохой теплопроводностью; он то и “держит” большой перепад температур
В России, на Дальнем Востоке, на самом юге Приморского края растет "железная" береза. Столетнее дерево железной березы едва наращивает в поперечнике 20 см. В возрасте 350 лет железная береза достигает 22м в высоту и до 70см в поперечнике. Березу назвали железной не случайно, ее древесина сопротивляется сжатию вдоль волокон, как чугун, а изгибу как железо. Обрабатывать ее приходится инструментами, предназначенными для обработки металла. Изделия из железной березы по виду напоминают костяные и обладают исключительной прочностью. Из нее можно изготовлять подшипники для тракторов. Лесорубы в шутку предлагают поднять полено из этого дерева. И когда человек, удивляясь тяжести маленького полена, спрашивает: «Да что оно, железное, что ли?», ему отвечают: «Ну да, железное».
На конце иголки в швейной машине развивается давление до 5000 атмосфер. Такого давление достаточно, чтобы выбросить снаряд из пушки со скоростью 2000 м/сек. Впрочем, такое же давление образуется и при сжатии челюстей питбультерьера.
В те доли секунды, когда вы чиркаете спичкой о коробку, температура спичечной головки поднимается до 200 градусов С.
Зачем машинист поезда сдает назад перед тем, как тронуться?
Всему виной сила трения покоя, под воздействием которой находятся стоящие без движения вагоны поезда. Если паровоз просто поедет вперед, он может не сдвинуть состав с места. Поэтому он слегка отталкивает их назад, сводя к нулю силу трения покоя, а затем придает им ускорение, но уже в другом направлении.
Почему птица, сидящая на проводе высокого напряжения, не гибнет от удара током?
Тела пернатых плохо проводят электрический ток. Прикасаясь лапами к проводу, птица создает параллельное соединение, но поскольку она является не самым лучшим проводником, заряженные частицы движутся не через нее, а по кабельным жилам. Но стоит птахе соприкоснуться с заземленным предметом, и она умрет.
Горы находятся к источнику тепла ближе равнин, но на их вершинах гораздо холоднее. Почему?
Этот феномен имеет очень простое объяснение. Прозрачная атмосфера беспрепятственно пропускает солнечные лучи, не поглощая их энергию. Зато почва отлично впитывает тепло. Именно от нее потом и прогревается воздух. Причем чем выше его плотность, тем лучше он удерживает получаемую от земли тепловую энергию. Но высоко в горах атмосфера становится разреженной, а потому и тепла в ней «задерживается» меньше.
Почему сильный ветер летом ломает деревья чаще, чем зимой ? Листва значительно увеличивает лобовую поверхность дерева, а в связи с этим возрастает и действующая сила ветра.
Все знают из собственного опыта, что идти в гору трудно. А почему? Двигаясь по ровной дороге мы затрачиваем мускульную силу в основном на преодоление трения и сопротивления воздуха. При подъёме же происходит преодоление не только этих сил, но и части собственного веса.
Плуг от работы блестит. (объясните народную мудрость). Поверхность плуга при работе испытывает большую силу трения о землю, в результате поверхность шлифуется, полируется, становится блестящей.
"Замерз - как на дне морском."А почему на морском дне всегда холодно? Солнечные лучи не прогревают глубокие слои воды: тепловые - поглощаются почти все водной поверхностью. Кроме того, вода имеет сравнительно низкую теплопроводность.
Все молчит, - лучина с треском
Лишь горит багровым блеском
Да по кровле ветер шумит.
Почему лучина "горит с треском"?
Треск лучины при горении можно объяснить тем, что при повышенной влажности деревянные предметы отсыревают. При горении влага из древесины интенсивно испаряется. Увеличиваясь в объеме, пар с треском разрывает древесные волокна.
Разъяснение пословиц с точки зрения физики.
1) Гвоздем моря не нагреешь.
Гвоздь обладает небольшой массой. Поэтому количество теплоты, которое может отдать гвоздь, остывая, будет невелико, и им нельзя нагреть большую массу воды в море.
2) Много снега много хлеба.
Между кристаллами снега (снежинками) находится воздух, а он, как известно, обладает плохой теплопроводностью и предохраняет озимые от вымерзания. Много снега «шуба» толстая мороз не доберется до нежной зелени озимых]
3) Куй железо, пока горячо.
Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства металлов, поэтому многие из них поддаются ковке лишь в сильно нагретом виде. Раскаленным металлам довольно легко придать требуемую форму, поэтому и возникла поговорка]
4) Без сала дегтя не отмоешь.
Поверхность, покрытая дегтем, не смачивается водой. Но деготь растворяется в жирах и с их помощью может быть удален с поверхности предмета. Этот факт и отражен в поговорке. Жиры, кстати сказать, входят в состав мыла.
.