Методическая разработка на тему Комплексный подход к проведению экскурсий в природу (5 класс)


Комплексный подход к проведению экскурсий в природу: актуальность, особенности организации. Шалданова Оюна Баировна, педагог МОУ ДОД ЦДТС незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребенка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, - утверждал К. Д. Ушинский, - и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.Исследования советских ученых, выполненные в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей. Ознакомление дошкольников с окружающим -- первые шаги в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к Родине.В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.. При этом педагоги учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления. В результате детская речь становится более богатой, содержательной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.На экскурсиях детей знакомят не только с природой, но и с результатами творческой деятельности человека, преобразующего окружающий мир. А это способствует развитию уважения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность -- все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. На экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Выполнение различных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу, требует аккуратности, точности, осторожности. Педагог использует как естественные, так и специально созданные ситуации для воспитания у дошкольников справедливости, доброжелательности, уважения друг к другу.В комплексе образовательных задач, которые ставятся и реализуются при подготовке и проведении экскурсий, одна из центральных -- научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в различных видах художественной деятельности (рисунок, слово, песня и пр.). Однако качество эстетического восприятия во многом зависит от руководства этим процессом. Поэтому воспитатель, обдумывая ход предстоящей экскурсии, определяет, что именно в том или ином объекте, явлении может вызвать у детей эстетические переживания.Воспитатель использует различные выразительные средства, чтобы вызвать эстетическое восприятие наблюдаемого: образную эмоциональную речь, вопросы, жест. Общеизвестна также аффект воздействия на чувства детей художественного слова. Обращение к поэтическим образам, в которых качества и свойства предметов и явлений обозначены сравнениями, метафорами, эпитетами, оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей, помогает глубже понять красоту природы. Например, на весенней экскурсии может прозвучать отрывок из стихотворения С. Есенина ««Черемуха»:Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила.Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия -- предпосылка формирования оценочных суждений,в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления. При систематическом ознакомлении с природой дети уже в средней группе начинают выделять те качества, свойства предметов, явлений (форма, цвет, расположение в пространстве), которые, с их точки зрения, определяют красоту наблюдаемого. Так, пятилетний ребенок замечает: «Весной небо красивое: синее, а облака плывут, как белые корабли в море». К концу дошкольного возраста формируется обобщенное представление о красоте родного края: «Мне нравятся наши сады: когда они цветут, то кажутся розовыми островами, и аромат стоит вокруг», -- говорит ребенок 6 лет.Эстетические впечатления, возникающие в процессе общения с природой, дети отражают в разнообразной деятельности -- игре, рисовании, аппликации, слове. Например, после посещения парка (старшая группа) проводится рисование на тему «Наш парк весной», после прогулки на луг (средняя группа) -- предлагается сделать аппликации на тему «Луговые цветы».В. А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» описывает, с каким увлечением старшие дошкольники рисуют то, что наблюдали на экскурсиях, приводит тексты сочиненных ими рассказов, сказок о природе. Автор отмечает: «И в этих рассказах, как самоцветы, сверкали яркие образы, сравнения».(8;с.68) Несомненно, что такие занятия развивают творчество, способствуют тому, что понимание красоты природы становится более осознанным и глубоким.Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях, существенные изменения претерпевает чувство любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Показателем активной любви дошкольника к природе является, прежде всего, бережное отношение к ее богатствам. С первых лет жизни ребенок приучается беречь растения, не только выращенные человеком, но и дикорастущие, усваивает правила -- не ломать ветки кустов и деревьев, не вырывать с корнем цветы и травы, не затаптывать их, собирать только опавшие листья, желуди, шишки и т. д.Действенная любовь к природе подразумевает участие в ее преобразовании. Дошкольники во время экскурсий трудятся вместе со взрослыми, озеленяя и благоустраивая свой город, село. В парке, сквере, саду они собирают срезанные ветки, сухие листья, окучивают саженцы, помогают высаживать рассаду. В воспитательном отношении совместная работа со взрослыми очень ценна. В ее процессе складываются благоприятные условия для правильного отношения к труду, природе, для формирования трудолюбия, трудовых навыков. Дети приучаются добиваться результатов, чувствуют себя участниками настоящего дела.Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии дошкольников. Врач и педагог Е. А. Аркин писал в свое время, что пребывание на воздухе -- «самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка» .Экскурсии представляют собой особый вид занятий по ознакомлению детей с природой в естественных условиях.Экскурсии в природу имеет большое образовательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно познакомиться с растительным и животным миром и наблюдать животных в природной естественной обстановке. При правильной постановке экскурсии дают возможность увидеть в природе не отдельные разбросанные формы и явления, а единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены. Вместе с этим, изучение объектов живой природы дает хорошую подготовку к дальнейшим самостоятельным занятиям в этом направлении.Одним из принципов организации экскурсий является сезонны, где материал группируется по временам года: «весенние экскурсии», «летние экскурсии», «осенние экскурсии», «зимние экскурсии».В сезонных экскурсиях большое значение имеет установление определенной зависимости между неорганической природой , количеством света и тепла и теми явлениями в жизни растений и животных, которые в данный период сезона имеют место и выражаются иногда в интересных биологических приспособлениях.Проведение сезонных экскурсий имеют свои особенности и трудности, в отличие от локальных экскурсий и требуют большей подготовки.Методика проведения экскурсий 1. Подготовительный этапПодготовка для проведения экскурсий включает в себя следующую работу:1. Выбор темы и составление плана экскурсии;2. Обследование той местности. куда предполагается провести экскурсию;3. Составление точного путевого маршрута;4.Предварительная беседа с участниками маршрута о предварительном изучение предполагаемых объектах живой и неживой природы, о том. что надо взят с собой в дорогу.2. Говори на экскурсиях только то, что можешь показать.Это очень важное требование, которое часто нарушается начинающими руководителями. Экскурсия не должна превращаться в лекции под открытым небом. Следует избегать всякого многословия, длинных объяснений, не сопровождающихся изучением объектов.3. Всюду, где это возможно, надо стремиться к тому, чтобы изучаемые объекты находились не только в реках руководителя экскурсии, но и каждого из участников экскурсии. Если это сделать нельзя, то то имеющиеся в единичных экземплярах объекты обсуждаются в кругу слушателей и пускаются по рукам, давая объяснения. Необходимо так рассчитать время, Чтобы экскурсанты успели хорошо рассмотреть объект, запомнить его название.4. Важное требование — активность участников экскурсии. Экскурсия не должна состоять в том, чтобы участники ее пассивно следовали за руководителем, смотрели на то, что он показывает, и выслушивали его объяснения. Экскурсия должна быть организована так, чтобы чтобы экскурсанты принимали живейшее участие и имели определенные самостоятельные задания, которые они должны решить на экскурсии.5. Закрепление материала экскурсии в памяти участников с последующей его обработкой. Это немаловажное условие, при котором проведенная экскурсия очень много теряет, если она считается незавершенной. Значение и суть после экскурсионной работы заключается в следующем: необходимо восстановить в памяти экскурсантов весь ход экскурсии, более подробно разъясняя все увиденное и дополняя и углубляя отдельные затронутые на экскурсии вопросы.. при этом частные детали связываются в одно целое, и экскурсия оставляет то единство впечатления, которое так важно в образовательном процессе.На практике это может быть вылиться в следующие формы:- коллективный рассказ об увиденном;- практические занятия с собранными объектами;- экскурсионная выставка из собранного материала и т.д.