Программа внеурочной деятельности учащихся «Знай и сохраняй природу родного края»


Управление образованием администрации города Суздаля
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 города Суздаля»







Согласовано Утверждено:
на заседании ПО Директор школы______________
Протокол №_____ ________________________
От___________





Программа внеурочной деятельности учащихся
«Знай и сохраняй природу родного края»
(программа разработана для учащихся 6-8 классов.
Программа рассчитана на 1 год реализации


Автор программы:
Годунина Ангелина Сергеевна
учитель биологии





г.Суздаль.

2012г.


Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и ФГОС нового поколения. Для создания программы были использованы следующие нормативные документы:
- концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России;
- приказ № 273 от 06.10. 2009 года о введении ФГСО нового поколения;
-санпины;
-письмо министерство образования РФ от 18.06.2003года №28-02-484/16
Настоящая программа разработана с учётом существующих научно- методических и практических разработок и рекомендаций в рамках реализации эколого-биологического направления.

Новизна программы:   Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости, имеет, по крайней мере, одну общую особенность – она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину. 
 К сожалению,  все мы ощущаем в какой тупик зашли наши взаимоотношения с природой, поэтому воспитание экологически грамотного и культурного человека – одна из важнейших задач современной школы.
    Ситуация, характеризующая состояние окружающей среды, убедительно свидетельствует, что никакие позитивные изменения в экологии невозможны без изменений в культуре природопользования. Для того, чтобы сегодняшних подростков научить жить в созвучии с окружающим миром необходимо выработать новый взгляд на природу, свое место в ней, научиться новому образу жизни, избавляясь от потребительской психологии и ощущать личную ответственность за благополучие среды обитания. Поэтому изучение родного края становится осознанной необходимостью.
     В системе общего образования нашей страны предпринимается ряд усилий по развертыванию экологического образования и краеведения на уровне современных требований. Однако следует отметить, что изучению экологии своего края, биоразнообразия и в том числе особо охраняемых природных территорий уделяется незаслуженно мало внимания как в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Анализ школьных программ по географии и биологии показывает, что краеведение изучается в них фрагментарно, как правило, в связи с характеристикой общих проблем изучения и охраны природы, или о них только упоминается 
Что собой представляет Владимирский край ? Какие растения и животные обитают на его территории? Какое влияние оказывает окружающая среда на живые организмы? Каково экологическое состояние Владимирской области ? Особо охраняемые природные территории нашего региона? Эти и другие вопросы недостаточно представлены в содержании школьного образования, что определяет актуальность изучения своего края в виде учебной программы эколого- биологической направленности.. . К тому же, в рамках урочной учебной программы , не достаточно времени для осуществления более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.
     Реализация целей программы предусматривает решение ряда задач в области биологии, географии, экологии и краеведения.
  ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в эколого-биологической деятельности;
-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках эколого-биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.
Задачи:
Образовательные: - Способствовать усвоению знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
Развивающие:
- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
-Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного , чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к миру природы.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
. -Активизировать деятельность по улучшению окружающей среды каждого учащегося.
 - Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.

В содержании раскрываются несколько этапов её освоения:
-введение; -освоение теории;
- практика
Программа ориентирована на учащихся 6-8 классов, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, физическая и познавательная активность.
Программа реализуется в постоянном составе учащихся как одновозрастных, так и разновозрастных.
Программа ориентирована на реализацию в подгруппе (10-15 человек)
Режим занятий- 34часа, 1 раз в неделю.
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- определение основных экологических понятий;
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-наиболее типичных представителей животного и растительного мира Владимирской области;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
-какую пользу приносят представители животного мира;
-съедобные и ядовитые растения своей местности;
-лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.
- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;
- природоохранные организации города и области;
- современные экологические проблемы Владимирской области, причины и последствия, пути решения;
-Особо охраняемые территории нашего края;
что такое наблюдение и опыт;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
-проводить описание природных территориальных комплексов родного края;
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
подготовить доклад, презентацию для выступления на итоговой конференции;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
-вести пропагандистскую и лекторскую деятельность;
участвовать в практической деятельности по озеленению улиц, парков, пришкольной территории.

Учебно - тематический план.

п/п

Тема занятий
Количество часов



Всего
Теоретич.
Практич.

1
Введение в образовательную программу. Цели и задачи.
2
1
1

2
Знакомство с правилами техники безопасности, охраны труда при организации видов деятельности.
2
1
1

3
Разработка группового проекта.
2
1
1

4
Физико-географическая характеристика Владимирской области
2

2

5
Основные формы организации жизни и условия её устойчивости. Биосфера, биоценоз, популяции, организм- ступени организации жизни.
2
1
1

6
Видовой состав биоценозов нашего края. Геоботанические исследования участков местности.




6.1
Фитоценоз луга.


2

6.2
Фитоценоз леса


2

6.3
Фитоценоз водоёмов


2

6.4
Съедобные и ядовитые растения нашей местности
2
1
1

6.5
Лекарственные растения, правила сбора и применения.
2
1
1

6.6
Культурные растения садов, полей и огородов. Комнатные растения. Основные приёмы агротехники.
3
1
2

6.7
Зооценоз. Многообразие видов, экологические связи, адаптация к среде обитания. Беспозвоночные животные.




6.8
Рыбы
1
1


6.9
Земноводные и пресмыкающиеся
1

1

6.10
Птицы
4
1
3

6.11
Млекопитающие
1
1


6.12
Домашние животные
1

1

6.13
Животные, наносящие вред сельскому хозяйству, человеку и животным.
1

1

7
Охраняемые растения и животные Владимирской области. Причины их исчезновения и меры по сохранению.
2

2

8
Особо охраняемые территории нашего региона.
1

1

9
Итоговая конференция по защите группового проекта: «Приглашение на экскурсию по экологической тропе нашего города»
2

2

·
10
Итоговое занятие.
1

1


итого
34
10
24


Содержание программы.
Введение в образовательную программу.
Теоретическая часть: Знакомство с целями и задачами , планом работы. Решение организационных вопросов по методике работы в кабинете, лаборатории и природе. Экология- наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Охрана природы- одна из важнейших задач нашего государства и каждого из нас.
Практическая часть: Знакомство с кабинетом и пособиями. Составление карто-схем предприятий, влияющих на окружающую среду в нашем крае.
2. Знакомство с правилами техники безопасности, охраны труда при организации видов деятельности.
Теоретическая часть: правила техники безопасности в кабинете биологии, при проведении лабораторных работ, на экскурсии. Охрана труда при проведении практической работы по улучшению состояния окружающей среды.
Практическая часть: знакомство с оборудованием кабинета и лаборатории.
3.Разработка группового проекта.
Выбор темы проекта, распределение заданий по группам, составление плана работы, подбор литературы.
4.Физико-географическая характеристика Владимирской области.
Практическая часть: работа с картами Владимирской области. Особенности географического положения Владимирской области ,геологическое строение, рельеф , полезные ископаемые, климат и внутренние воды;. Характеристика почв.
5.Основные формы организации жизни и условия её устойчивости. Биосфера, биоценоз, популяции, организм- ступени организации жизни.
Теоретическая часть: Биосфера, биоценоз, популяции, организм – ступени организации жизни. Их характеристика и свойства. Обмен веществ и энергии. Биоразнообразие как условие устойчивости экосистем. Круговорот веществ – результат деятельности организмов.
Практическая часть: составление схемы биоценоза как биологической системы.
6.Видовой состав биоценозов нашего края. Геоботанические исследования участков местности.
Практическая часть:(6.1-6.3) экскурсии в природу по теме «Фитоценоз луга, леса, водоёмов» с целью знакомства с многообразием растительного мира этих сообществ и составления геоботанических описаний участков леса, луга, берега, водоёма или болота; определение на каждом участке растений – эдификаторов и типов растительности. Выявление экологических проблем данной местности. Уборка территорий от мусора.
6.4 Съедобные и ядовитые растения нашей местности
Теоретическая часть : знакомство с видовым составом съедобных и ядовитых растений нашей местности. Знакомство с рецептами приготовления блюд из съедобных растений.
Практическая часть: экскурсия в природу с целью обнаружения съедобных и ядовитых растений.
Мероприятие «Приходите в гости к нам - угощаем фиточаем!»
6.5 Лекарственные растения, правила сбора и применения.
Теоретическая часть: Знакомство с видовым составом лекарственных растений, правилами сбора, хранения и применения.
Практическая часть: составления списка растений по группам, соответствующим наиболее распространённым заболеваниям. Сбор и хранение лекарственного сырья.
6.6 Культурные растения садов, полей и огородов. Комнатные растения. Основные приёмы агротехники.
Теоретическая часть: Знакомство с разнообразием культурных и комнатных растений, приёмами и агротехникой выращивания их.
Практическая часть: доклады учащихся по теме, отчёт о практической деятельности по посадке древесных или кустарниковых растений на подсобном хозяйстве. Посадка комнатных растений в. классах школы.
6.7.- 6.11. Зооценоз. Многообразие видов, экологические связи, адаптация к среде обитания. Беспозвоночные животные. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие.
Теоретическая часть: знакомство с видовым многообразием животных нашего края; выявление особенностей приспособления к среде обитания,; установление экологических связей в биоценозе.
Практическая часть: Экскурсии в природу на различные участки местности с целью определения живых организмов и их адаптации к среде обитания. Составление схем экологических взаимосвязей живых организмов на данной территории. Проведение в школе месячника по охране и привлечению птиц. Изготовление кормушек и скворечников. Подкормка птиц зимой.
6.12 Домашние животные.
Практическая часть: Оформление стенда фотоконкурса «Мой домашний любимец» с описанием ухода за ним и практической значимости животного.
6.13. Животные, наносящие вред сельскому хозяйству, человеку и животным в нашем крае.
Практическая часть: работа с коллекцией животных, вредителей сельскохозяйственных культур. Доклады учащихся по теме. Безопасные меры борьбы с ними
7. Охраняемые растения и животные Владимирской области. Причины их исчезновения и меры по сохранению.
Практическая часть: оформление стенгазет по теме «Их нужно беречь!» Изготовление и развешивание листовок по правилам охраны природы.
8. Особо охраняемые территории нашего региона.
Практическая часть: Составление карты- схемы с обозначением особо охраняемых территорий Владимирской области. Виды охраняемых территорий и природоохранное законодательство.
9.Итоговая конференция по защите группового проекта: «Приглашение на экскурсию по экологической тропе нашего города»
Практическая часть: выступления учащихся по итогам выполнения работы в группах со схемой маршрута и номерами природных объектов.
10. Итоговое занятие.
Практическая часть: викторина «Что ты узнал о природе Владимирского края» Поощрение участников.
Методическое обеспечение.
В основу реализации данной программы положена технология проблемного обучения, суть которой является организация учебного занятия, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей и технология коллективного творческого дела. Также используется технология личностно-дифференцированного подхода, т.к. ввиду практико- ориентированной направленности программы, каждый учащийся может найти себе дело «по душе».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .
Для учителя:
Авилова, К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы (Текст): кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983.
Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 1980.
Воспитание учащихся в процессе обучения биологии (Текст): пособие для учителя/ И.Д. Зверева, А.М. Мягкова, Е. П. Брусновт/ под ред. И. Д. Зверева. – М.: Просвещение, 1984.
Генкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) - М.: Просвещение, 1989.
Герд, С. Мой живой уголок (Текст) – Л.: Государственное издательство Детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1965.
Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984.

Книга для чтения по охране природы (Текст): для учащихся9- 10 кл. сред. шк. / сост. А.Н. Захлебный. – М.: просвещение, 1986.

Крикунов, Е.А. Экология(Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.
Медицина, 1987.
Чернова, Н.М.и др. Основы экологии (Текст): учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ .М. Чернова, В. М. Галушин, В.М. Константинов. 3-е изд. дораб. - М.: Дрофа, 1999г.
Вахромеев И.В., Серёгин П.А. Ботанические исследования, Владимир, 1999г.
Кузьмин Л.Л., Сербин В.А. Каталог позвоночных животных Владимирской области., Владимир, 2008г.
Ларионова С.В. Практические задания по экологии, Владимир, 1994г.
Администрация Владимирской области. Ежегодный доклад о состолянии окружающей среды и здоровья населения во Владимирской области.
Вахромеев В.И., Есякова Г.В. Флора Владимирской области, Владимир,2000г.

Для учащихся: Определители, справочники.
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых (Текст/ художники М.В. Душин, В.Н.Куров.). – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития» «Академия К», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
.          Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей)
.             Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
Биология в таблицах.6-11 классы (Текст): справочное пособие/ авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. -4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2002.
Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Животные луга (Текст). – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель). - М.: Дрофа, 2007.
Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Животные леса (Текст). – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас-пределитель). - М.: Дрофа, 2007.
Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Птицы леса (Текст). (Твой первый атлас-определитель). - М.: Дрофа, 2006.
Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Рыбы наших водоёмов. (Текст). – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас-определитель). - М.: Дрофа, 2007.
.       Демьянков, Е. Н. Биология. Мир человека (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 8кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
Демьянков, Е. Н., Никишов, А.И. Биология. Мир животных (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 7кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга (Текст). – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2007.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга (Текст). – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2007.
.         Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса (Текст). – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2007.
Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе (Текст): кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
Корнелио, М.П. Школьный атлас-определитель бабочек (Текст). – М.: Просвещение, 1986.
.         Куклина, А.Г., Якушина, Э.И. Красивоцветущие кустарники(Текст). – М.: Росагропромиздат, 1991.
.         Мамаев, Б.М.Школьный атлас-определитель насекомых (Текст): кн. Для учащихся. -М.: Просвещение, 1985.Козлов М.А., Олигер, И. М. Школьный атлас определитель беспозвоночных (Текст). – М.: Просвещение, 1991.
.         Михеев, А.В. Определитель птичьих гнёзд. (Текст): учеб. Пособие для студентов биол. Специальностей пед. ин-тов. Изд. 3-е, перераб. – М.: «Просвещение», 1975.
         Новиков, В.С., Губанов, И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения (Текст). – 3-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
15