Внеклассное мероприятие Моя родословная 3 класс

Тема: Моя родословная
Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью старшего поколения на материале исследований самих детей.
Задачи урока: формировать умения выполнять аналитический обзор жизни старшего поколения, используя полученные при исследовании статистические данные, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям, развитие любознательности, воображения, мышления, речи и творческих способностей учащихся.
Оборудование: учебные презентация, родословные, изготовленные детьми, старинные вещи (реликвии), пословицы, записанные на карточках.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Л – личностные
П – познавательные
Р – регулятивные
К – коммуникативные

1. Актуализация знаний. Мотивация

Прозвенел звонок, начинается урок.
Тема нашего занятия: «Моя родословная». (слайд 1)
Сегодня мы продолжаем изучать раздел « Тепло родного очага», а это значит, что снова пойдет разговор о семье, ее истории, ее значении в жизни каждого человека. (слайд 2) Ведь именно семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. И мы должны знать и помнить историю своей семьи. Еще древние русские летописцы не переставали напоминать: «Луна светила еще задолго до того, как мы родились ..»
-Как вы понимаете смысл этого выражения?
- Поэтому нельзя жить, не помня своего родства, своего прошлого.

Если спросят сын иль дочка:
«Кем мой прадед был, скажи?»
Рассказать ведь им придется,
Лучше четко, от души.
И не мямлить, и не мяться,
Мол, не помню, хоть убей!
Вот решили мы заняться
Родословною своей!








- Готовясь к занятию, вам довелось побывать в роли историков, составляя свою родословную; пришлось побыть археологами и антикварами - когда вы разыскивали старинные семейные вещи; репортерами, когда расспрашивали мам и пап о своих предках. Вы узнали много интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, рассказать нашим гостям.












Задолго до нашего рождения уже была жизнь на Земле












1 ученик: Ведь не дань капризной моде –
Предков знать за 300 лет.
Нет без прошлого сегодня,
Без него и завтра нет.

2 ученик: Жаль того нам, кто не помнит
Жизни предка своего.
Мы свои копали корни –
Накопали кое-что.








3 ученик В семейном кругу мы с вами растем!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи.
Самоопределение к деятельности – (Л); - смыслообразование (Л);
- целеполагание (П);
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).























Извлечение необходимой информации из текста (П).


2. Обмен информацией.
- Начнем наш урок с разминки. О семье сложено много пословиц и поговорок. У вас на партах лежат конверты.
Задание: Сложите пословицы.
Проверим:




- Как понимаете смысл пословиц.(слайд 3-5)

- На прошлых уроках мы познакомились с пословицами разных народов, в которых говорилось о связи времен, о невозможности строить будущее без опоры на прошлое.

Прочитайте вьетнамскую пословицу (слайд 6)

- Объясните ее.

- Что позволяет нам узнать, откуда идет наш род?
- Как нам помогают отчества?
- Можете ли вы сказать, как звали вашего прадедушку, если знаете полное имя вашей бабушки?



Работа в парах.
Гость на пороге – счастье в доме.
Дом без хозяйки - сиротка.
Яблоко от яблони не далеко падает.
Чем богаты, тем и рады.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Ответы учащихся.







«Человек, имеющий предков, подобен дереву с корнями, реке с истокам »

Осознанное и произвольное речевые высказывания (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации (К).

3. Связывание информации.


Генеалогическое древо.













История бабушек и дедушек.


Ваши предки, ваши корни - ваша родословная. (слайд 7) Родители и вы - часть, причем верхняя часть, чудесного родословного древа. В дальнейшем вы станете родоначальниками новых ветвей, и внуки будут гордиться такими предками, как вы. Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое дерево.(слайд 8,9) Эта традиция возвращается в наши с вами семьи.
Многие из вас, вместе с родителями, попытались составить свои родословные.
У кого-то на дереве 10-15 листочков, но и они говорят о большой проделанной работе. А самое большое дерево получилось у Гурьевой Марии.. Давайте послушаем ее рассказ.













А сейчас послушайте рассказы ребят, которые провели исследовательскую работу о своих бабушках и дедушках.
















Рассказ ученицы



Дети рассказывают стихи.
1 уч. А бабушка моя - бесценна!
Поймет, поможет и простит,
Её улыбка - драгоценна,
Она улыбкой исцелит!

2 уч. У меня ест дедушка - он, как лунь седой.
У меня есть дедушка с белой бородой.
Для меня мой дедушка - самый дорогой,
Хоть он старый, дедушка, но зато он - мой!

На экране фотографии бабушек и дедушек. Дети рассказывают о них.
Смыслообразование (Л); поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственные связи (П); использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

4.Физкультминутка













Бабушкин сундучок
- А сейчас мы с вами проведем очень коротенькую игру.
- Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Теперь встаньте парами, лицом друг другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете?
- Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.
- И вы, ребята учитесь дорожить и гордиться своими родственниками.

- Оказывается, в ваших семьях хранится много старинных вещей, к которым прикасались ваши предки. Я думаю, что всем будет интересно послушать сообщения о таких чудесных вещах, ставших реликвиями. (Слайд 10).
Реликвия - вещь, хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом почтительного отношения.
- Вот о своих семейных реликвиях и расскажут ребята.
Фотографии. История вещи – история человека, история семьи.
- Когда хотят похвалить человека, говорят: « У него крепкие корни». Что это значит?

- Ребята, в языке русского народа жили и живут слова, обозначающие степень родства. Сейчас мы проверим, знаете ли вы их.(слайд 11)

1. Сын моей матери.

2. Мой родитель.

3. Брат отца или матери.

4. Мой наследник.

5. Сестра мамы или папы.

- Как вы думаете, а наши гости знают такие слова? Хотите проверить? Давайте узнаем, справятся ли они с заданием.








Поддержка, взаимопомощь.



Выступление ученицы Востряковой Дианы с проектом «Моя семья.»









Рассказы детей о семейных реликвиях.



Такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его хорошо воспитала.


Отгадывание кроссворда:


Брат

Отец

Дядя

Сын

Тетя


5. Дополнительный материал.
Задания взрослым, присутствующим на уроке:

Как называют этих людей, одним словом?
а) брат жены (шурин);

б) сестра мужа (золовка);

в) отец жены (тесть);

г) дочь брата или сестры (племянница);

д) брат мужа (деверь);

е) сестра мужа (свояченица).

- Молодцы наши гости! Все то они знают. Ребята, но мы назвали далеко не всех родственников. Дома вы вспомните еще слова, обозначающие степень родства. Возможно, вам понадобиться помощь родителей, обязательно ей воспользуйтесь. На следующем уроке мы проверим, сколько таких слов вы вспомнили.



6. Итог урока:
Семья - это продолжение вашего рода. Начало его, как мы выяснили, уходит в далекое прошлое. В нем, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителям и, благодаря судьбе, ваши родители смогли встретить друг друга. Ваши предки подарили жизнь вашим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам. Пусть каждый из нас помнит о своих родных, хранит историю своей семьи, и эта память станет незримой ниточкой, связывающей день прошлый и день сегодняшний.

Наш урок я хочу закончить словами А. Ахматовой:
«Нам есть чем гордиться и есть что беречь» (слайд 12)
- Так будем же гордиться своими предками и будем беречь память о них в своих сердцах, чтобы пронести ее через всю жизнь и передать своим детям и внукам.



7. Домашнее задание.
1.Записать слова, обозначающие степень родства.(слайд 13)
2.Узнать о своём имени и фамилии.




8.Рефлексия.
На партах лежат яблоки с вашими именами. Составим

« Древо жизни 3 «б» класса». (слайд 14)

- Кто работал хорошо, кто выполнял правильно все задания – прикрепляет красное яблоко.
- Кто старался но допустил ошибки – желтое яблоко.
- Кому на уроке было трудно – зеленое яблоко .

- Урок окончен. (слайд 15)

Рефлексия способов и условий действий (П); контроль и оценка способов своей деятельности (Р); самооценка на основе критерий успешности (Л); адекватное понимание успешности или неуспешности; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); планирование успешного сотрудничества (К); следование моральным нормам и этническим требованиям (Л).









15