Конспект урока по чтению и развитию речи В шутку едим, в шутку работаем (3 класс)
Конспект урока по чтению и развитию речи в 3 классе Учитель начальных классов Погорельчук Наталья Леонидовна
Тема: «В шутку едим, в шутку работаем». Латышская сказка.
Цель:
-познакомить учащихся с латышской сказкой «В шутку едим, в шутку
работаем»;
-совершенствовать навык правильного и беглого чтения сиспользованием чтения по цепочке, по эстафете;
-сформировать навык осознанного чтения, используя чтение повопросу учителя, чтение фрагмента сказки, соответствующего пункту плана или иллюстрации;
-коррегировать и развивать связную устную речь, используя вопросы,
картинный и словесный планы сказки;
-развивать воображение учащихся при помощи словесного рисования эпизодов сказки.
Оборудование: учебник чтения, запись на доске слов требующих уточнения значения, иллюстрация с изображением работающих косарей.
Ход урока
I.Орг.моментСядет тот, кто прочитает название животных, которые спрятаны в этих строчках:
Вабрволккенгрлевитрпавукелисарпакенгшжмедведьбю
(ученики записывают на листочке)
2.Логопедическая пауза.
-Чтобы говорить на уроке правильно, чётко, красиво, чтобы читать выразительно - давайте разомнём наши губы, языки:
артикуляционная гимнастика: (можно смотреть таблички)
«Лошадка» (щелканье языком под счет учителя 10-15 раз);
«Вкусное варенье» (облизывают губы)
«Часики» (высунув язык двигают направо - налево под счет учителя)
фонетическая зарядка:
Са-са-са -это хитрая лиса.
Су-су-су - живет она в лесу.
Сы-сы-сы- много дела у лисы.
Со-со-со - прокатили колесо.
Се-се-се - прокатились в колесе.
3.Проверка домашнего задания.
-Почему звери согласились с предложением льва? Справедливо ли волк поделил добычу? Почему?
Чтение сказки и пересказ сказки.
4.Сообщение темы урока «В шутку едим, в шутку работаем».
Подготовительная беседа.
-Какую работу выполняют люди в поле летом? (Пропалывают растения от сорняков, собирают лекарственные растения, заготавливают сено...)
-Участвовали ли вы в летней работе? Что вы делали?
-Легко или сложно было выполнять работу? Почему?
-Какими словами можно сказать о летнем солнце? (Яркое, жгучее, палящее, ослепительное)
-Как нужно спасаться от жары? (Отдыхать в тени, пить много жидкости,..)Работа с иллюстрацией.
-Какое время года нарисовал художник? Чем люди заняты? (Люди косят траву, т.е. заняты косьбой травы.)
-Какие инструменты необходимы для косьбы травы? (Коса.)
-Знаете ли вы как выглядит коса?
-Она состоит из двух частей: деревянной ручки с перемычкой и металлического косья. Чтобы скосить траву, необходимо отвести в сторону руки и затем вернуть их в исходное положение (сопровождать показом), а косье прижимать к земле;
Люди, которые заняты косьбой травы, называются косари. Место, где
Косят траву,— покос.
5.Словарная работа.
коса — косари — покос
хлебать—похлебкачереда-черёд-очередь
(прочитать и объяснить, что эти слова обозначают)
Вопрос: Как хозяин отнёсся к своим косарям? (ответить на главный вопрос, после прочтения сказки)
6.Чтение первой части сказки.
После прочтения этой части сказки учитель выясняет, насколько глубоко ребята
восприняли этот текст:
—Назовите героев этой сказки.
—Кто такой хозяин? Работал ли он в поле? Что он делал?
Следующую часть сказки читаем по эстафете.
Вопросы по итогам прочтения второй части:
—Отчего котел оказался пуст? Кто расплескал похлебку? Как это случилось?
—О чем спросили косари хозяина?
—Что хозяин ответил работникам? Прочитайте.
Как вы понимаете выражение «поешьте просто так, в шутку»? Как можно сказать по-другому?
Чтение заключительной части сказки.
—Что делали косари после отдыха? Как они работали? Чем хозяину не понравилась работа косарей?
—Что ответили работники хозяину? Почему?
7.Физкультминутка.
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Расскажите, кто на ней изображен.
Что делает хозяин? Много ли похлебки в котле? Почему?
Вспомните, переживал ли хозяин о расплесканной похлебке или ему было все равно. Как вы думаете, косари обрадовались или огорчились привезенному обеду?
Прочитайте отрывок, соответствующий иллюстрации. Голосом передайте настроение
косарей.
8 Анализ текста сказки
—Придумайте название к этой иллюстрации. («Хозяин отдает пустой котел косарям».)
—Вспомните, с чего начиналась сказка о косарях и хозяине, Кого бы вы нарисовали к этой части сказки?(Словесные зарисовки учеников).
—Учащиеся анализирует изображенное, потом читают («жужжащее» чтение)
соответствующий фрагмент сказки и подбирают подходящий заголовок (например: «Хозяин везет похлебку на покос»).Далее спрашиваю:
-Что произошло после того, как косари «в шутку поели»? Какую бы
картинку вы нарисовали к этой части текста?
-Как косари проучили жадного хозяина? Понравилось ли это хозяину?
Почему?
9. Работа с картинным планом.
-Перескажите сказку, опираясь на иллюстрации и подписи к ним
1)Хозяин везёт похлебку на покос.
2)Хозяин отдает пустой котел косарям,
3)Косари работают в шутку.
10. Заключительная беседа по вопросам:
-Кто из героев сказки вам понравился? Почему?
-Назовите черты характера хозяина?
-Какую главную ошибку допустил хозяин? Как он относился кработникам?
-Почему нужно быть внимательным к другим людям, проявлять заботу о них?
11.Задание на дом (стр. 110-111, пересказ).
12. Итог урока.