Конспект урока по литературному чтению по теме: И в шутку и всерьез
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
2 КЛАСС
ПРОГРАММА «ШКОЛА РОССИИ»
Тема: «Обобщающий урок по разделу «И в шутку и в серьёз»
Разработала:
учитель
начальных классов
высшей квалификационной
категории
Базарова Юлия Викторовна
2012
Цели:
обобщить знания учащихся по пройденному разделу;
развивать память , внимание , мышление, речь учащихся;
воспитывать интерес к урокам чтения.
Оборудование:
экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки
презентация к уроку
карточки с отрывками из прочитанных произведений
учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. “Родная речь”, 2 класс
Ход урока:
1.Организационный момент
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь.
2. Постановка цели урока
- Сегодня на уроке вспомним произведения и авторов из прочитанного нами раздела «И в шутку, и всерьез». А еще мы поиграем в интересные игры, которые помогут нам вспомнить эти произведения.
3. Проверка домашнего задания
- Вам было задано на дом подготовить выразительное чтение или чтение наизусть стихотворения, которое понравилось.
4. Работа по теме урока
Игра «Угадай произведение»
Учитель готовит для детей карточки с отрывками из прочитанных рассказов этого раздела. Ученики по очереди выходят к доске, выразительно читают отрывок и называют рассказ.
Карточка 1
«Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая он забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых 2 апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах улёгся спать»
Карточка 2
«Каждый день они собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное. Или просто разговаривали. Или мартышка пела смешные песенки, а удав, слоненок и попугай слушали и смеялись. Или слоненок задавал умные вопросы, а мартышка, попугай и удав отвечали. Или слоненок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него»
Карточка 3
« А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил её. Тут я взял и долил в чашку кипятку. Всё равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть. Взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу»
Игра «Доскажи словечко»
В карточках не дописаны некоторые строчки. Ученик читает отрывок из стихотворения и должен правильно отгадать, какое слово пропущено, если у него не получается, то тогда пробует другой ученик. Начинает игру учитель – читает стихотворение И. Токмаковой «Плим», не дочитывая в двустишии последнее слово:
Ложка - это ложка,
Ложкой суп ... (едят)
Кошка - это кошка,
У кошки семь ... (котят).
Тряпка - это тряпка,
Тряпкой вытру ... (стол).
Шапка - это шапка,
Оделся и … (пошел)
А я придумал слово,
Смешное слово - … (плим)
И повторяю снова -
Плим, плим, … ( плим)
Карточка 1
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумажку мажет.
Красит в разные цвета.
Ух, какая … (крастота)
Карточка 2
Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит лежит кругом.
Смотрю – навстечу мой знакомый
Бежит по снегу ………… (босиком)
Карточка 3
Над нашей квартирой
Собака живёт
Лает собака и спать не даёт.
Спать не даёт ……… (нам)
А над собакою кошка живёт
Мяукает кошка и спать не даёт ……. (собаке)
Ну а над кошкою мышка живёт.
Мышка вздыхает и спать не даёт…… (кошке)
Карточка 4
Я не зря себя хвалю,
Всем и сразу говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу …. (повторю)
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на …….. (окне)
Карточка 5
Если был бы я девчонкой –
Я бы время не …… терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки …… постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы комнаты …. подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам почистил бы …… картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по …. местам!
Отчего ж я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
- Молодчина ты, ……. сынок
5. Физкультминутка
6. Продолжение работы по теме урока
Игра «Найди ошибку»
- Найдите ошибки в названиях рассказов и стихотворений.
«Всё тайное становится ясным» (явным)
«Товарищам взрослым» (детям)
«Если был бы я мальчишкой» (девчонкой)
«С нашей квартирой» (над нашей квартирой)
«В чуждой стране» (чудной)
Игра «Две группы» (работа в группах)
- Разделите на 2 группы эти слова и дайте название группе (можно использовать название произведения)
Мама, попугай, милиционер, мартышка, слонёнок, Денис, дяденька, удав
(Ответ: «Тайное становится явным», «Зарядка для хвоста»)
Игра « Откуда я»
Учитель показывает предметы или сюжетные картинки из изученных произведений. Дети отвечают с помощью учебника, зачитывают название, автора и несколько строк из произведения.
Горшочек мёда и шарик
Апельсин
Кисточка
Попугай
Баночка с хреном или милицейская фуражка
Игра «Найди лишнее»
- В каждой строчке перечислены герои одного произведения, но кто-то один лишний.
Волк, лиса, мотылёк, медведь, сычи, дельфин. (медведь)
Медвежонок, кролик, ослик, поросёнок, слонёнок, сова. (слонёнок)
Гена, Чебурашка, Чандр, Тобик, Шапокляк, цветок. (цветок)
Ваня, груши, кактус, конь, старушка, окно, собачка. (груши)
Старков, Красильников, сушёные груши, лыжи, санки. (санки)
Суп, вилка, ложка, кошка, котята, тряпка, шапка. (вилка)
Попугай, удав, жираф, слон, мартышка. (удав)
Милиционер, мама, Дениска, дяденька,
7. Подведение итогов
- Как называется раздел, который мы с вами закончили изучать?
- Какое произведение особенно запомнилось, стало любимым?
Домашнее задание
- Нарисуйте иллюстрацию к любимому произведению.
- Урок окончен, всем большое спасибо.