Рабочая программа Листая семейный альбом
Рабочая программа элективного курса
«Листая семейный альбом»
Автор
Учитель истории и обществознания
Хромцова Татьяна ЮлиевнаБеломорск
2014-2015гг
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Листая семейный альбом» является авторской. Рабочая программа предназначена для организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся и рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Срок реализации рабочей программы 1 год.
Цель рабочей программы:
- организация поиска материалов, позволяющих изучить историю своей семьи через фотографию или семейную реликвию;
- воспитание чувств патриотизма;
-популяризации фототворчества среди детей.
Содержание рабочей программы
Первый блок. Учусь создавать проект и проводить исследование (11ч.)
Изучение этого раздела способствует развитию исследовательских способностей. Учащиеся должны овладеть специальными умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:
видеть проблемы;
ставить вопросы:
выдвигать гипотезы;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Тема «Что такое исследование» (2 часа)
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Методы исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.)
Тема «Гипотезы и способы их конструирования» (2 часа)
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Тема «Искусство задавать вопросы» (2 часа)
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы
Тема «Как выбрать тему собственного исследования» (2 часа)
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися
Тема «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» (3 часа)
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать
Второй блок. Листая семейный альбом (24ч.)
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований по теме «Листая семейный альбом» и выполнение творческих проектов. Этот блок выступает как основной, центральный. На данном этапе учащиеся работают с выбранной темой. Изучают различные источники информации, работают с информантами. В конце года проводится защита работ ребят.
Тема «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» по теме «Листая семейный альбом» ( 20 ч)
Работа с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо в связи с разнообразностью тематики.
Тема «Подготовка собственных работ к защите» (2 часа)
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема «Собственная защита исследовательских работа и творческих проектов» (2 часа)
Участие предполагает: доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Используемые технологии
Программа ориентирована на занятия в виде практикумов. В ходе выполнения практических заданий, где деятельность учащихся основывается на отборе интересных исторических источников- фотографий из семейного фото архива - обобщить собранный материал и оформить его в виде творческой работы. Для реализации программы используются личностно-ориентированные технологии. Практические занятия по изучению источников: индивидуальные консультации, изучение документального материала, интервьюирование родственников и знакомых, обработка материала по выбранной теме.
Формы и методы контроля
Формой промежуточного контроля является презентация части индивидуального проекта, формой итогового контроля – представление индивидуального проекта.
Ожидаемые результаты
В результате реализации рабочей программы элективного курса предполагается:
Включение семьи в проектно- исследовательскую деятельность, результатом которой станет проект ученика;
Выявление редких фотографий и создание «золотого фонда» фотодокументов, кино – и видео – документов из частных семейных фотоальбомов и архивов, отражающих историю, быт, политические, культурные, социологические и иные общественные процессы.
Желание учеников на углубление темы исследования или выход на смежные с исследованием темы.