Час с психологом Особенности подготовки к ЕГЭ
ЧАС С ПСИХОЛОГОМ. 9, 11 КЛАСС.
Особенности психологической подготовки к экзамену в форме ЕГЭ.
Цель занятия: ознакомить учащихся с некоторыми психологическими аспектами при подготовке к экзамену.
Задачи:
отработать некоторые приемы активного запоминания;
отработать некоторые приемы самообладания и волевой мобилизации;
отработать некоторые приемы релаксации и снятия напряжения.
Введение. Выпускной класс очень ответственный, экзамены, которые ждут Вас всех, требуют много сил при подготовке. Экзамены – это серьезное испытание, которое заставляет человека мобилизовать все свои силы. Приемы, которые мы рассмотрим сегодня, позволят Вам включиться в работу. Для того чтобы мозг работал в самом эффективном режиме, необходимо освоить ряд приемов и правил, которые помогут вам с наименьшими усилиями подготовиться к экзаменам и успешно их сдать, при условии регулярных тренировок.
Упражнение «Ассоциации».
Разбейтесь на группы. Обсудите в группе и запишите, с чем у каждого из Вас ассоциируется слово «экзамен»? Заполните таблицу, используя дополнительное обсуждение с учащимися тех трудностей, о которых сигнализирует та или иная ассоциация, и способов их преодоления:
Группа ассоциаций
Трудности, которые мы испытываем в процессе подготовки и в процессе сдачи экзаменов
Способы преодоления трудностей
Многие отметили, что необходимо запоминать много материала. Разберем некоторые методы активного запоминания.
Метод ключевых слов.
Что такое ключевое слово? Это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить - как вспомнится вся фраза. Формируется костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова (составление плана запоминаемого материала).
Метод повторения И. А. Корсакова (основные принципы)
1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:
1-й день 2 повторения;
2-й день 1 повторение;
3-й день без повторений;
4-й день 1 повторение;
5-й день без повторений;
6-й день без повторений;
7-й день 1 повторение.
3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.
Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.
«Зубрежка»
Бывает так, что какой-то материал ну совершенно «не идет». В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила.
Какова процедура «зазубривания»?
повтори про себя или вслух то, что нужно запомнить
повтори через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды
повтори, выждав 10 минут (для запечатления)
для перевода материала в долговременную память повтори его через 2-3 часа
повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти)
Экзамен – это стресс. Как же научиться самообладанию и волевой мобилизации?
Упражнение «Эксперимент».
Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
Каждому участнику выдаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ
нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОгБеГ УщиХ ног
Обсуждение по вопросам:
Сразу ли вы справились с заданием?
Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
Как развить самообладание?
Упражнение «Приятно вспомнить».
Упражнение основано на использовании такого механизма психической саморегуляции, как самоубеждение. В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и проанализировать опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом. В конце концов, нужно твердо сказать себе: «Я решал задачи и посложнее, решу и эту!».
Следующий вопрос. Для чего нам необходимо умение расслабляться? Как известно, мышечное напряжение вызывает негативные эмоции беспокойства разной силы. Если эмоции достаточно сильны, они блокируют мыслительные процессы. Поэтому для поддержания эффективной умственной работоспособности в ситуации стресса, при вызываемых этой ситуацией эмоциями нам необходимо уметь снимать мышечное напряжение.
Упражнение «Мышечная релаксация».
Упражнение «Ресурсные образы».
Цель: научиться использовать воображаемые образы для достижения нервно-мышечного расслабления.
Инструкция: Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д.
Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях. Через 5-7 минут выйдете из данного состояния.
Упражнение «Кинесиологическое».
Цель: стимуляция познавательных способностей
После отдыха важно уметь снова включиться в работу. Для этого можно использовать очень простое упражнение.
Инструкция учащимся: Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.
Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.
Подведение итогов. Рефлексия. Обратная связь.
Не может выдержать только тот, кто вперед уверил себя, что это невозможно.
Л. Н. Толстой
Самое важное в каждом деле – пересилить момент, когда вам не хочется работать.
И. П. Павлов.
Успехов на экзаменах.
Приложения:
1. Памятка с заданиями.
2. Памятка для выпускников – поведение на экзаменах.
Педагог – психолог Михеева Л. К.
Метод ключевых слов.
Что такое ключевое слово? Это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить - как вспомнится вся фраза. Формируется костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова (составление плана запоминаемого материала).
Метод повторения И. А. Корсакова (основные принципы)
1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:
1-й день 2 повторения; 2-й день 1 повторение; 3-й день без повторений; 4-й день 1 повторение; 5-й день без повторений; 6-й день без повторений; 7-й день 1 повторение.
3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.
Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.
«Зубрежка»
Какова процедура «зазубривания»?
повтори про себя или вслух то, что нужно запомнить
повтори через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды
повтори, выждав 10 минут (для запечатления)
для перевода материала в долговременную память повтори его через 2-3 часа
повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти)
Метод ключевых слов.
Что такое ключевое слово? Это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить - как вспомнится вся фраза. Формируется костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова (составление плана запоминаемого материала).
Метод повторения И. А. Корсакова (основные принципы)
1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так: 1-й день 2 повторения; 2-й день 1 повторение; 3-й день без повторений; 4-й день 1 повторение; 5-й день без повторений; 6-й день без повторений; 7-й день 1 повторение.
3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.
Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.
«Зубрежка»
Какова процедура «зазубривания»?
повтори про себя или вслух то, что нужно запомнить
повтори через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды
повтори, выждав 10 минут (для запечатления)
для перевода материала в долговременную память повтори его через 2-3 часа
повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти)
Упражнение «Приятно вспомнить».
Упражнение основано на использовании такого механизма психической саморегуляции, как самоубеждение. В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и проанализировать опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом. В конце концов, нужно твердо сказать себе: «Я решал задачи и посложнее, решу и эту!».
Упражнение «Мышечная релаксация».
Упражнение «Ресурсные образы».
Цель: научиться использовать воображаемые образы для достижения нервно-мышечного расслабления.
Инструкция: Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д.
Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях. Через 5-7 минут выйдете из данного состояния.
Упражнение «Кинесиологическое».
Цель: стимуляция познавательных способностей
После отдыха важно уметь снова включиться в работу. Для этого можно использовать очень простое упражнение.
Инструкция учащимся: Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.
Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.
Не может выдержать только тот, кто вперед уверил себя, что это невозможно.
Л. Н. Толстой
Самое важное в каждом деле – пересилить момент, когда вам не хочется работать.
И. П. Павлов.
Упражнение «Приятно вспомнить».
Упражнение основано на использовании такого механизма психической саморегуляции, как самоубеждение. В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и проанализировать опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом. В конце концов, нужно твердо сказать себе: «Я решал задачи и посложнее, решу и эту!».
Упражнение «Мышечная релаксация».
Упражнение «Ресурсные образы».
Цель: научиться использовать воображаемые образы для достижения нервно-мышечного расслабления.
Инструкция: Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д.
Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях. Через 5-7 минут выйдете из данного состояния.
Упражнение «Кинесиологическое».
Цель: стимуляция познавательных способностей
После отдыха важно уметь снова включиться в работу. Для этого можно использовать очень простое упражнение.
Инструкция учащимся: Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.
Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.
Не может выдержать только тот, кто вперед уверил себя, что это невозможно.
Л. Н. Толстой
Самое важное в каждом деле – пересилить момент, когда вам не хочется работать. И. П. Павлов.
13PAGE 14415
13PAGE 14615