Окружающий мир. Природные зоны. Тундра.


Конспект урока окружающего мира по теме:
«Природные зоны. Тундра ».
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундре;
познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать;
развивать культуру поведения, умение работать в парах, группах.
Формируемые УУД: познавательные: самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно- познавательные действия, делать обобщения, выводы;
коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач;
регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран; презентация; карта «Природные зоны мира»; рисунки растительного и животного мира тундры; карточки для индивидуальной работы и работы в парах.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка знаний.
1. Блиц-опрос +Индивидуальная работа по карточкам.
Какую большую тему мы начали изучать? (Природа России)
Что по этой теме узнали?
Моря каких океанов омывают Россию? Показ на карте (учебник с. 72-73)
Как называется самый маленький океан? (Северный Ледовитый)
Мы начали знакомиться с природными зонами России. С какой самой холодной природной зоной России мы познакомились на прошлом уроке?
Покажите эту зону на карте. Проверим, как вы усвоили материал.
2. Индивидуальная работа по карточке.
- Вставь вместо точек географические названия.
Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади …(Северного Ледовитого) океана с морями и островами. Солнце отправляет на эту зону …(косые лучи.) Оно …(светит) , но не …(греет).Зимой в Арктике … (полярная ночь).Темноту освещают луна, звезды и …(северное сияние). Дуют сильные…(ветры). Температура воздуха опускается до… (- 600 градусов). Летом наступает…( полярный день).
3. Выполнение теста «Арктика».
1. Природная зона арктических пустынь расположена…а) на островах Тихого океана;б) на островах Атлантического океана;в) на островах Северного Ледовитого океана.
2. В Арктике для растений и животных сложились…а) суровые условия;б) комфортные условия.
в) заповедные условия.
3. В ледяной зоне растут…а) кедры, березы, черемуха;б) лишайники, мхи, полярные маки;
4.В Арктике обитают животные…а) волки, белые медведи, рыси;б) моржи, тюлени, белые медведи.
5.Скопления птиц в Арктике называютсяа) птичьи базары;б) птичьи рынки;
6.Арктический заповедник расположен на: а) остров Врангеля;б) Земле Франца Иосифа;в) Северной Земле.
7. Территория Арктики:
а) плотно заселена людьми;
б) не пригодна для жилья людей;
в) не имеет коренного населения.
4. Конкурс рисунков. Ребята приготовили рисунки «Как они представляете себе Арктику?»
5. Подведение итогов проверки домашнего задания. Зачитать 1 работу по карточке…
- Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной? (Нет. Несмотря на суровые условия, там живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.) -Как вы думаете, почему людей, которые купаются зимой в проруби, называют «моржами»?
Чтобы стать моржом нужно на протяжении длительного времени ежедневно и грамотно закаляться.
- Что вы узнали о людях, которые работают в Арктике?
- Кто из вас хотел бы там работать? Что вас привлекло?
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд)
III. Самоопределение к деятельности
1. Разгадывание кроссворда
Новая природная зона приглашает вас – И опять в экспедицию отправляется класс.А чтобы тему урока узнать,Кроссворд нам надо разгадать:
Вопросы к кроссворду:
Короткое название ледяной зоны (Арктика)
Птица с необычным красным клювом (Тупик)
Название острова, на котором расположен заповедник (Врангеля)
Арктика- царство снега и … (Льда)
Растения, живущие в толще воды (Водоросли)
Вид рыбы, обитающий в северных морях (Сайка)
Ключевое слово: Тундра
Молодцы! Вы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять предложенные учителем задания, работать в парах, группах, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы…)
- Что бы вам хотелось узнать по этой теме?
IV. Открытие нового знания
Итак, тема нашей экспедиции на уроке – тундра.
В течение урока мы должны будем ответить на следующие вопросы. (Учитель вывешивает на доску или открывает заранее написанные на доске вопросы).
Где расположена зона тундры?
Каковы особенности неживой природы в этой зоне?
Как эти особенности влияют на животный и растительный мир?
Как связаны друг с другом человек и тундра?
Послушайте загадку о новой природной зоне.
Много рыбы у нее, Много зверя у нее. Не скупа, наоборот, Все нам щедро отдает.
Слово «тундра» произошло от финского «бесплодная или враждебная территория». Самая северная, самая холодная зона – Арктика. К югу от этой зоны, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. (Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.
4. Путешествие наше планировалась заранее, поэтому сопровождать нас будут  ботаники, зоологи и экологи, которые побывали в тундре в составе научно-исследовательских экспедиций.
5. Подбор одежды
А теперь, оценив расположение тундры, подумайте, как одеться в экспедицию. Работа в парах.
У вас на парте есть карточки с названием одежды (меховая куртка, валенки, босоножки, туфли, кожаные перчатки, рукавицы, сарафан, гольфы, меховая шапка, джинсы, шорты, сапоги), подумайте и выйдите к доске те, кто считает, что его одежда подходит для нашего путешествия.(Слайд «ОДЕЖДА КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ТУНДРЫ»)
– А вот как одеваются коренные жители тундры.
– С чем это связано?
– Да тундра – очень холодная зона.
6. Рассказ учителя . (слайды)
Местоположение. Климат.
Немного южнее зоны арктических пустынь расположилась зона тундры. Слово «тундра» в переводе с языка местных жителей означает «безлесье». Тундра занимает значительную часть побережья Северного Ледовитого океана. Зима здесь длится более полугода. Она холодная с сильными морозами и метелями.
Земля проморожена на глубину до 500 метров. Солнце здесь поднимается выше, чем в Арктике, поэтому лето более длинное – 2-3 месяца. Днём температура в летний день бывает от 10 до 15 градусов. Верхний слой земли прогревается и оттаивает, но не более, чем на полметра. Кругом образуются небольшие болотца и озерки, потому что вода не просачивается в мёрзлую почву.
Учитель: Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год, лето короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует вьюга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нем можно ходить не проваливаясь. А под снегом замерзшая земля. Даже летом она оттаивает на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Про тундру говорят, что она делится на две части: снежную и мокрую. Снежная часть – понятно. А почему мокрая?
Вывод слайд
Низкие температуры
зимой до – 50 градусов, летом до + 10 градусов
многолетняя мерзлота
лето – 2-3 месяца
полярные день и ночь
болота, мелкие озёра
ФИЗМИНУТКА
Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях. Включаются в работу ботаники.
Учитель. Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры? Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры?
Ученики. Растительный мир беден.
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной» на с. 84–85 учебника. Назовите растения тундры.
Ученики. Брусника, голубика, морошка, карликовая ива.
Учитель. Какая у них наземная часть? Почему?
Ученики. Все они очень маленькие, корявые, стелющиеся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. У них небольшие корни и маленькие листья.
Учитель. В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые.
9. Слово ботанику.
О растительном мире начнет рассказывать… 
Растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике.
Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются.
Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки, все оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через несколько месяцев снег снова укроет землю.
Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на олений мох или ягель.
Ягель имеет беловатую окраску. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькое деревце или кустарник. Ягель – пища для оленей. Олени безошибочно находят его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой.
Учитель: В тундре много различных мхов. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни здесь. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров.
2.Морошка
3.Голубика
4.Брусника
Учитель:
– Мы говорим о природе России. Какое дерево является символом России?
– Берёза.
– Художники и поэты воспели берёзу в своих произведениях. И вот эту красавицу берёзку: стройную, высокую попробуем поселить в тундре. На какую глубину в почву уйдут корни?
Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. Сравните.
Карликовая ива
10.Вывод Слайд «Особенности растений»
короткие корни, т.к. многолетняя мерзлота,
растения низкорослые, т.к. сильные ветры,
короткий период цветения и созревания плодов,
мелкие листья.
 11. Слово зоологам. Животный мир
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию «В тундре весной» на с. 86–87 учебника.
Учитель. Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?
Ученики. В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень.
СЛАЙД «Птицы»
Многие перелётные птицы прилетают в тундру на лето. Летом в тундре появляется бесчисленное количество комаров, мошек, оводов. И в это время года для гнездования прилетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, журавли, кулики. Здесь они выводят птенцов. Как вы думаете, а что привлекает этих птиц в тундре? (Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток).
Но в тундре есть еще и постоянные ее обитатели. Как же они приспособились к жизни в условиях долгой суровой зимы?
Учитель. Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек.
Белая куропатка – растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.
Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает её от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. За бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенную реакцию в народе её прозвали «пернатой кошкой».
Песец – хищник, одно из немногих животных способных переносить сильные морозы и снежные ураганы. У него очень плотная шерсть на подошвах, особенная густая зимой. Очень острое обоняние помогает ему находить мелких зверьков даже под толстым слоем снега толщиной более 3-х метров. Белая шерсть делает песца незаметным на снегу.
Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.
Лемминги – серые небольшие мышевидные грызуны. Окраска у некоторых из них желтоватая с темными и светлыми пятнами. Очень интересно лемминги проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Леммингами питаются многие животные тундры.
Как приспособились к жизни в тундре представители животного мира?
Ученики. У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех.
V. Закрепление. Вы внимательно прослушали рассказы детей.
– Отгадайте загадки народов Севера
От рогов ветвистых, стройныхНа снега упала тень.Кто бежит к нам, с ветром споря?Это северный… (олень).Злая вьюга сугробы намела,Все затихло, будто тундра замерла.На снегу еле заметные следы,Что за птиц белых стаи залегли?(Белая куропатка)
Всю зиму до самого летаВ наряд белоснежный одета.Глаза, как зеленые блюдца,Не плачут и не смеются.При солнце таится и спит,Во тьме на охоту летит. (Сова)
VI. Тундра и человек.
Учитель.  Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное.
– В тундре проживают чукчи, ненцы, эвенки и другие малочисленные народы Севера. Главное занятие населения – оленеводство. Олени приносят большую пользу человеку. Люди зимой и летом ездят на оленях, используют в пищу молоко и мясо оленей. Из их шкур шьют обувь и одежду. В тундре много пушного зверя, поэтому население занимается охотой. Население также занимается рыболовством, потому что в морях и реках много рыбы. Местные жители выращивают скороспелые сорта овощей в парниках и теплицах. В тундре найдены богатейшие месторождения полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, уголь.
(По ходу рассказа ребята демонстрируют фотографии народов Севера, образцы полезных ископаемых, рисунки основных занятий местных жителей)
“Страничка экологии”
– Природа тундры необыкновенно ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления потребуются годы. На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи.
Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство.
Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы:
белый журавль или стерх,
малый или тундровый лебедь,
краснозобая казарка, кречет.
Все они внесены в красную книгу России.
В тундре создан Таймырский заповедник в котором гнездятся такие редкие птицы, как краснозобая казарка и сокол-сапсан.
Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом.
IV. Закрепление изученного материала.
Подошла к концу наша экспедиция и пришло время обобщить полученные вами сведения.
Дифференцированные задания.(карточка)
Перед вами наборы карточек разного цвета:
Красные – задания повышенной сложности;
Зеленые - средней сложности;
Желтые - для тех, кто слабо усвоил материал.
Учащиеся выбирают любую карточку и выполняют задание. ( 2 оставшиеся карточки из набора ребята могут взять домой, чтобы выполнить задание)
Работа в парах
Вставить пропущенные слова в текст, используя учебник с.84 - 94
Природные условия тундры менее суровы, чем …
В тундре много различных мхов и …
Кроме того здесь растут …, …, …, …
Растения тундры …, многие стелются по земле.
В тундре летом много комаров и мошек, поэтому сюда прилетают …, …, …
А вот постоянно живут в тундре белая … и полярная …
Самым главным животным тундры является северный …
Основное занятие населения тундры – …
V. Подведение итогов урока.
Итак, мы познакомились с удивительным краем – тундрой. Понравилась вам экспедиция?
Что понравилось? Что заинтересовало?
VI. Д.З.
1.Повторить материал с.84-94, выполнить задания в рабочей тетради, с. 7-8.
2.Кто выполнял задание на карточке, где красный кружок, составить 2-3 цепи питания, характерные для тундры.
3. Конкурс рисунков «Тундра». (по желанию)