Конспект урока по окружающему миру на тему Что мы знаем о воде. 2 класс
МАОУ Каскаринская СОШ
Конспект урока по окружающему миру во 2 «в» классе«Вода и её свойства»
подготовила
учитель начальных классов
Портнягина Кристина Александровна
г.Тюмень
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА __Вода и свойства воды______ (Тема урока)
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации
( свойства воды)
9. Задачи:
- обучающие
формировать представления о свойствах воды;
формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений
-развивающие
развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ и синтез.
развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на поставленную задачу; развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения.
-воспитательные
воспитывать интерес к предмету;
воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в группах, выслушивать и уважать мнение других.
Тип урока: урок - открытие нового знания
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое оборудование: рабочие листы для обучающихся, кластер.
Оборудование для опытов: стаканы, мензурки, колбы, пробирки, ложки, полоски белой и цветной бумаги, соль, сахар, стекло, Ход урока:
Этап урока Действия учителя Действия учащихся УУД
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Ребята, а вы часто задаёте вопрос почему, когда, что? Тогда … Настраиваются на работу на уроке.
Высказывают своё мнение Познавательные (Формирование умения выделять нужную информацию)
Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности 1. - Перед вами сундучок.
Хотите узнать что в нём?
Без чего не может мамаНи готовить, ни стирать,Без чего, мы скажем прямо,Человеку умирать?Чтобы дождик лился с неба,Чтоб росли колосья хлеба,Чтобы плыли корабли,Чтоб варились кисели,Чтобы не было беды –Жить нельзя нам без …
2. - Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в сундучок?
3. Открывает сундучок и достаёт бутылочку с водой.
Посмотрите! И вправду вода!
4. Какова же будет тема нашего урока?
Открывается первая часть темы урока «Вода…».
Перед вами рабочий лист, запишите на верхней строчке «Вода»-Ребята, скажите, где в природе мы встречаемся с водой? ... Чтобы проверить ваши знания, возьмите лежащие на партах кластеры. Сейчас я буду читать загадки , а вы пишите отгадки.
Зимой в поле лежал,А весной в речку побежал. (Снег)
Мост, как синее стекло.Скользко, весело, светло. (Лед)
На дворе переполох,С неба сыплется горох. (Град)
Не колючий,Светло – синий,По кустам развешен…(Иней)
Над рекой, над долиной,Повисла белая холстина. (Туман)
Без рук, без ног,А вверх ползет. (Пар)
Наши отгадки – это свойства воды в разных состояниях. В каких? А в каком ещё состоянии бывает вода?( В жидком)
Выдвигают гипотезы.
Сравнивают со своим ответом увиденное.
Высказывания и предположения.
Записывают в рабочий лист. Коммуникативные (умение анализировать, сравнивать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
Регулятивные (умение определять тему и цель деятельности на уроке)
Р: способность принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
П: строят высказывания в устной форме, анализируют, сравнивают, строят рассуждения о предмете загадки, устанавливают аналогии.
Выявление
места и причины затруднений
(постановка учебной задачи) Сегодня на уроке вы познакомитесь с удивительными свойствами жидкой воды. Уточним тему нашего урока.
Открывается вторая часть темы «Вода и её свойства» ( допишите)
Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?
- Только ли из энциклопедий и учебников можно узнавать что-то новое?
А какой способ больше всего подойдёт нам сегодня для того, чтобы ответить на вопрос каковы свойства воды? Какой способ поиска вам кажется интереснее?
Да, оптимальный источник информации о свойствах воды это проведение опытов с водой. Высказывают своё мнение
Коммуникативные (умение слушать и слышать, оформлять свои мысли в речи)
Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)
Построение
проекта выхода
из затруднения - Любое высказывание и утверждение требует доказательства. Каким образом мы сможем это доказать?
Для этого существуют специальные лаборатории. А вы знаете, что такое лаборатория?
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова
Представьте, что мы с вами в научной лаборатории и будем проводить исследование.
Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила. Мы для опытов будем использовать только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.
Будем работать в группах.
Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах.
Внимательно слушать друг друга.Не перебивать.Прийти к единому мнению.Представить работу группы.
В каждой группе есть лаборант капитан, он проводит опыт. Другие ребята -исследователи, они читают инструкцию для опыта, записывают результат на рабочий лист .
Сколько тайн у воды?
Одна? Две? Три?
Нам их всех не сосчитать,
Но попробуем узнать!
Высказывают своё мнение
Коммуникативные (умение слушать и понимать других)
слушать и отвечать на заданный вопрос,
Реализация
построенного
проекта -Приступаем к работе.
Опыт № 1.
- Опустите ложку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком.
- Видно ли ложку в стакане с водой»
Вывод: вода …прозрачна
Опыт № 2.Вкуса не имеет
Опыт № 3
- Возьмите в руки пипетку, наберите воды и капните её на стекло. Наклоните стекло. Что произошло с каплей?
- Возьмите еще один стакан и наклоните его. Подставьте другой стакан. Что происходит с водой?
Вывод: это свойство воды называется текучестью. Им обладают все жидкости.
Опыт № 4
- Если вода течёт, то её можно переливать из одного сосуда в другой?
-У вас на столе стоит стакан с водой. Какую форму имеет вода?
1. налейте немного воды в колбу
2. налейте немного воды в пробирку
3. налейте немного воды в чашку
Какую форму приняла вода в чашке?
- Какой можно сделать вывод?
Так какой же формы вода?
Вывод: вода …не имеет формы
Опыт № 5
-Возьмите стаканчик с водой в одну руку, а другой помахивайте в сторону носа.
-Что можете сказать о запахе воды?
Ваш вывод: вода запаха …не имеет
Опыт № 6
- Перед вами лежат полоски цветной бумаги. Сравните цвет полосок с цветом воды.
- Можно ли назвать воду синей? красной? белой?
Что вы можете сказать о цвете воды?
Ваш вывод : вода цвета не имеет.
Скажите, а почему воду рисуют голубой?
Только в больших слоях ( в морях, реках) вода имеет голубоватый цвет.
Этот опыт проведём под моим руководством.
Опыт № 7 ( я провожу)
Возьмём два чистых стакана
1. В первый насыпем соль
2. Во второй насыпем сахар.
- Размешаем воду в стаканчиках.
- Понаблюдайте, что произошло с солью, сахаром.
- Изменилась ли вода?
Что произошло с солью?
Соль ……..
А сахаром? Сахар ……
Вывод:
вода – растворитель.
Физминутка.
вывод в рабочем листе
.
вывод в рабочем листе
вывод в рабочем листе
опыт № 3.
вывод в рабочем листе
опыт № 4.
\ Познавательные (умение выявлять сущность, объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,используя практическую деятельность, умение ориентироваться в бланках рабочих листов)
Первичное
закрепление с проговариванием во внешней
речи
– Итак, работа в лаборатории завершена. Подведём итоги. На слайде все опыты
А сейчас откройте учебник на с.4 и прочитаем материал по исследованию свойств воды. Смотрим в таблицу, читаем частями.
Ответы детей. Познавательные (умение применять полученные знания в предложенных ситуациях)
Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - Поднимите руки те, кому понравилось быть исследователями? Давайте проверим, как вы усвоили новую тему.
Выполним небольшой тест. Я буду читать вопрос, а вы выбирать и подчеркивать правильный ответ.
Тест «Свойства воды»
1. да / нет
2. бесцветна / имеет цвет
3. да / нет
4. вода прозрачна/ вода непрозрачна5. вода — растворит сахар/ вода не растворит сахар
6. вода течёт / вода не течёт1. Кто ответить мне сумеет, Форму ли вода имеет?(нет)
2. Знает Маша, Витя, Света, что вода всегда... (бесцветна)
3. Бабушка пирог печет,Запах от него течет,Как разрежем апельсин-Слюнки льются - нету сил,А когда водичка льется, В носу запах остается?(нет)
4. Поиграли мы в песке,
Ручки вымыли в реке,
Вдруг ракушку увидали,
Это свойство вы узнали?(вода прозрачна)
5. Соль в стаканчик положили, И её мы растворили, Если сахар опустить, Что мы можем получить?(вода — растворитель)
6. Пластинку ровную возьмём,И на нее воды нальем, Прошу я вас ответить, Что вы могли заметить?(вода текуча)
- Проверьте свою работу.
Поднимите руки те, кто справился с тестом без ошибок?
Молодцы!
А теперь те, кто допустил 1-2 ошибки?
Обратите внимание, что надо запомнить и закрепить, чтобы впредь не делать ошибок.
Рабочий лист. Тест
По слайду
самопроверка теста Познавательные (умение применять полученные знания в предложенных ситуациях)
Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)
Итог урока.
Д.ЗСамооценка. Подведём итог нашей работы. Что нового узнали на уроке? О каких свойствах воды узнали? Чему научились? Что открыли для себя нового? Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?
Д.з. текст учебника с.4-5, рабочая тетрадь с. Заполнить таблицу свойства воды в жидком состоянии.
Самооценка.
Отметки. Выделяют утверждения.
Делятся на группы обсуждают вопрос, предполагают, выдвигают гипотезы, готовят ответ.
Познавательные (развивать умение анализировать, обобщать полученные знания)
Регулятивные (развивать умение выдвигать гипотезы)
Коммуникативные
(умение работать в группах, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности)
Личностные (развитие готовности к сотрудничеству и взаимопомощи, формирование внутренней позиции школьника)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке - В природе путешествует вода,Она не исчезает никогда.То в снег превратится, то в лёд,Растает и снова в поход.По горным вершинам,Широким долинам,Вдруг в небо взовьётся,Дождём обернётся.Вокруг оглянитесь:Вас окружает везде и всегда,Эта волшебница – наша вода.
У вас на столах лежат капельки – большие и маленькие. Давайте устроим дождик. Большая капелька будет обозначать, что урок понравился, всё было интересно. Маленькая капелька – возникли трудности, не всё было понятно. Подумайте и поднимите свою капельку. Какой замечательный дождик. А сейчас к вам на ладошку упадёт ещё одна капелька, которая останется вам на память.
Просмотр видео о воде. Рефлексия. Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
Личностные (формирование адекватной самооценки.) Л:самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности