Доклад по теме Использование метода критического мышления на уроках русского языка и литературы
Тема самообразования
«Критическое мышление учащихся на уроках развития речи как условие повышения качества литературного образования»
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Исакова Г.А.
МБОУ СОШ №12
г.о. Самара
2013
Всё наше достоинство – в способности мыслить.
Только мысль возносит нас, а не пространство и время,
в которых мы ничто.
Постараемся же мыслить достойно – в этом основа
нравственности.
Б. Паскаль.
Школьные учебники становятся всё толще. Количество предметов, которые изучают современные ученики, всё больше. А уровень знаний и уровень общеучебных умений современных учеников, по мнению многих учителей, всё ниже.
Может быть, экстенсивный путь развития образования уже исчерпал себя и нам стоит тратить усилия наших детей и свои нервы на другое?
Американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер разработали технологию развития критического мышления.
Она является относительно новой для России, с ней знакомы далеко не все педагоги наших школ.
Ещё лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. Урокам развития речи посвящены труды многих талантливых отечественных методистов (М. А. Рыбниковой, К. Б. Бархина, Л .М, Бусыгина, Т. А. Ладыженской и других). Главной задачей, которую должен решить учитель на подобных уроках, было и остается развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов, жанров. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать, опираться на интуицию, строить ассоциативные связи
Но способов, позволяющих самореализации способностей учащихся, недостаточно, в том числе и способов успешного речевого поведения.
Учителя знают, как важно формировать у детей речевую и мыслительную деятельность, развивать коммуникативные компетенции, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребность в речевом самосовершенствовании. Эти задачи и позволяет успешно решать использование на уроках развития речи технология критического мышления через чтение и письмо.
Выявленные противоречия я пытаюсь решить, развивая творческие способности личности школьника с 5 класса через использование элементов технологии критического мышления.
Цель работы:
Создание системы педагогической деятельности, позволяющей формировать навыки грамотной речи, самостоятельности суждения, умение находить нестандартные решения на основе технологии критического мышления.
Задачи:
- изучить литературу по технологии критического мышления;
- отобрать средства, способствующие развитию речи учащихся;
- описать модель моей педагогической деятельности.
В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.
Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.
Результативность опыта включает в себя:
самосовершенствование личности;
развитие творческих способностей;
умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, поэтому эта технология сегодня востребована педагогами.
Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.
Каким же образом я внедряю эту систему?
Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления (см. приложение, таблица №2)
Характеристика технологии развития критического мышления.
Но как к этому прийти, когда чаще всего учителю не важно, что именно думает ученик по тому или иному вопросу. А важно только то, насколько точно он воспроизвёл его слова или текст параграфа учебника?
Такое положение дел перестало устраивать всех: государство, которое осознало необходимость обновления образования на всех уровнях и взяло курс на обновление образования; общество, которое пришло к выводу, что человек, являющийся носителем устаревшей информации, не владеющей эффективными стратегиями мышления, не способен быть творцом, развивать окружающую действительность и быть компетентным специалистом своего дела. Но как этого добиться? На этот вопрос может дать ответ «ТРКМ», которая является одной из педагогических технологий, способной решить ряд задач, касающихся обновления образовательного процесса в условиях профильного обучения.
Конечно, технология развития критического мышления не является технологией, которая может быть востребована только на ступени профильного обучения. Однако данную технологию можно отнести к так называемым сквозным технологиям, которую можно начинать использовать на самых ранних ступенях обучения, ещё в начальной школе, продолжать использовать и при обучении учащихся 5-х – 7-х классов, а при обучении старшеклассников «ТРКМ» должна стать ведущей.
Зачем нужна «ТРКМ»?
Навыки критического анализа, развиваемые посредством приёмов данной технологии, являются неотъемлемыми характеристиками современного ученика.
ТРКМ входит в банк технологий, которые призваны активизировать образовательный процесс в школе и повысить самостоятельность учащихся.
При применении ТРКМ на уроках русского языка происходит активное развитие умений критического анализа, данная технология обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся.
Но данная технология «не привязана» к предметной области – её можно использовать при изучении самого широкого комплекса предметов, к тому же за счёт учебного курса практически целиком в рамках данной технологии, делая её использование системным и методичным.
Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта. Внешних норм и правил. Однако провести чёткую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Мы и наши учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело владеть информацией, но критически её оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать её вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и оценочности данной информации.
Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трёхфазной структуре. Сначала я начала использовать отдельные приёмы данной технологии, а затем, приобретя опыт и увидев плоды своего труда, начала разрабатывать целые блоки учебных занятий и тем. Фазы ТРКМ хорошо согласуются с привычными дидактическими циклами занятий.
Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления.
Стадия вызова.
Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.
Деятельность учителя. Задачи данной фазы.
Деятельность учащихся.
Возможные приёмы и методы.
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Составление списка «известной информации», рассказ:
-предположение по ключевым словам;
-систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
-верные и неверные утверждения;
-перепутанные логические цепочки и т.д.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
2. Стадия осмысления.
Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Методы активного чтения:
-маркировка с использованием значков
(по мере чтения ставятся на полях справа);
-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
-поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
3. Стадия рефлексии.
Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.
Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
-Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
-организация устных и письменных ответов;
-организация различных видов дискуссий;
-написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);
-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Мною разработана структура технологии, которой я пользуюсь на практике.
Из опыта работы.
Урок – исследование в 8 классе.
Тема урока: «Понятие о паронимах. Паронимы и синонимы».
Технологическая карта урока
1. Стадия вызова
2. Стадия осмысления.
3. Стадия рефлексии.
Парная мозговая атака.
Заполнение таблицы.
Дальнейшее целеполагание.
Стадия вызова. Парная мозговая атака.
Учащиеся (по парам) составляют список того, что они знают или думают, что знают, по теме. Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать своё мнение перед большой аудиторией. Предлагаю примерный сценарий обсуждения в парах:
-Синонимы – это
-Синонимы должны быть
-Синонимы различаются
-А что такое паронимы
2. Стадия осмысления. Заполнение таблицы.
Учащимся предлагается составить в тетради таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Цель её – развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их с известной им информацией.
В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре).
В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные вопросы и идеи.
Затем учащиеся читают текст «Понятие о паронимах» (я заранее распечатываю в нужном количестве экземпляров), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.
На каждой фазе технологии активнее других работают определённые приёмы.
На стадии вызова: кластер, мозговая атака, парная и групповая, «знаю-хочу узнать- узнал новое».
На стадии осмысления: инсерт, зигзаг, чтение с остановками, перекрёстная дискуссия, рассказ, лекция, просмотр видеоматериала.
На стадии рефлексии: кластер, эссе, синквейн.
Стратегия работы с текстом
Цель: овладеть приёмом графической организации материала, научиться систематизировать, схематизировать материал, составляя таблицы.
Пример использования.
Урок литературы. 6 класс.
Тема: «Большой человек» (страницы жизни М.Зощенко)».
План урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Учитель предлагает детям рассказать о том, что они знают о М.Зощенко. Результаты беседы фиксируются в таблице в графах «знаю», «источники информации».
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Источники информации
– писатель-юморист;– автор рассказов «Галоша», «Монтёр», «Встреча», «Великие путешественники», «Золотые слова»;– даты жизни (1895-1958);
учитель, произведения писателя,учебник литературы, уроки литературы в 5 классе,учебник
3. Учитель просит детей во второй графе таблицы зафиксировать вопросы о Зощенко, ответы на которые им хотелось бы узнать. Возможные варианты:
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Источники информации
– Где родился писатель?– Какой была его семья?– Весёлым ли человеком он был?– Кто были его друзьями?– Как он создавал свои произведения?– Что он больше всего ценил в людях?
4. Выразительное чтение учителем материалов учебника о М.Зощенко.
5. Индивидуальная работа учеников с графами таблицы «узнал», «источники информации».
6. Обсуждение результатов работы.
7. Письменная творческая работа на тему «Что имел в виду Л.Утёсов, называя Зощенко «большим человеком»?»
8. Домашнее задание: попытаться найти ответы на вопросы, не отражённые в тексте о писателе. Для этого учитель предлагает воспользоваться книгами из библиографии, составленной учеником, выполнявшим индивидуальное задание к уроку.
15