Презентация по математике на темуПрименение системно-деятельностного подхода на уроках математики
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» ( И. Г. Песталоцци) Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности Системно-деятельностный подход формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Системно-деятельностный подход Меняются цели образования, меняются средства и технологии обучения, но урок остается главной его формой. Именно на уроке мы реализуем системно-деятельностный подход, поэтому сегодня урок надо строить в соответствии с этим подходом. В системно-деятельностном подходе меняются статусы учителя и ученика. Следовательно, меняется и структура урока. Он не может оставаться прежним. Главенствующее положение занимает «проблемно-диалогический урок» - это урок, на котором обязательно выявляется проблема самими детьми, осуществляется поиск пути решения этой проблемы на основе уже имеющихся знаний и разных источников информации. Системно-деятельностный подход Этапы урока Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей 5 Учебно-методический комплекс «Математика 5-6 класс» Учебник направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающие достижение предметных и метапредметных результатов обучения. В учебнике собран материал:в форме специально подобранных заданий, выполняя которые учащиеся подходят к самостоятельному (или частично самостоятельному) получению новых результатов (чисел, свойств, способов действий и др.); задания для первичного закрепления нового материала, предполагающие сначала проговаривание вслух новых терминов, свойств, алгоритмов, способов действий и др. (внешняя речь), и одновременную математическую запись по новому материалу (например, выполнение задания с комментированием), а затем и самостоятельное выполнение предложенных заданий (с проговариванием про себя); для повторения и закрепления ранее изученного, а в отдельных случаях задания, направленные на достаточно длительную подготовку учащихся к введению нового материала; учебный материал для проведения учащимися действий самоконтроля и самооценки; задачи, помогающие учиться думать, рассуждать, делать наблюдения и выводы, расширяющие круг математических знаний и наблюдений. Учебник применим в различных технологиях. Он обеспечивает как базовый уровень, так и повышенный уровень изучения материала, т.к. содержит обязательный и необязательный теоретический материал и большой объём разноуровневых заданий: от стандартных до заданий повышенной и высокой сложности Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке?Какие методы и средства обучения выбрать?Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций Приемы развития личности ученика Ф.И. _____________________________________Оцените урок и результат своей деятельностиПодчеркни один из вариантов. На уроке я работалСвоей работой на уроке яУрок для меня показалсяЗа урок яМатериал урока мне был За урок я ставлю себе оценки:№1_____________№3_____________№4_____________№5_____________Проверочная работа__________ активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымустал / не усталпонятен / не понятен_______________________________ Общая оценка_______________(ставит учитель) № п\п Этапы урока Достижения 1 Актуализация 2 Постановка цели, задач урока 3 Рабочая тетрадь 4 №884, 895,894 5 Работа в парах 6 Физкультминутка 7 Групповая работа 8 Самостоятельная работа 9 №887 Итог Критерии оценивания:8-9 «+» оценка «5»6-7 «+» оценка «4»0-5 «+» необходимо дома повторить тему п. 23. Лист контроля достижений на уроке. Творческие задания Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Библиографический список«Системно - деятельностный подход в обучении» Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С. Селихова Татьяна Юрьевна. Таблица-конструктор. Режим доступа ttps://sites.google.com/site/konstruktoruroka/priemy-i-tehniki