Статья Использование здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливей больного короля».
А. Шопенгауэр
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на эти годы приходится период интенсивного развития организма.
На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно не только отсутствие болезни; смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к жизни, а также о его адекватности. Факторы , влияющие на здоровье школьника, можно разделить на 3 категории: неизбежные, корректируемые, устранимые. Смысл здоровьесберегающей деятельности состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов, устранять устранимые. Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор. Роль учителя иностранного языка трудно переоценить в этом плане. На мой взгляд, глобальная задача, о которой должен помнить любой учитель, идущий на рок, - формирование здоровой личности, способной к сотрудничеству в поликультурной среде.
Учеба – тяжелый интенсивный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.
Наиболее частыми заболеваниями школьников являются нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения. К пятому классу число детей, имеющих хроническую патологию, увеличивается в два раза по сравнению с детьми дошкольного возраста, к 15 годам – в 2,7 раза. Хронические заболевания, нервно-психические отклонения, болезни дыхательной и пищеварительной систем встречаются у старшеклассников в 305 раз чаще, чем у тех, кто только переступил школьный порог. Без ограничений могут выбирать профессию менее 20% выпускников.
В силах педагога если не устранить угрозу развитию юного организма, то максимально снизить риск развития того или иного заболевания.
Основными целями здоровьесбережения на уроках иностранного языка являются следующие:
Создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения пропагандистской работы по приобщению детей к здоровому образу жизни
Создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся.
Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений и большого объема материала для запоминания. Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы руками, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.
Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка. На уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика, максимальный учет особенностей аудитории и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, создание условий для самовыражения, авансирование ученика доверием. Эмоциональная удовлетворенность школьника на уроках иностранного языка достигается за счет формирования комфортной психологической среды. Дети в процессе обучения должны чувствовать себя спокойно и естественно, быть смелыми и непосредственными. По словам К.Д.Ушинского, классу нужно позволять свободно волноваться, даже - бурлить в тех пределах, которые служат для успеха учения. Вот некоторые приемы, которые способствуют созданию активной и в то же время комфортной атмосферы на уроке:
На уроке английского языка я использую приемы, позволяющие ученикам чаще вставать с места: провести опрос мнения, взять интервью (ученики передвигаются по классу, чтобы опрашивать друг друга), разыгрывание сценок, диалогов у доски, игры и упражнения, сопровождающиеся движениями (например, при изучении темы «Спорт» в начальной школе дети выполняют команды Play football, play tennis и т.д., частый выход к доске для устного ответа, при коротких ответах обязательно вставать с места
Считалки – это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой. Считалки – это не только интересный языковой материал, но и замечательный способ эстетического, психологического, физического и умственного развития ребенка, также они служат для снятия эмоциональной напряженности. Например:
One, one, one (показываем указательный палец)
I can run ! (бег на месте)
Two, two,two (показываем 2 пальца)
I can jump too! ( прыгаем на месте)
Three, three, three (показываем 3 пальца)
Look at me ! (ребенок замирает в смешной позе)
Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, использование которых на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, творческую деятельность и высокий уровень владения лексико-грамматическим материалом, поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка. Рифмовки повышают настроение на уроках, объединяют и организуют детей своим ритмом. Они, оживляя урок, помогают многим ребятам преодолеть психическое напряжение, то есть справиться с утомляемостью.
My Bike is yellow.
Your bike is blue.
His bike is old.
Her bike is new.
We are on our bikes.
Ride your bikes too!
Where are the animals?
They are in there zoo…
Look at my teacher,
Sitting on a chair.Her shoes are blue,
She’s got long, black hair.
A picture of a bath,
And a picture of a fish.Look at my teacher.
Her name’s Miss Wish
Игра на уроках английского языка развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным для ребенка. Игра «Волк и зайцы»: Волк стоит как можно дальше от зайцев. Зайцы его спрашивают: »What time is it now?». Волк отвечает: »It’s 5 o’clock». Зайцы делают 5 прыжков в сторону волка, и снова спрашивают его время. Так продолжается пока зайцы не окажутся вплотную к волку. Тогда волк кричит »IT’S DINNER TIME», и бежит догонять зайцев.
Для детей помладше можно просто упростить игру заменив фразы, отдельными словами (например: five, dinner).
Физкультминутки- занимает такая зарядка немного времени, зато помогает переключить внимание, “расшевелить” уставший от однообразной позы организм, а так же повторить очередной стишок на английском языке. Можно придумать мелодию, это сделает физминутку еще более интересной для детей.
I can
I can run, run, run
I can skip, skip, skip,
I can cook, cook, cook,
I can sweep, sweep, sweep.
Look and Point
Look at the ceiling,
Look at the door,
Look at the window,
Look at the floor.
Point to the window,
Point to the door,
Point to the window,
Point to the floor.
Hands Up, Hands Down
Hands up, hands down,
Hands on hips, sit down.
Stand up, hands to the sides,
Bend left, bend right.
This is the Way
This is the way you wash your face,
Wash your face, wash your face.
This is the way you wash your face
All on Sunday morning.This si the way you wash your hands,
Wash your hands, wash your hands.
This is the way you wash your hands
All on Monday morning.This is the way you brush your teeth,
Brush your teeth, brush your teeth.
This is the way you brush your teeth
All on Tuesday morning.This is the way you brush your hair,
Brush your hair, brush your hair.
This is the way you brush your hair
All on Wednesday morning.This is the way you clean your shoes,
Clean your shoes, clean your shoes.
This is the way you clean your shoes
All on Thirsday morning.This is the way you eat your food,
Eat your food, eat your food.
This is the way you eat your food
All on Friday morning.This is the way you drink your tea,
Drink your tea, drink your tea.
This is the way you drink your tea
All on Saturday morning.
We are running, (бег на месте)
We are jumping, (прыгаем на месте)
Trying sky to get. (поднимаемся на носочки, руки вверх)
We are skipping, (перескакиваем с ноги на ногу на месте)
Trying sky to get. (поднимаемся на носочки, руки вверх)
We are flying like a real jet. (руки в стороны, показывая самолёт)
We are hopping, (прыгаем на месте на одной ноге потом на другой)
We are climbing (как удто карабкаемся вверх)
Like a funny cat. (рисуем в воздухе усы как у кота)
Mew. (садимся на место)
Jump, jump, jump to the party music. (прыгаем на месте)
Dance, dance, dance to the party music. (танцуем на месте)
Shake, shake, shake to the party music. (качаем головой)
Clap, clap, clap and stamp your feet. (хлопаем в ладоши, топаем ногами)
But when the music stops, (указательный палец вверх)
But when the music stops,
But when the music stops, FREEZE! (замираем в смешной позе)
Look left, rightLook up, look downLook around.Look at your noseLook at that roseClose your eyesOpen, wink and smile.Your eyes are happy again.
Иностранный язык дает возможность пропагандировать здоровый образ жизни при изучении таких тем как «Спорт», «Распорядок дня», «Полезные для здоровья привычки». На старшей ступени обучения усложняется языковой материал, обсуждается влияние современных гаджетов (телефонов, телевизоров, компьютеров), экологии на здоровье человека, расширяется понятие «здоровый образ жизни», решаются проблемные ситуации.
В заключение хочу отметить, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем современности и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как требование к любой педагогической технологии по её воздействию на здоровье учащихся.
Используемая литература:
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, Москва, 2004
Кальченко Е.И. «Гигиеническое обучение и воспитание школьников» -Москва, Просвещение, 1984
Педагогика здоровья под ред В.Н. Касаткина, издание 3-е исправленное, Линка -Пресс, Москва, 2000
Горохова Н.А. Организация здоровьесбережения в школе-ОБЖ, 2010 №7 стр 33-38
Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок- Школьные технологии, 2004, №2 стр 200-207
Тихомирова Л.Ф.Экспертный подход в здоровьесберегающей деятельности педагога- Школьные технологии, 2003, №3,стр 200-201
Школа здоровья (электронный ресурс) — http://Schools/Keldysh.ru ( 11/04/2012)
Cавенкова Л.С. Здоровьесбережение на уроке электронный ресурс savenkova.nf-licey.edusite.ruБуртаева Н.В. Здоровьесбережение на уроках английского языка — электронный ресурс festival.1september.ru/articles