Конспект урока по литературе на тему ЛЕКЦИЯ — БЕСЕДА Анализ хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька»


Урок №1.
ЛЕКЦИЯ - БЕСЕДА
Анализ хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька»
Цель. Познакомить с понятием хронотопа, сформировать представление о нём, развить навыки литературного анализа художественного произведения, расширить культурологический аспект учащихся.
Информация для учителя. Урок - беседа проводится после изучения творческого наследия писателя и самостоятельного прочтения повести.(Свои отзывы о произведении студенты выполнили письменно – это было домашнее задание. Самые интересные должны быть зачитаны на уроке перед беседой). В его структуру включены элементы практической работы по определению хронотопа в произведении. На протяжении всего урока идёт непосредственная работа с текстом повести. Основные положения беседы записываются.
Для оформления урока используется М/М, где заранее подготовленная группа рассказывает о моделях хронотопа и сопровождает демонстрацией на слайдах (изображения византийского храма, готического, православного, фрагменты усадеб, улиц городов и кварталов).
Другая группа работает с Толковым словарём и находит определения сюжета, системы характеров, пейзажа, портрета, вводных эпизодов.
Понятийный аппарат: эссе, отзыв, проза, жанр, публицистика, эпистолярный, рассказ, повесть, хронотоп.
План
1. Понятие хронотопа.
2. Специфика и значение хронотопа в повести «Надинька».
ХОД УРОКА
Учитель. В последнее время при анализе художественного произведения считается важным принимать во внимание такое качество, которое обозначается понятием ХРОНОТОП. Само понятие введено в обиход известным учёным М.М.Бахтиным («Формы времени и пространства в романе// М.М.Бахтин. Вопросы литературы и эстетики.- М.,1975) и означает определённое соотношение пространства и времени . Хронотоп присущ любым произведениям, но наиболее продуктивно его рассмотрение при анализе эпических произведений. Хронотоп проявляется во всём –
в сюжетном действии,
бытовых деталях,
пейзаже и портрете,
речи героев и повествователя, где всё связано с пространством и всё обусловлено временем. Ведь пространство – это место, где протекает жизнь персонажей с их бытом, обстановкой, манерой поведения и т.п. А время – это, во-первых, историческое время, определяющее структуру жизни любого круга людей в тот или иной период; во-вторых, реальное, бытовое время жизни героев, его длительность, напряженность; в-третьих, время повествования, т.е. рассказывания о происшедшем.
? Какова же специфика и значение хронотопа в повести Н.Кукольника «Надинька»?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним о чём это произведение, затем зачитаем ваши отзывы (проверка домашнего задания).
В повести рассказывается о судьбе молодого человека по имени Евгений. Поэтому масштабы сюжета и степень детализации быта и природы как главных показателей хронотопа мотивируются в первую очередь местом жизни и пребывания этого героя и характером его отношений со средой. Для Евгения такой средой являются города Вена, Неаполь, Рим и окружение, состоящее из художников, архитекторов, скульпторов, которые «любят Евгения и принимают живое участие в его положении». Среда характеризует героя с одной стороны. Попадая же в родные пенаты, наш герой показывает себя и с другой стороны. Этому способствует новая среда, точнее, давно забытая, домашняя.
Восприятие художественного произведения - сложный процесс, требующий особой активности, воображения и мышления читателя. При чтении мы воспринимаем, прежде всего, текст (слова, предложения, абзацы). На основе этой «внешней» формы произведения (словесного уровня) мы мысленно, в своём сознании, достраиваем «внутреннюю» форму, т.е. воображаем некий художественный мир, представляем себе тот фрагмент действительности, о котором говорится в тексте.
Не случайно литера туру называют иногда «говорящей живописью». Но есть и одно очень важное отличие в принципах изображения художественного мира в словесном мире от живописи: образ на картине художника мы непосредственно видим, во всех деталях и полноте, а образ мира при чтении литературного произведения возникает в нашем воображении, он – невеществен, нематериален. Поэтому словесный образ менее отчётлив, но зато – более свободен, раскован и, главное, показывает движение, развитие, изменение во времени какого- то человека, предмета, ситуации. Главное отличие художественного пространства – времени от объективного заключается в том, что это время и пространство человека. Именно человек , его состояние, духовный мир, является центром произведения; пространство и время в произведении передают нам не объективную картину внешнего мира, а картины субъективных миров.
Как мы уже отмечали выше, идею зависимости художественного пространства – времени от человека разработал М.Бахтин. Он показал, что возможно двоякое сочетание художественного мира с героем произведения:
а) мир может изображаться извне героя, как его окружение, «фон», «объективно», пластично и живописно поданный, «от автора»;
б) мир может изображаться так, как он видится герою, т.е. «изнутри», «глазами» героя, как его кругозор; такой мир более проникнут субъективностью героя, его мыслями, чувствами, поступками.
Первая учебная ситуация
Учитель. Вторая группа работала с Толковым и Литературоведческим словарями и предложит нам определения литературоведческих терминов. Без них мы не сможем полно характеризовать хронотоп, поэтому
для создания пространственно-временного образа мира в арсенале литературы существуют специальные художественные формы ( дополняем понятийный аппарат):
Сюжет – течение событий.
Система характеров – социальные связи человека.
Пейзаж – окружающий человека физический мир.
Портрет – внешний облик человека.
Вводные эпизоды - события, вводимые в течение сюжета по аналогии или по контрасту с основным действием.
Вторая учебная ситуация - сообщения студентов о моделях хронотопа(сопровождается презентацией)
Характер художественного времени и пространства отражает те представления о мире, которые сложились в быту, в религии, в науке, в философии определённой эпохи в жизни общества. Модели хронотопа имеют поэтому культурологический смысл. Например,
византийский купол над храмом изображает собою свод небесный, покрывший землю;

готический шпиц выражает собой неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады;

купола-луковицы православных церквей, которые жаром горят, символизируют духовное горение, молитвенный подъём, имея образ пламени свечи заостряющегося кверху.

Другой пример:
перпендикуляры и перспективы улиц Петербурга воплощают идею созидания, преодолевающего природные аморфные стихии; напротив,
кривые переулки и кольцевая застройка старой Москвы свидетельствует о том, что город рос «природно», естественно, как дерево растёт, прибавляя каждый год кольцо и ветви. Не менее показательно для мироощущения людей устройство жилого пространства, дома. Таковы «милое Замоскворечье», Обломовка, Лукачёвка, где живут родные Евгения Лукачёва и не дождутся его приезда. Такое открытое, обжитое пространство дома и родины соответствует патриархальным, доброжелательным, родственным отношениям людей, изображённым в повести.

ЗАЧИТАТЬ В ТЕКСТЕ ФРАГМЕНТЫ ПОВЕСТИ, РАССКАЗЫВАЮЩИЕ ОБ УСАДЬБЕ.
В литературе используются довольно устойчивые «топосы», т.е. типологические модели, имеющие древние значения, коренящиеся в мифах, но каждый раз по-новому, индивидуально- неповторимо проживаемые (осваиваемые) автором и героем. Это хронотоп дороги и порога, хронотоп города, хронотоп сада, леса, степи, хронотоп территории и др. Например, в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» основным мотивом является мотив дороги. Возможно рассмотреть образ дороги в произведении. Дорога – универсальная форма организации пространства.
Дорога придаёт пространству векторную направленность, целеустремлённость. Путь – движение литературного героя в этом пространстве и времени, как бы «реализация» дороги. Главное в пути - поиск и достижение цели. Человек должен быть готов к пути, быть творческой, инициативной личностью.
НАЙТИ В ТЕКСТЕ ФРАГМЕНТЫ РАССУЖДЕНИЙ ГЕРОЯ О ПРЕДСТОЯЩЕЙ ДОРОГЕ
Герои пути – это Одиссей и Илья Муромец, Печорин и Пьер Безухов. Важно иметь в виду два момента:
во-первых, насколько полно путь героя реализует «дорогу»;
во-вторых, способствует ли странствование героя его нравственному совершенствованию, становится ли его путь дорогой к самому себе и к людям, жизненным путём ( Путь Петруши Гринёва и Чичикова).
ЗАЧИТАТЬ ФРАГМЕНТ ВСТРЕЧИ С РОДНЫМИ МЕСТАМИ
В отличие от динамического хронотопа дороги хронотоп территории, например провинциального городка или усадьбы) статичен, ограничен и отграничен от всего иного; как правило, в нём есть центр и периферия (окраина). Он способствует не открытию нового, а сохранению традиций, преемственности поколений ,стабильности образа жизни.
Третья учебная ситуация
Учитель. Рассмотрев особенности хронотопа дороги и территории, остановимся на определении хронотопа усадьбы в повести по предложенным приметам. После подведения итогов о функциях хронотопа, класс распределяется на три варианта и каждый вариант определяет одну из трёх функций в произведении письменно. Затем варианты ответов зачитываются.
? Каковы же характерные признаки пространства и времени в хронотопе усадьбы
Лукачёвых?
Находим по предложенным вопросам приметы хронотопа.
Отграниченность от всего остального мира (ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА)
«Домашний» образ жизни, уютный и обжитой (ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА)
Время циклично, движется по кругу природного календаря (ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА)
Устойчивость, статичность мира, обусловленная повторяемостью событий и властью традиций (ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА)
ПОДВЕДЁМ ИТОГ И НАЗОВЁМ ТРИ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ХРОНОТОПА
Через художественное пространство и время выражается мироотношение определённой культурно- исторической эпохи. Действие разворачивается не в пустоте, а в каком –то пространстве, имеющем признаки исторической эпохи; в дворянской усадьбе или в вагоне метро, в Обломовке или Лукачёвки или в окопах Сталинграда… Эпоха «безвременья» выражена в круговой композиции стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…», а в культуре советского периода господствовала утопическая идея ускорения хода времени ( лозунг «Пятилетку – в четыре года!»).
Через художественное пространство и время выражается авторская эстетическая оценка действительности. Например, в повести «Олеся» А. Куприн любовно рисует могучую красоту леса, а в повести «Молох» металлургический завод показан как царство хаоса, дьявольский мир грохота и угара. Так выразилось неприятие Куприным бесчеловечного противоестественного технического прогресса, пожирающего людей.
Образы времени и пространства выполняют
психологическую функцию, раскрывают душу, мысли и чувства героя, его митроощущение. Описание пространства и времени соответствуют состоянию героя.
Домашнее задание. Письменно определить хронотоп территории (время пребывания героя в Италии).