Конспект урока по литературе на тему ЛЕКЦИЯ — БЕСЕДА Анализ хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька» 
Урок №1.
 ЛЕКЦИЯ - БЕСЕДА
Анализ  хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька»
Цель. Познакомить с понятием  хронотопа, сформировать  представление  о нём, развить  навыки  литературного  анализа  художественного  произведения, расширить  культурологический  аспект учащихся.
Информация  для  учителя. Урок - беседа  проводится  после  изучения творческого  наследия писателя и самостоятельного  прочтения повести.(Свои  отзывы о произведении  студенты выполнили письменно – это  было  домашнее  задание. Самые  интересные  должны  быть  зачитаны   на  уроке  перед беседой).  В  его  структуру  включены  элементы  практической  работы по  определению  хронотопа  в   произведении.  На  протяжении  всего  урока  идёт  непосредственная  работа   с текстом  повести. Основные  положения  беседы  записываются.
Для  оформления  урока используется  М/М, где заранее  подготовленная  группа  рассказывает  о моделях  хронотопа и сопровождает демонстрацией на  слайдах (изображения  византийского  храма, готического, православного, фрагменты  усадеб, улиц городов  и кварталов). 
 Другая  группа  работает  с   Толковым  словарём и находит  определения  сюжета, системы  характеров, пейзажа, портрета,  вводных  эпизодов.
 Понятийный аппарат:  эссе, отзыв, проза, жанр, публицистика, эпистолярный, рассказ, повесть, хронотоп.
План
1. Понятие хронотопа.
2. Специфика и значение хронотопа в повести «Надинька».
ХОД  УРОКА
Учитель. В последнее время при анализе художественного произведения считается важным принимать во внимание такое качество, которое обозначается понятием ХРОНОТОП. Само понятие введено в обиход известным учёным М.М.Бахтиным («Формы времени и пространства в романе// М.М.Бахтин. Вопросы литературы и эстетики.- М.,1975) и означает определённое соотношение пространства и времени . Хронотоп  присущ любым произведениям, но наиболее продуктивно его рассмотрение при анализе эпических произведений. Хронотоп проявляется во всём – 
в сюжетном действии,
бытовых деталях,
пейзаже и портрете,
речи героев и повествователя, где всё связано с пространством и всё обусловлено временем. Ведь пространство – это место, где протекает жизнь персонажей с их бытом, обстановкой, манерой поведения и т.п. А время – это, во-первых, историческое время, определяющее структуру жизни любого круга людей в тот или иной период; во-вторых, реальное, бытовое время жизни героев, его длительность, напряженность; в-третьих, время повествования, т.е. рассказывания о происшедшем.
? Какова же специфика и значение хронотопа в повести Н.Кукольника «Надинька»?
   Чтобы  ответить  на этот  вопрос,  вспомним  о  чём  это  произведение, затем  зачитаем  ваши  отзывы (проверка домашнего задания).
В повести   рассказывается о судьбе молодого человека по имени Евгений. Поэтому масштабы сюжета и степень детализации быта и природы как главных показателей хронотопа мотивируются  в первую очередь местом жизни и пребывания этого героя и характером его отношений со средой. Для Евгения такой средой являются города Вена, Неаполь, Рим и окружение, состоящее из художников, архитекторов, скульпторов, которые «любят Евгения и принимают живое участие в его положении». Среда характеризует героя с одной стороны. Попадая же в родные пенаты, наш герой показывает себя и с  другой стороны. Этому способствует  новая среда, точнее, давно забытая, домашняя.
Восприятие  художественного  произведения  - сложный  процесс, требующий особой  активности,  воображения и мышления  читателя.  При  чтении мы воспринимаем, прежде всего, текст (слова, предложения, абзацы). На основе  этой  «внешней»  формы произведения (словесного  уровня) мы  мысленно,  в своём  сознании, достраиваем  «внутреннюю» форму, т.е.  воображаем некий  художественный  мир,  представляем  себе  тот  фрагмент  действительности, о котором  говорится  в  тексте.
Не случайно литера           туру называют  иногда «говорящей живописью». Но есть  и одно  очень  важное  отличие  в принципах  изображения художественного мира в словесном  мире  от  живописи: образ  на  картине  художника мы непосредственно  видим, во всех деталях  и полноте, а образ мира при  чтении  литературного  произведения  возникает  в нашем воображении, он – невеществен, нематериален. Поэтому  словесный  образ менее отчётлив, но зато – более свободен, раскован и, главное, показывает  движение, развитие, изменение  во  времени какого- то человека, предмета, ситуации. Главное отличие художественного  пространства – времени  от объективного заключается  в том, что  это  время  и пространство  человека. Именно человек , его  состояние, духовный  мир, является  центром  произведения; пространство  и время  в произведении  передают  нам не объективную  картину  внешнего  мира, а картины субъективных  миров. 
Как мы  уже  отмечали  выше, идею зависимости  художественного  пространства – времени от  человека разработал М.Бахтин.  Он показал, что  возможно  двоякое  сочетание художественного  мира  с героем  произведения:
 а) мир может  изображаться извне  героя,  как  его  окружение, «фон», «объективно», пластично и живописно  поданный, «от  автора»;
 б)  мир  может  изображаться  так, как  он  видится   герою, т.е.  «изнутри», «глазами» героя, как  его  кругозор; такой  мир  более проникнут  субъективностью  героя, его   мыслями, чувствами, поступками.
Первая  учебная  ситуация 
Учитель. Вторая  группа работала  с Толковым и Литературоведческим  словарями  и предложит  нам  определения литературоведческих  терминов. Без  них мы  не  сможем  полно   характеризовать хронотоп,  поэтому 
для создания  пространственно-временного  образа  мира  в арсенале  литературы  существуют  специальные  художественные  формы ( дополняем  понятийный  аппарат):
           Сюжет – течение  событий.
         Система характеров – социальные  связи  человека.
          Пейзаж – окружающий  человека  физический  мир.
          Портрет – внешний  облик  человека.
           Вводные  эпизоды  -  события, вводимые  в течение  сюжета  по  аналогии  или  по контрасту с  основным  действием.
Вторая  учебная  ситуация  - сообщения  студентов  о  моделях  хронотопа(сопровождается  презентацией)
Характер  художественного  времени   и пространства  отражает  те  представления  о  мире, которые  сложились  в быту, в религии, в науке, в философии определённой  эпохи  в жизни  общества. Модели  хронотопа имеют  поэтому  культурологический  смысл.  Например,
  византийский  купол  над  храмом изображает  собою    свод  небесный, покрывший  землю;   
 
  готический   шпиц  выражает  собой  неудержимое стремление  ввысь, подъемлющее  от  земли  к небу  каменные  громады; 
   купола-луковицы православных  церквей, которые  жаром  горят, символизируют  духовное  горение,  молитвенный  подъём, имея  образ  пламени  свечи  заостряющегося  кверху. 
          
 Другой  пример:  
   перпендикуляры  и перспективы  улиц Петербурга  воплощают  идею созидания, преодолевающего  природные  аморфные  стихии; напротив, 
    кривые  переулки и кольцевая  застройка  старой  Москвы  свидетельствует  о  том, что  город  рос  «природно», естественно, как  дерево  растёт, прибавляя  каждый  год    кольцо  и ветви. Не менее показательно для  мироощущения  людей  устройство  жилого  пространства, дома. Таковы «милое Замоскворечье», Обломовка,  Лукачёвка,  где  живут  родные  Евгения  Лукачёва  и не  дождутся  его  приезда. Такое открытое, обжитое  пространство  дома  и родины  соответствует  патриархальным, доброжелательным, родственным  отношениям  людей,  изображённым  в  повести. 
ЗАЧИТАТЬ  В  ТЕКСТЕ  ФРАГМЕНТЫ  ПОВЕСТИ, РАССКАЗЫВАЮЩИЕ  ОБ  УСАДЬБЕ.
 В литературе  используются довольно  устойчивые  «топосы»,  т.е. типологические  модели, имеющие древние   значения, коренящиеся  в  мифах, но каждый раз  по-новому, индивидуально- неповторимо  проживаемые  (осваиваемые) автором  и героем. Это хронотоп дороги  и порога, хронотоп города, хронотоп сада, леса, степи, хронотоп  территории  и др.  Например, в  поэме Н.В. Гоголя  «Мёртвые  души» основным  мотивом  является  мотив  дороги. Возможно рассмотреть  образ  дороги  в произведении. Дорога – универсальная  форма  организации  пространства. 
Дорога  придаёт  пространству  векторную  направленность, целеустремлённость. Путь – движение  литературного  героя  в этом  пространстве  и времени, как бы «реализация» дороги. Главное  в пути -  поиск и достижение  цели. Человек  должен  быть  готов  к  пути, быть  творческой, инициативной  личностью. 
НАЙТИ  В  ТЕКСТЕ  ФРАГМЕНТЫ  РАССУЖДЕНИЙ  ГЕРОЯ  О ПРЕДСТОЯЩЕЙ  ДОРОГЕ
Герои  пути – это Одиссей  и Илья  Муромец, Печорин  и Пьер Безухов.  Важно  иметь  в  виду  два  момента:
 во-первых, насколько  полно путь  героя  реализует  «дорогу»;
 во-вторых, способствует ли  странствование  героя  его  нравственному  совершенствованию,  становится  ли  его  путь  дорогой   к  самому  себе  и к  людям, жизненным  путём ( Путь  Петруши  Гринёва  и  Чичикова).
ЗАЧИТАТЬ  ФРАГМЕНТ   ВСТРЕЧИ  С  РОДНЫМИ  МЕСТАМИ
В отличие  от динамического хронотопа дороги   хронотоп  территории, например  провинциального  городка  или  усадьбы) статичен, ограничен  и отграничен от  всего  иного;  как  правило,  в нём  есть  центр  и периферия (окраина). Он способствует  не открытию  нового, а сохранению  традиций, преемственности  поколений ,стабильности образа  жизни.
Третья   учебная  ситуация
Учитель. Рассмотрев  особенности  хронотопа дороги  и территории, остановимся  на  определении  хронотопа  усадьбы  в повести по  предложенным  приметам. После  подведения  итогов  о функциях хронотопа, класс распределяется  на  три  варианта  и каждый  вариант  определяет одну  из  трёх функций в произведении   письменно. Затем  варианты  ответов  зачитываются.
?  Каковы  же  характерные  признаки  пространства  и времени в  хронотопе  усадьбы      
    Лукачёвых?
    Находим  по  предложенным  вопросам  приметы хронотопа.
 Отграниченность  от  всего  остального  мира (ПРИМЕРЫ  ИЗ ТЕКСТА)
«Домашний»  образ  жизни, уютный и обжитой (ПРИМЕРЫ  ИЗ  ТЕКСТА)
  Время циклично, движется  по  кругу  природного  календаря (ПРИМЕРЫ  ИЗ  ТЕКСТА)
 Устойчивость, статичность  мира, обусловленная  повторяемостью событий  и властью  традиций (ПРИМЕРЫ  ИЗ  ТЕКСТА)
 ПОДВЕДЁМ  ИТОГ  И НАЗОВЁМ  ТРИ  ОСНОВНЫЕ  ФУНКЦИИ  ХРОНОТОПА
Через художественное  пространство  и  время  выражается мироотношение определённой  культурно- исторической  эпохи. Действие  разворачивается  не в пустоте, а  в  каком –то  пространстве, имеющем  признаки  исторической  эпохи;  в дворянской  усадьбе  или  в вагоне  метро, в Обломовке  или Лукачёвки  или в  окопах  Сталинграда… Эпоха  «безвременья»  выражена в круговой  композиции стихотворения А. Блока  «Ночь, улица, фонарь, аптека…»,  а  в  культуре  советского  периода  господствовала  утопическая   идея  ускорения  хода  времени ( лозунг «Пятилетку – в четыре  года!»).
Через художественное  пространство  и время выражается  авторская эстетическая  оценка  действительности.  Например, в повести «Олеся» А. Куприн  любовно  рисует могучую  красоту  леса, а  в повести «Молох» металлургический  завод  показан как  царство  хаоса, дьявольский  мир  грохота  и угара. Так  выразилось неприятие Куприным  бесчеловечного противоестественного  технического  прогресса, пожирающего  людей.
Образы  времени и  пространства  выполняют  
психологическую  функцию, раскрывают  душу, мысли  и чувства  героя, его  митроощущение.  Описание  пространства  и  времени  соответствуют  состоянию  героя.
Домашнее  задание. Письменно  определить  хронотоп территории (время  пребывания  героя  в Италии).