Рабочая программа по технологии 1 класс УМК Гармония
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………3
Учебно-тематический план……………………………………………………………………………………….5
Содержание программы…………………………………………………………………………………………..5
Планируемые результаты изучения предмета.…………………………………………………………………..6
Система оценки достижения планируемых результатов………………………………………………………. 8
Учебно-методические средства обучения………………………………………………………………………. 9
Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………..10
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Технология» на основе авторской программы Н. М. Конышевой – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 196 с.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей,
изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей,
формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и др.);развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально
ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который
захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей. Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой
культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания
на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания.
В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются от изготовления поделок и овладения отдельными приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узкотехнологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметныхи метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.
Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение учебного предмета «Технология» в первом классе отводится 33 часа в год, 1 час в неделю (при 33 учебных неделях).
Учебно-тематический план
Содержание программного материала Количество часов .1 Узнаём, как работают мастера 1 ч
2 Учимся работать с разными материалами 12 ч
3 Поднимаемся по ступенькам мастерства 12 ч
4 Конструируем и решаем задачи 8ч
ИТОГО 33 часа
Содержание программы
Узнаём, как работают мастера (1 час)
Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологии.
Учимся работать с разными материалами (12 часа)
Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приёмы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению. Работа с бумагой. Простые приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы. Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев. Работа с яичной скорлупой. Создание образа по ассоциации с исходной формой. Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.
Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часа)
Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приёмы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приёмы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приёмы обработки крепированной бумаги для создания различных форм. Новые приёмы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приёмы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.
Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.
Конструируем и решаем задачи (8часов)
Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объёмных форм путём простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.
Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу. Основные результаты освоения предметного содержания курса «Технология» в 1 классе
Планируемые результаты изучения предмета
К концу изучения блока программы «Технология» у первоклассников будут сформированы следующие результаты.Личностные результатыУ учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др.,
осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом
применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по за-
данным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание,переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особен-ностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах
(упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели),сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оцениванияОценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в 1 классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально- этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
чёткость, полнота и правильность ответа;
соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
В конце года проводится комплексная контрольная работа, которая позволяет выявить целый ряд необходимых знаний и умений:
культура и организация труда, рациональная, эстетичная и безопасная работа (в том числе экономное использование материалов и рабочего времени);
способы обработки материалов; использование соответствующих ручных инструментов: владение основными приёмами обработки материалов, умение отобрать для этого соответствующие инструменты и правильно их использовать;
самостоятельный анализ конструкции изделия и его воссоздание по образцу;
создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественно- эстетической информации; воплощение образа в материале.
Учебно-методические средства обучения
Конышева Н. М. Технология. 1 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век 2011г
Конышева Н. М. Технология. 1 класс. Рабочие тетради №1 и №2. – Смоленск: Ассоциация XXI век
Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век
Конышева Н. М. Дидактические материалы и наглядные пособия для уроков технологии. 1 класс. – Смоленск: Ассоциация XXI век
Электронные сопровождения к учебникам и тетрадям: материал для учителя. – В свободном доступе на сайте издательства: www.a21vek.ru. 1 класс. – 2013. http://www.umk-garmoniya.ru/e_resources/tehnolog_1_kl/index.php
Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век;
Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. – Смоленск: Ассоциация XXI век;
Конышева Н. М. Дарим людям красоту и радость: Материалы для организации кружковой работы с учащимися 1–4 классов (планируется к изданию).
Тематическое планирование уроков
Всего – 33 часа
1 час в неделю
№
п/пДата Тема урока Предметное содержание
и задачи урока Характеристика видов
деятельности Формирование универсальных учебных действий
Узнаем, как работают мастера (1ч)
1 Знакомство с учебным предметом технология. Обзор материала учебника. (стр. 4-11) Формирование представлений об учебном курсе «Технология», его содержании и организации работы. Ознакомление с основными правилами поведения и работы на уроках технологии Выслушать краткую информацию учителя о предмете, подготовке к уроку,поддержании порядка на
рабочем месте в течение урока и его уборке.
Обсудить информацию.
Рассматривать учебник и рабочие тетради.
Обсуждать содержание учебника и тетрадей.
Рассматривать и обсуждать образцы изделий, материалы и инструменты для изготовления изделий.
Рассказывать, какие изделия приходилось изготавливать своими руками в детском саду и дома.
Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к уроку.
Выполнять упражнения в обращении с отдельными инструментами (например, как правильно держать ножницы при резании бумаги, как их передавать).
Учебно-познавательный интерес, желание учиться.
Ориентироваться в учеб-
нике, воспринимать и анализи - ровать учебную информацию (условные обозначения, содер- жание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы,
словарь)
Вступать в общение, соблюдая правила общения,
выражать свою точку зрения, слушать другого.
Организовывать свою дея-
тельность, подготавливать
инструменты и рабочее место.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Учимся работать с разными материалами (12ч)
2
Неурочное учебное занятие: экскурсия. Сбор природного материала.
Ознакомление с приёмами
сбора листьев, засушивания и хранения.
Рассматривать листья,
анализировать их форму и окраску.
Сравнивать листья.
Отбирать листья .Исследовать (наблюдать) свойства листьев.
Сравнивать, сопоставлять свойства листьев с разных деревьев и кустарников.
3 Лепим из пластилина.
С. 12–25:
– «Дары осени»
(с. 12–14; 22–25) Ознакомление с приёмами лепки. Обучение изготовле- нию изделий простых форм.
Ознакомление со способами уборки рабочего места.
Формирование коммуникатив-
ных умений. Развитие тонкой моторики, творческого воображения,ассоциативно-
образного мышления. Формирование умения рабо-
тать с учебником. Готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место.
Упражняться в подготовке пласти- лина к работе.
Упражняться в смешивании пластилина разных цветов и лепке простых форм.
Подбирать пластилин соответст- вующих цветов для изготовления изделия.
Использовать освоенные приёмы лепки для получения соответствующих форм и изготов- ления изделий.
Пользоваться стеками дляформовки деталей из пластилина и декорирования изделия.
Приводить в порядок рабочие инструменты и рабочее место. Анализировать информацию в учебнике.
Анализировать образцы,
обсуждать их и сравнивать.
Планировать работу, обсуждать её с товарищем.
Распределять общий объём работы.
Организовывать свою дея-
тельность: подготавливать
рабочее место, правильно
и рационально размещать
инструменты и материалы,
убирать рабочее место.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий.
Производить оценку выполненной работы (своейи товарищей).
Проявлять внимательное
и заинтересованное отношение к объектам природы.
4
Лепим из пластилина.
– «Чудо-дерево»
(с. 12–19) 5 Лепим из пластилина.
– «Мышиное се-
мейство» (с. 12–14,20–21); 6 Учимся работать с бумагой. Складывание простыхформ из бумаги.
С. 26–43:–Складывание
тюльпана. «Цвету-
щий луг» (с. 26–29;30–35); Ознакомление с правилами безопасной работы с ножницами; освоение способов сгибания и склады-
вания бумаги для получения новых форм. Обучение
способу изготовления квадрата из прямоугольной полосы. Обучение работе с графической информацией, инструкциями.
Развитие тонкой мотори-
ки, моторно-двигательных умений, глазомера, воображения,ассоциативно-
образного мышления. Упражняться в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте.
Подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ.
Упражняться в выполнении различных приёмов обработки бумаги: разрезании, сгибании.
Производить разметку бумаги способом сгибания.
Осваивать технику работы с клеем, приёмы аккуратного наклеивания деталей из бумаги.
Производить выбор возможных вариантов практической работы.
Обсуждать выбор вариантов практической работы. Анализировать и сравнивать образцы.
Понимать и анализировать информацию, предложенную в графической инструкции, и строить работу в соответствии с ней.
Прогнозировать действия
с ориентацией на предполагае- мый результат.
Планировать умственные
и практические действия.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Творчески использовать
материалы и приёмы работы в практической деятельности.
Организовывать свою дея-
тельность при работе с новым материалом: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место.
Осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий.
Анализировать и оцени-
вать полученные результаты.
Проявлять внимательное
и заинтересованное отношение к объектам природы.
7 Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги.
«Колоски. Хлебный букет» (с.26-29, 36-39) 8 Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги
.
«Собачка. Веселые друзья» (с.26-29, 40-43) Формы и образы природы.
Аппликация из засушенныхлистьев «Образы осени» (с.44 - 49) Ознакомление с особеннос- тями засушенных растений как поделочного материала; освоение способов работы и декоративно-художественных
качеств материала. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы.
Развитие наблюдательности, образного мышления.
Воспитание аккуратности. Рассматривать листья,
анализировать их форму и окраску.
Сравнивать листья.
Отбирать материал для работы.
Определять наиболее выразительное расположение листьев в формате фона.
Осваивать новые приёмы работы, наклеивать листья на картон. Исследовать (наблюдать) свойства нового материала.
Сравнивать, сопоставлять свойства различных материалов.
Оценивать материал (засушенные растения) с точ-
ки зрения художественно-
эстетической выразительности.
Создавать в воображении выразительный художественный образ.
Прогнозировать практические действия для получения необходимого результата.
Планировать систему действий и выполнять практическую работу по плану.
Сравнивать полученные
результаты с образцом,
корректировать действия.
Творчески использовать
материалы и приёмы работы в практической деятельности.
Анализировать изделия.
Оценивать результаты вы-
полненной работы.
Проявлять внимательное
и заинтересованное от-
ношение к объектам при-
роды.
9 10 Работа с яичной скорлупкой (с.50-53) Обучение приёмам работы с пустой яичной скорлупой.
Развитие способности создания образа на основе го-
товой формы (по ассоциации). Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие ассоциативно-
образного мышления, наблюдательности. Воспитание аккуратности. Рассматривать форму яичной скорлупки; находить ассоциативно-образные связи формы с другими знакомыми образами.
Осваивать новые приёмы работы.
Создавать в воображении выразительный художественный образ.
Подбирать средства и способы создания художественного образа. Анализировать и сравнивать изделия; оценивать их с точки зрения художественно-эстетической выразительности.
Исследовать (наблюдатьи сопоставлять) свойства
нового материала.
Планировать и прогнозировать свои действия для получения желаемого результата.
Творчески использовать
материалы и приёмы работы в практической деятельности.
Оценивать результаты вы-
полненной работы.
11 Лепка из фольги. Разные формы. Елочные украшения (с.54-55) Ознакомление с фольгой как
поделочным материалом, его
конструктивными и декоративно-художествен- ными возможностями.
Обучение приёмам обработки
фольги. Расширение сенсорно-
го опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие ассоциативно-
образного мышления, наблюдательности. Воспитание аккуратности. Рассматривать и анализировать образцы в учебнике.
Упражняться в обработке
материала, осваивать новые приёмы работы.
Наблюдать свойства нового материала (фольги):
пластичность, прочность и т. д.
Оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности фольги. Исследовать, сравнивать
и сопоставлять свойства
известных материалов.
Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.
Создавать в воображении
выразительный образ изделия.
Творчески использовать
материалы и приёмы рабо-
ты в практической деятельности.
Оценивать результаты вы-
полненной работы.
12 Лепка из фольги. «Серебряный паучок» (с.56-59) Поднимаемся по ступенькам мастерства (12ч)
13 Разметка детали по шаблону. Аппликация «Снеговик».
С.60-65. Ознакомление с новым приспособлением для размет-
ки деталей – шаблоном, его назначением и приёмами разметки деталей с помощью
шаблона.Ознакомление с правилами рациональной разметки.
Повторение и закрепление правил безопасной и
аккуратной работы с бумагой. Развитие внимания, тонкой моторики, аккуратности и точ-
ности выполнения действий.
Формирование
коммуникативных
навыков. Упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона.
Упражняться в выполнении правил аккуратного вырезания деталей с криволинейным контуром.
Продолжать освоение техники работы с клеем,приёмов аккуратного наклеивания деталей из бумаги. Воспринимать объяснения и инструкции учителя.
Анализировать информацию в учебнике.
Анализировать образцы,
обсуждать их и сравнивать.
Планировать работу, обсуждать её с товарищем.
Распределять общий объём работы.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей.
Осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий.
Анализировать и оценивать полученные результаты.
14 Разметка по линейке и сгибанием. Цепь из полос бумаги.
С.66-69 Обучение использованию линейки как разметочного(направляющего)
приспособления.
Совершенствование приёма разметки бумаги способом сгибания. Развитие тонкой мо-
торики, аккуратности и точности выполнения
действий. Развитие внимания, воображения и простран-
ственного мышления. Рассматривать образцы изделий.
Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки.
Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги.
Выполнять упражнения на мысленную трансформацию объёмных изделий и заготовок для их изготовления. Воспринимать объяснения и инструкции учителя.
Анализировать информацию в учебнике.
Анализировать образцы,
обсуждать их и сравнивать.
Аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей.
Мысленно трансформировать объёмные изделия в двухмерные заготовки.
Прогнозировать результаты работы и планировать свои действия.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий.
Анализировать и оценивать полученные результаты.
15 Образы зимней сказки. «Новогодняя сказка» (с.70-73) Обучение новым приёмам лепки (лепка из целогокуска, лепка полой формы). Развитие тонкой моторики.
Развитие воображения, художественно-творческих способностей,эстетического восприятия и оценки. Упражняться в использовании освоенных приёмов лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий.
Осваивать новые приёмы лепки.
Подбирать и смешивать пластилин для получения соответствующих цветов.
Выполнять практическую работу по инструкции и по замыслу. Анализировать информацию в учебнике; планировать и выполнять практические действия в соответствии с инструкцией.
Анализировать образцы,
обсуждать их и сравнивать.
Создавать в воображении
выразительный образ изделия.
Проектировать собственный творческий замысел
по созданию изделия.
Аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Создавать творческие произведения на основе
собственного замысла.
Производить оценку выполненной работы (своейи товарищей).
Проявлять внимательное
и заинтересованное отношение к объектам природы.
16 Образы зимней сказки. «Сказочный заяц» (с.74-77) 17 Работа с крепированной бумагой.
«Вьюнок» (с. 78-80, 81-85) Ознакомление с новым поде-
лочным материалом, изучение
его декоративно-
художественных свойств. Обучение новым приёмам
обработки материала. Развитие сенсомоторной сферы, воображения,
художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки.
Упражняться в обработке материала, осваивать новые приёмы работы.
Анализировать и оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности крепи-
рованной бумаги.
Рассматривать и анализировать образцы.
Выполнять практическую работу по инструкции и по замыслу. Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.
Создавать в воображении
выразительный образ изделия.
Проектировать собственный творческий замысел по созданию изделия
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Создавать творческиепроизведения с использованием новых приёмов работы.
Оценивать результаты вы-полненной работы.
Проявлять внимательное
и заинтересованное отношение к объектам природы.
18 Работа с крепированной бумагой.
-«Цветок кактуса» (с. 78-80, 86-87) 19 Учимся сгибать картон и плотную бумагу.
Открытка к Дню защитника Отечества (с.88-89, 90-94) Ознакомление со свойствами плотной бумаги и картона, особенностями их обработки.
Обучение приёму предвари- тельной проработки сгибов и аккуратного сгибания бума-
ги и картона, развитие сенсомоторной сферы, вооб-
ражения,художественно-
творческих способностей, вкуса. Воспитание внима-
тельного и уважительного отношения к защитникам
Отечества, к женщинам, к матери Рассматривать и анализировать образцы.
Проводить эксперимент по обработке сгибов на картоне.
Упражняться в обработке картона, осваивать новые приёмы работы.
Решать задачи на мысленную трансформацию формы.
Выполнять разметку фигур по шаблону.
Осваивать способ одновременной разметки и заготовки нескольких одинаковых фигур.
Вырезать фигуры сложной формы.
Создавать тематическуюкомпозицию на плоскости.
Обсуждать, размышлять о смысле праздников
(Дня защитника Отечества,Международного женского дня).Анализировать информацию в учебнике.
Выполнять работу по гра-
фической инструкции.
Создавать в воображении
выразительный образ изделия.
Проектировать собственный творческий замысел
по созданию изделия.
Планировать работу в со-
ответствии с замыслом.
Аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Творчески использовать
материалы и приёмы работы в практической деятельности.
Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.
Контролировать и кор-
ректировать работу наосновании промежуточныхрезультатов.
Оценивать результаты вы-
полненной работы.
Понимать смысл праздников (День защитника Отечества и Международный женский день), уважительно относиться кзащитникам Отечества и
женщине-матери.
20 Учимся сгибать картон и плотную бумагу.
Открытка для мамы (с.88-89, 95-99) 21 Учимся работать с нитками и иглой.
Кисточки-веснянки (с.100-103) Закрепление приёмов вырезания фигур со сложнымконтуром. Ознакомление с нитками как поделочным материалом, их разновид-
ностями. Обучение приёмам использования нитей
в различных видах декоративно-прикладных из-
делий. Обучение правилам и приёмам безопасной и
аккуратной работы с нитками и иглой.
Обучение приёмам отмерива ния нити нужной длины для
работы. Обучение пришиванию пуговиц. Формирование умения рабо-
тать с графическойинформацией.
Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, вкуса,
эстетического восприятия и оценки. Осваивать новые материалы, инструменты (нитки и другие волокнистые материалы, иглы) и приёмы работы с ними.
Вырезать детали сложной формы, используя специальные приёмы работы.
Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ.
Осваивать способы пришивания пуговиц.
Осваивать приём наматывания ниток на картонный шаблон (для изготовления кисточки).
Осваивать способ создания ритмичного графического рисунка нитками на картонной основе (при изготовлении рамки-звезды).
Декорировать изделие нитками.
Оказывать помощь друг
другу в выполнении работы (изготовление кисточки из ниток). Анализировать информацию в учебнике.
Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.
Создавать в воображении
выразительный образ изделия.
Проектировать собственный творческий замысел
по созданию изделия.
Аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Творчески использовать
материалы и приёмы работы в практической деятельности.
Осуществлять совместную практическую деятельность.
Оценивать результаты вы-
полненной работы.
22 Учимся работать с нитками и иглой.
Пришивание пуговиц (с.104-111) 23 Учимся работать с нитками и иглой.
Лучистая рамка (с.112-11524 Новая жизнь капсул «Киндер-сюрприз». Губка для обуви.
С.116-119 Ознакомление с новыми материалами и возможно-
стями их использования в изготовлении полезных
вещей. Обучение приёмам обработки поролона.
Развитие креативности и творческих качеств личности.
Воспитание бережливости, аккуратности, привычки
ухаживать за своими вещами. Осваивать новые материалы, инструменты и приёмы работы.
Проводить эксперимент по разметке и вырезанию деталей из поролона.
Упражняться в обработке поролона.
Размышлять о бережном отношении к вещам.
Выполнять практическую
работу по инструкции.
Придумывать возможные варианты аналогичных конструкций и спо-
собов использования материалов. Анализировать свойства
нового материала, сравнивать его с другими известными материалами.
Анализировать информацию в учебнике и строить
практическую работу на еёоснове.
Планировать вариативное
исполнение практическойработы.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Оценивать результаты вы-
полненной работы.
Бережно и заботливо от-
носиться к вещам.
Конструируем и решаем задачи (8 часов)
25 Аппликация изгеометрических
фигур «Парусник».
С. 120–123 Совершенствование навыков работы с бумагой,закрепление приёмов работы с клеем. Развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения, тон-
кой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности и
культуры труда Упражняться в разрезании бумаги по прямолинейной разметке.
Составлять композиции
на плоскости в заданном формате.
Наклеивать детали на основу.
Производить мысленное
комбинирование и составление форм из геометрических фигур.
Решать задачи на плоскостное конструирование. Анализировать информацию в учебнике.
Устанавливать причинно-следственные связи
между выполняемыми дей-
ствиями и их результатами.
Прогнозировать практические действия для получения необходимого результата.
Планировать систему действий и выполнять практическую работу по плану.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Сравнивать полученные
результаты с образцом,
корректировать действия.
Оценивать результаты вы-
полненной работы.
26 Узор из симметричных деталей.
С.124-127. Ознакомление с приёмами разметки симметричных деталей по шаблону и отруки. Закрепление правил и приёмов вырезания деталей
с криволинейным контуром. Формирование приёмов
воображения, тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности и
культуры труда анализа, сравнения, классификации. Развитие сообразительности,
логического мышления, внимания. Упражняться в вырезании симметричных деталей по разметке.
Анализировать и сравнивать образцы по форме,цвету, расположению деталей.
Упражняться в создании
узоров в формате квадрата
и наклеивании деталей на основу.
Решать задачи на поиск
закономерности в расположении деталей, плоскостное конструирование. Анализировать информацию в учебнике.
Находить закономерные связи в комбинации элементов узора.
Аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей.
Прогнозировать практические действия дляполучения необходимого
результата.
Планировать систему действий и выполнять практическую работу по плану.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Сравнивать полученные
результаты с образцом,
корректировать действия.
Оценивать результаты вы-
полненной работы.
27 Аппликация-
задача «Птица».
С. 128–131 Закрепление правил и приёмов разметки и вырезания
деталей с криволинейным контуром.
Формирование приёмов анализа,сравнения, клас-
сификации. Развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения,
тонкой моторики,глазомера.
Воспитание аккуратности и культуры труда Упражняться в разметке по шаблону, выкраивании деталей из бумаги, наклеивании деталей на основу.
Решать логические задачи: анализ графической информации, работа с моделями, поиск закономерности в расположении деталей.
Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции. Анализировать информацию в учебнике.
Устанавливать закономерности в расположении элементов конструкции.
Прогнозировать практические действия для получения необходимого результата.
Планировать систему действий и выполнять практическую работу по плану.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Сравнивать полученные
результаты с образцом,
корректировать действия.
Оценивать результаты вы-
полненной работы.
28 Домик хитрогогнома.
С. 132–135
Закрепление правил и приёмов разметки и вырезания
деталей из бумаги, ознаком- ление с новыми приёмами обработки бумаги (надрезание
от сгиба, бумажная пластика). Развитие сообразительности, логического мышления, вни-
мания, воображения, тонкой моторики, глазомера.
Воспитание аккуратности и культуры труда. Выполнять обработку заготовки из бумаги в соответствии с разметкой.
Выполнять упражнения по пласти- ческой трансформации листа.
Вырезать и наклеивать допол- нительные детали оформления на основу.
Решать логические задачи: анализ образца, поиск закономерности в трансформации плоского листа
в объёмную форму.
Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции Анализировать информацию в учебнике.
Прогнозировать практические действия для получения необходимого результата.
Планировать систему действий и выполнять практическую работу по плану.
Сравнивать полученные
результаты с образцом,
корректировать действия.
Оценивать результаты вы-
полненной работы.
29
30 Разные образы –разные способы работы.
Неурочное учебное занятие: проект
Аппликация «Салют»
(с. 136–145);
Разные образы –разные способы работы.
– Аппликация «Бу-
кет» (с. 146–151) Повторение и закрепление различных приёмов выкраивания деталей из бумаги, приёмов работы с клеем.
Обогащение сенсорного опыта,впечатлений от предметов и явлений окружающего мира. Формиро-
вание представлений о выразительном художествен-
ном образе и возможных путях его создания из разных
материалов. Развитие вариа- тивности и гибкости мышле-
ния. Развитие сенсомоторной сферы. Рассматривать и анализировать образцы-аналоги, репродукции, художественные фотографии, пред-
меты окружающего мира.
Создавать мысленные образы в соответствии с поставленной целью (по теме каждого урока: «Салют»,
«Букет»).Анализировать и подбирать необхо- димые материалы.
Использовать разные способы выкраивания деталей из бумаги для создания образа.
Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции Анализировать информацию в учебнике.
Сравнивать и сопоставлять различные приёмы работы и результаты
Аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей.
Проводить наблюдения объектов окружающего мира.
Проектировать собственный замысел.
Планировать работу в соответс- твии с замыслом.
Творчески использовать
освоенные приёмы работы
в своих изделиях.
Оценивать результаты вы-
полненной работы.
Проявлять внимательное
и заинтересованное отношение к объектам природы и окружающего мира.
31
Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв.
С. 152–158:
– Правила работы.
Ознакомление с различными видами наборов «Конструк- тор», их конструктивными возможностями, видами деталей, способами сборки
Обогащение сенсорного опыта.
Развитие сообразительности, логического мышления,
внимания, воображения, тонкой моторики, глазомера.
Воспитание аккуратности и культуры труда. Рассматривать, анализировать и сравнивать детали наборов «Конструктор».
Воспринимать информацию учителя об особенностях, наименовании и
практическом назначениидеталей.
Обсуждать правила работы с наборами «Конструктор».
Упражняться в приёмах сборки изделий.
Рассматривать и анализировать образцы.
Решать задачи на воссоздание образцов, классификацию различных конструкций, конструирование по моделям. Анализировать информацию учебника, строить всоответствии с ней практи-
ческую работу.
Анализировать и сравнивать образцы изделий.
Исследовать свойства от-
дельных конструктивных
элементов и приёмы работы с ними.
Прогнозировать действия,
необходимые для получения определённого результата (конструкции).
Проектировать простые
конструкции.
Руководствоваться правилами при конструировании изделий.
Аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей.
Производить оценку вы-
полненной работы.
32 Приёмы сборки
простых узлов (с. 152– 155);
– Решение конструкторских задач
(с. 156–158)
33
Подведение итогов года. Выставка творческих работ
учащихся. Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний Рассматривать и анализировать экспонаты выставки.
Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах.
Производить оценку достижений, обмениваться впечатлениями. Анализировать изделия и
аргументированно представлять их.
Оценивать результаты работы своей и своих товарищей.
Излагать своё мнение и
свои впечатления об изделиях и работе на уроках технологии.
Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к творчеству своих товарищей.