Технологическая карта урока по биологии Большой и малый круги кровообращения (8 класс)
Технологическая карта урока биологии в 8 классе.
Тема урока «Большой и малый круги кровообращения»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: закрепить и расширить знания учащихся по теме «Транспорт веществ»
Задачи урока:
Образовательные: организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения сущности большого и малого кругов кровообращения, значения биологического процесса.
Развивающие: учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов; развивать наблюдательность и речь учащихся.
Воспитывающие: расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке
Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания, презентация к уроку, учебник, рабочая тетрадь.Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа в группах, моделирование.УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.
Личностные
результаты Метапредметныерезультаты Предметные
результаты
-устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;
-ценностное отношение к своему здоровью. - Регулятивные - волевая саморегуляция на протяжении всего урока, организует рабочее место, планирует, рефлексирует, оценивает свою деятельность.
Познавательные-анализирует, структурирует знания, строит речевое высказывание.
Коммуникативные - умеет слушать и отвечать на вопросы учителя, находит общее решение; учитывает разные мнения и умеет обосновывать своё, умеет работать в группе. - знает особенности строения сердца;
- знает строение и функции кровеносных сосудов;
-умеет устанавливать связь строения органа с выполняемыми функциями;
-умеет решать жизненные ситауции.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- проблемное обучение
Ожидаемые результаты:
-усвоение материала в полном объёме на уроке
- применение полученных знаний при выполнении практических заданий
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационный момент Цель учителя: организовать контроль
начала работы, обеспечить интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников
на урок.
Деятельность учителя:
Приветствует учеников. Задаёт вопросы:
- С каким настроением вы пришли на урок?
- Что необходимо нам для успешной работы? Презентация №1.Цель учащихся: настроится на
восприятие материала урока.
Деятельность учащихся:
Стоя приветствуют учителя.
Отвечают на его вопросы.
2 Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Цель учителя: провести проверку полученных ранее знаний учащихся, выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях, необходимых для работы по новой теме урока.
Деятельность учителя:
1.Предлагает ребятам индивидуальную работу по карточкам «Термины». Выводит шаблоны ответов на экран. Презентация №2.2. Работа с текстом «Найди ошибку»
Цель для учащихся: позитивно-перспективно оценить свою работу наряду с выделением ошибок.
Деятельность учащихся:
1.Выбирают карточку и, отвечают на вопросы.
Сравнивают свои ответов с кодами на экране.
2. Взаимопроверка в группах.
3 Изучение нового материала
Закрепление учебного материала Определение темы урока. Целеполагание.
Цель учителя: обратить результаты проверки для новой познавательной деятельности ( проверить умение учащихся устанавливать связь между строением кровеносных сосудов и движением крови по сосудам).
Деятельность учителя: читает отрывок из сказки Кэрола Доннера «Тайны анатомии», где герои- молекулы Вольняшка, Макс и Молли путешествуют по кровеносной системе, задаёт вопросы и по ходу ответов крепит на доску названия сосудов.
«…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд…».
Задаёт вопрос
- Помогите героям сказки. В каком сосуде они очутились?
Учитель крепит на доску надпись «аорта» и продолжает читать сказку.
«… Аорта!- взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений…»
Задаёт вопрос
- О каком разветвлении говорит Вольняшка?
Учитель крепит на доску надпись «артерии», читает сказку дальше.
«…Эта артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли. Артерия несёт кровь от сердца к клеткам,- поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.
Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперёд…Они повернули раз, другой, третий и поплыли всё медленнее…»
Задаёт вопрос
- По каким сосудам кровеносной системе молекулы поплыли гораздо медленнее?
Учитель крепит на доску надпись «капилляры», читает.
«… А вот и капилляры начинаются!- возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. –Сделаем ещё кружок?...»
Задаёт вопрос
О каком процессе в организме шла речь в отрывке из сказки Кэрола Доннера ?Учитель крепит на доску надпись «кровообращение» и задаёт вопросы.
- О каком сосуде ещё не рассказали путешественники?
Учитель крепит на доску надпись «вены».
- Что такое кровообращение?
-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?
-Вспомните, по какому пути движется кровь у млекопитающих?
Учитель объявляет тему урока «Большой и малый круги кровообращения», просит записать название в тетрадь.
Цель учителя: поставка проблемы, обеспечение готовности к усвоению нового материала.(создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»)
Деятельность учителя:
Задаёт проблемный вопрос ученикам
-Когда больному вводят в вену лекарство, как вы думаете, каков путь этого лекарства, по какому кругу кровообращения оно будет двигаться?
Учитель предлагает вернуться к данному вопросу после изучения новой темы.
Подготовка к встречи с новым материалом.
Цель учителя: Продолжить работу по изучению большого и малого кругов кровообращения, организация самостоятельной работы учеников в группах.
Показ видеофильма «Круги кровообращения человека»Деятельность учителя:
Определяет число групп, раздаёт карточки-задания, индивидуальные листки самоконтроля.
Задание для 1 группы:
Работая с учебником, энциклопедиями подготовить сообщение «История открытия кругов кровообращения»
Задание для 2 группы:
Выстроить из макетов и указать стрелками движение крови по малому кругу кровообращению.
Рассказать о малом круге кровообращения.
Составить схему, установив последовательность направления движения крови по органам и сосудам, образующих малый круг кровообращения.
Заполнить общую таблицу на доске.
А сейчас поработаем в тетрадях. Давайте изобразим большой круг кровообращения в виде схемы:
А сейчас взяли в руки ручки красного цвета и на схеме подчеркнули те участки кровеносного русла, где течет артериальная кровь, синим цветом- венозная.
Задание для 3 группы:
Показать и рассказать о пути артериальной крови по большому кругу кровообращению.
Показать и рассказать о пути венозной крови по большому кругу кровообращению.
Составить схему, установив последовательность направления движения крови по органам и сосудам, образующих большой круг кровообращения.
Заполнить общую таблицу на доске.
А теперь вновь работаем в тетрадочках. Составляем схему малого круга кровообращения.
Подчеркиваем красным и синим цветом ту часть кровеносного русла, где протекает артериальная и венозная кровь.
Задание для 4 группы:
Конструируем круги кровообращения.
Учащиеся со шкатулки вытягивают свои роли.
«Левый желудочек, правый желудочек, левое предсердие, правое предсердие, аорта, артерия, капилляры органы и ткани, вены, легочные вены, легочные артерии, альвеолы» Затем согласно направлению движения крови по сосудам выстраиваются у доски в круг кровообращения. А имитированным кровяным потоком выступают маленькие мячики красного и синего цвета – артериальная и венозная кровь. Ученики ощущают себя частью круга кровообращения.
Учитель оказывает индивидуальную помощь в выполнении заданий, корректирует записи в общей таблице.
вопросы Малый круг кровообр. Большой круг кров.
Где начи-
нается? Где закан-
чивается? Как изме-
няетсясостав
крови? Каково
время обо-
рота крови
по кругу? Подведем итоги:
Система кровообращения у человека такая же, как и у млекопитающих;
Сердце человека четырехкамерное, состоит из двух предсердий и двух желудочков;
У человека два круга кровообращения (большой и малый);
Капилляры большого круга кровообращения снабжают кислородом и питательными веществами ткани и органы и уносят из них углекислый газ;
В малом круге кровообращения кровь насыщается кислородом.
Физкультминутка.Цель: снятия усталости и напряжения у учащихся.
Деятельность учителя: Ребята, вы, наверное устали. Давайте отдохнем.
Цель для учителя: Проверить глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся.
Деятельность учителя:
1.Предлагает решить биологическиеую задачи.
Кровь из сердца поступила в лёгочный ствол, из него в артерии, затем в капилляры, от туда в вены, которые принесли кровь к сердцу.
О каком круге кровообращения идёт речь?
Почему так решили?
2. А сейчас, мне хотелось бы узнать, как вы хорошо вы усвоили новый материал. Для этого выполним небольшой тест “Волна”. Чертим луч, на котором откладывает отрезки равной длины. Ставим цифры от 0 до 9. Если вы на вопрос отвечаете “да”, то волна рисуется сверху, если “нет”, то снизу.
1.Сердце человека четырехкамерное? (Да)
2. Аорта - самая мелкая артерия? (нет)
3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да)
4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами?(да)
5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет)
6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет)
7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да)
8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да)
9. Венозная кровь течет только по венам? (нет)
Проверяем.
3.Задача:
Почему вредно носить тесную обувь и туго затягиваться ремнями?
4.Решение жизненных ситуаций, работа в группах:
1 группа: У пострадавшего во время кашля выделяется алая кровь. В анамнезе – туберкулёз. Укажите причину, поставьте диагноз и окажите первую помощь.
2 группа: У больной (45 лет) отмечается резкая кинжальная боль за грудиной, которая отдает в левое плечо, левую лопатку. Боль длится несколько часов, валидол приступ не купирует. Больная бледная, на лбу холодный пот, она испытывает страх смерти. Дыхание учащенное. Установите диагноз и окажите помощь.
3 группа: Дорожно- транспортное происшествие. Машина сбила пешехода. Он лежит на спине, правая рука неестественно подвернута, из раны на предплечье алая кровь «бьёт фонтаном». Поставьте диагноз и окажите первую помощь.
4 группа: Женщина в ванной комнате сушила феном волосы, розетка искрила. Потеряла сознание и упала. У неё отсутствует дыхание и пульс. Установите причину, окажите первую помощь.
Учитель возвращается к поставленной перед учениками проблеме в начале изучения новой темы и сопоставляет правильность её решения.
- Давайте вспомним задачу о введении больному лекарства в вену. Правильно ли вы ответили на заданную задачу?
Цель учителя: Определить значимость
пути крови по сосудам, необходимости вести здоровый образ жизни.
-Почему важно знать путь крови по сосудам?
Деятельность учителя:
- Задумайтесь над такими фактами: число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями с каждым годом увеличивается, и болезни органов кровообращения занимают 2 место, после болезней органов дыхания. Посмотрите презентацию на тему «Болезни органов кровообращения» и сделайте вывод, как можно избежать заболеваний.
- После просмотра презентации учитель спрашивает, как избежать данных заболеваний и просит озвучить правила здорового образа жизни. Фиксирует на доску:
-физическая активность;
-рациональное питание;
-положительные эмоции;
-не иметь вредных привычек.
Далее предлагает вернуться к вопросу о движении крови на следующем уроке.
- Как говорил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное». Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. Мы более подробно разберём проблемы гигиены органов сердечно-сосудистой системы и её влияние на здоровье человека в целом. Цель для учащихся: применять свои знания.
Деятельность учащихся: слушают отрывок из сказки, отвечают на вопросы.
Отвечают
- В данном отрывке сказки речь идёт об аорте.
Отвечают
- Вольняшка говорит об артерии.
Отвечают
В данном эпизоде речь идёт о капиллярах сосудов.
Отвечают
-В отрывке Кэролла Доннера речь идёт о процессе кровообращения.
- Путешественники не рассказали о вене.
- Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.(Запись на доске)
- Сегодня на уроке мы будем изучать движение крови по сосудам.
- По малому и большому пути кровообращения.
Цель для учащихся:
Выдвигают гипотезы и их проверяют под руководством учителя, оценивают значимость нового материала.
Деятельность учащихся:
Предлагают версии решения проблемной ситуации.
Цель для учащихся:
Учиться устанавливать связь между строением и органами кровеносных сосудов, уметь применять полученные знания в групповой работе.
Деятельность учащихся:
Работают в группах, распределяют задания, готовят ответы.
1 группа:
Работает с учебником, энциклопедиями готовит сообщение «История открытия кругов кровообращения».
Деятельность 2 группы:
Распределяют вопросы, готовят ответы.
-Строят из макетов и указать стрелками движение крови по малому кругу кровообращению.
-Рассказывают о малом круге кровообращения.
-Составляют схему:
Правый желудочек-лёгочный ствол-правая и левая лёгочные артерии-лёгочные капилляры-лёгочные вены-левое предсердие.
-Заполняют общую таблицу на доске.
Деятельность 3 группы:
Распределяют вопросы, готовят ответы.
- Показывают и рассказывают о пути артериальной крови по большому кругу кровообращению.
-Показывают и рассказывают о пути венозной крови по большому кругу кровообращению.
-Составляют схему:
Левый желудочек-аорта-артерии- капилляры-мелкие вены-крупные вены-верхняя и нижняя полые вены-правое предсердие.
-Заполняют общую таблицу на доске.
Деятельность 4 группы:
- Распределяют роли.
-Составляют и показывают движение крови по кругам кровообращения.
Деятельность учащихся:
- формулируют выводы.
Деятельность учащихся:
-выполняют упражнения.
Цель для учащихся:
Применить знания нового материала при решении биологических задач.
Деятельность учащихся:
Решают задачи.
Отвечают.
Речь идёт о малом круге кровообращении. Выдвигают версии своего решения.
Выполняют тест.
Взаимопроверка в группах.
Отвечают.
Нарушается нормальное движение крови по сосудам, не нормально снабжаются ткани кислородом и питательными веществами, и не обеспечивается отток продуктов распада, что может привести к различным заболеваниям.
Деятельность учащихся:
1.У пострадавшего внутреннее легочное кровотечение. Причина – разрушение ткани легких и кровеносных сосудов малого круга кровообращения. Кровь алая,т.к. в легких идет газообмен, и кровь насыщается кислородом. Первая помощь: пострадавшего усадить. На грудную клетку положить холод. Для облегчения кашля можно дать прохладное питьё. Отправить в больницу.
2. Диагноз – инфаркт миокарда (некроз сердечной мышцы). Причина – спазм сосудов сердца (коронарых сосудов), вследствие этого нарушается кровообращение сердечной мышцы. Первая помощь: больную успокоить, обеспечить доступ свежего воздуха, срочно госпитализировать.
3. У пострадавшего в результате ДТП – открытый перелом костей предплечья с повреждением локтевой или лучевой артерии – артериальное кровотечение, т.к. кровь алая и «бьёт фонтаном». Первая помощь: наложить резиновый жгут выше раны (на плечо). Проверить правильность наложения, вложить записку с указанием времени наложения жгута. На рану – стерильную повязку. Затем зафиксировать руку при помощи шины с фиксацией лучезапястного, локтевого и плечевого суставов. Отправить в травмпункт.
4. Диагноз :поражение электрическим током из-за неисправности проводки. Первая помощь: отключить ток на электрощите. Если это невозможно, то, используя изолирующее средства (сухая ткань, стул, швабра) оттащить пострадавшего от источника электрического тока. Провести сердечно-легочную реанимацию – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Госпитализировать в больницу.
Ученики проводят сравнение ответов до изучения новой темы и после.
Цель учащихся: проанализировать информацию,
продумать и письменно оформить правила здорового образа жизни.
Отвечают на вопросы учителя.
Смотрят презентацию, письменно фиксируют правила здорового образа жизни.
Итоги урока.
Рефлексия.
Цель учителя:
Развивать умения соотносить цель и результат.
Деятельность учителя:
Организует беседу с классом по вопросам:
- Что было главным на уроке?
-Какие затруднения у вас возникли на уроке?
Что нового вы узнали?
Что было интересно?
Чему научились?
Ребята, давайте составим синквейн на тему «Транспорт веществ».
Просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде смайлика.
Учитель просит сдать карты оценки деятельности на уроке.
Спасибо всем за урок. Молодцы! Цель учащихся:
Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
Деятельность учащихся:
Отвечают на вопросы.
Заполняют карту. Проводят самооценку.
Домашнее задание Цель для учителя:Проинструктировать о выполнении дом.задания.
Повторить &17.
Составить кросворд по теме «Транспорт веществ»
Т.З. Оформить листовку рекламы ЗОЖ.
Т.З. Найти материал по теме «Современные достижения в оьласти кардиологии».
Цель для учащихся:
Применить полученные знания на укроке при самостоятельном выполнении домашнего задания.