Методическая разработка классного часа Один миллион тонн кубанского риса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31 им. В. В. Толкуновой
пос.Родники администрации муниципального образования
Белореченский район
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
-8001060960
56769071120
Разработала:
учитель начальных классов
Щербакова И. В.
Тема: Единый Всекубанский классный час
"Один миллион тонн кубанского риса"
Цель: формирование гражданской позиции и воспитание патриотизма современного школьника.
Задачи:
- Создать психолого-педагогические условия для воспитания патриотизма и гражданственности современного школьника;
- Формировать у обучающегося уважение к традициям своего народа; приобщение к базовым ценностям культуры труда народов Кубани через обращение к примерам современников;
- Развивать познавательные компетентности обучающихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеофильм «Один миллион тонн кубанского риса готов», мешочки с крупой, поднос, чаша с рисом.
Ход классного часа.
I. Организационный этап.
Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики!
Поприветствуйте меня те – кто хочет быть здоров!
Начнем наше занятие с того, что пожелаем друг другу здоровья.
II. Актуализация опорных знаний.
Групповая работа.
Игра «Угадай крупу» .
(Раздаются всем мешочки с разным зерном.
Дети должны назвать кому - что попалось и обобщить).
- А сейчас игра для вас.Угадай крупу у нас. (Нужно угадать крупу на ощупь.)
Учитель: - Теперь я загадаю вам загадку и у кого есть, такая отгадка хлопает в ладоши.
Загадки про рис.
1. Малыш, мы растение ищем с тобой,
На поле растет лишь залитом водой,
И многие-многие тысячи лет
Готовили люди его на обед!
Ответ: Рис
(если не отгадали ещё одну полегче)
2. В воде растет,
Уборки ждет.
Годен для каши,
Ест его Маша.
Годен для плова.
Ест его Вова.
Ответ: Рис
Учитель: Вы догадались о чём пойдёт разговор сегодня?
III. Сообщение нового знания.
Учитель: - Тема нашего классного часа " Один миллион тонн кубанского риса".
- В некоторых странах, как Индия, Китай, Корея, Япония, в основном питаются рисом. Он для них, что для нас, русских, хлеб.
- О рисе сложено немало легенд. И в одной легенде рассказывается, как он появился на земле.
Легенда о рисе
В некотором царстве, в некотором государстве жил храбрый юноша. Решил однажды юноша отправиться в гости на небо к богу. Там он увидел семена риса, сушившиеся на солнце. Бог стал потчевал гостя яствами из риса. Юноше очень понравилось угощение, но духи, которые охраняли вход в небесное царство, не дали ему взять с собой зерна на землю – это, мол, пища богов, и людям ее есть, не полагается.
Но юноша придумал одну хитрость – прошел босиком по зернышкам, которые сушились на солнце. И несколько зерен застряло между пальцами. Так рис очутился на земле. А еще в легенде говорится, что люди, которые ели его вволю становились умными и сильными, как боги.
Учитель: - Легенда легендой, а на самом деле родина риса — Индия.
Но мы с вами живем на Кубани. Это наша малая Родина. Отсюда для нас начинается необъятная наша Отчизна. Здесь мы родились, выросли и живем. Именно здесь возникает первое восприятие Родины.
Учитель: - Ребята, а вы знаете, почему наш край называют житницей России? (ответы детей) Молодцы! Правильно! Мы живем с вами в благодатном крае.
- Говорят: есть желтое золото, черное золото, а у нас белое золото.
- Что это значит? (ответы детей) Это рис, край белого золота. Российский рис возделывается в Краснодарском и Приморском краях, республиках Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Чечня, в Астраханской и Ростовской областях, но 84, 5 % риса выращивается у нас на Кубани.
Рис — культура тропиков. Зона возделывания его в Российской Федерации— самая северная из всех территорий распространения. Условия
выращивания риса у нас стрессовые, прежде всего из-за колебаний
температуры. К тому же рис на Кубани выращивается на землях, которые
были заболочены и засолены. Это значит, что сорта, возделываемые в таких
условиях, имеют высокий генетический потенциал. Поэтому онипредставляют большой интерес для зарубежных ученых, которые с успехомиспользуют их в селекционных процессах. Сама природа поработала над формированием наиболее ценных хозяйственно-биологических признаков у российских сортов риса.
IV. Физминутка.
(Учитель: - Я называю разные продукты – если услышали крупу хлопаете в ладоши, если нет топаете ногами.)
V. Продолжение.
Учитель: - У истоков рисосеяния в Краснодарском крае стоял не кто иной, каклегендарный герой Гражданской войны Дмитрий Жлоба, комдив Стальной дивизии. Что такое рис и как его растят - тогда в стране толком и не знали, крупу эту завозили, покупали за границей втридорога. Вряд ли руководство 1929 году ожидало каких-то глобальных, стремительных перемен.
Уже в том же 1931 году о великом осушении кубанских плавней заговорила вся страна. А ведь первые системы строились вручную: на сотнях
гектарах затопленных низин и болот выжигались камыш, в степях - рогоз, корчевались деревья. Первые орудия труда - лопата и конная тележка -
грабарка. Неистовый, словно в очередной сабельной атаке, Жлоба рвет и
мечет - вручную плавни не поднять! - и вот уже первая партия американских
экскаваторов прибывает на “Плавстрой”. Инженеров-гидростроителей,
видных агрономов ищет по всей стране - собирает "поштучно" лучшие умы.
В 1931 году под рисом было занято уже 1400 гектаров, с каждого из
которых взяли по 19 центнеров зерна риса. Это был прорыв, это была победа!
Динамика объемов производства в рисоводства Краснодарского края в последние годы устойчиво положительная. Это следствие перехода рисоводческих хозяйств к интенсивному земледелию с использованием последних достижений науки и техники, в том числе возделывания интенсивных сортов риса кубанской селекции, использования агрохимикатов нового поколения, обновление машинотракторного парка энергоемкой высокопроизводительной техникой. Увеличение объема производства зерна риса в 2016 году (план 1024 тыс. тонн) были расширены площади сева риса для достижения высокой урожайности не ниже 75 ц/га.
Кубанский рисоводческий комплекс по-прежнему крупнейший в стране.
Кубанский рис по цене существенно дешевле европейского, по качеству — значительно лучше азиатского, а по оценке потребителей — гораздо вкуснее и того, и другого.
VI. Первичное закрепление.
Учитель: А теперь посмотрим видеосюжеты от посева до сбора урожая.
Видеосюжет «Миллион тонн риса»… https://www.youtube.com/watch?v=AzcL2VnXhwI
https://www.youtube.com/watch?v=mA2pETbvog8
https://www.youtube.com/watch?v=CkKqdAZEaLEhttps://www.youtube.com/watch?v=VfIuYd0ha44https://www.youtube.com/watch?v=-qYSyucoaQMhttps://www.youtube.com/watch?v=4UtaqPq719kVII. Рефлексия.
Учитель: - Ответь в рифму:Он – кормилец на Востоке,С давних пор в полях растёт.Злак зелёный и высокийБелое зерно даёт.У него такой каприз:Очень любит воду … (рис).
Учитель: - А сейчас послушаем стихотворение посвященное рисоводам Кубани.
Слово к рисоводам Кубани.
1. Набирая в ладонь горстку риса,
Мы любуемся спелым зерном.
Будет долго оно светиться
Ваших рук и сердец теплом!
2.Каждый сорт - многотрудья годы!
Каждый сорт - смелой мысли взлет!
И на радость и счастье людям
Дарит труд свой святой рисовод!
3. Пожелаем же тем, кто всей жизни
Ради новых побед не щадит,
Лета долгого,
Веры в Отчизну,
В разум свой без конца, без границ!
Видеосюжет о чествовании рисоводов
на празднике урожая в «Атамани».
https://www.youtube.com/watch?v=JzHhjYeWqMgУчитель: - Есть такая пословица «Познай свой край и его богатства умножай». Изучив вопросы истории выращивания риса и то, как простые люди изменяли природу, строили оросительные каналы, поворачивали реки вспять, добивались невыполнимых задач и результатов, начинаешь понимать, как много уже сделано и сколько предстоит еще сделать новым поколениям нашей Кубани, чтобы сохранить и преумножить богатства нашего любимого Краснодарского края!