Семейство Астровые или Сложноцветные.
класс
6 «а»
6 «б»
6 «в»
6 «г»
дата
Урок № 47
Тема: Семейство Астровые или Сложноцветные.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о семействе Астровые.
Задачи:
1.Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о классе Двудольные; познакомить с основными признаками представителей семейства Астровые; определить значение этих растений в природе и жизни человека;
2.Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
3.Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, развитие чувства прекрасного.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентационный материал, тхнологические карты урока, учебники.
Тип урока: изучение новых знаний.
Методы: объяснительно- иллюстративный,частично- поисковый.
Ход урока:
Действия учителя
Действия учащихся
Организационный момент. (2мин)
Здравствуйте, класс. Проверка посещаемости. Кто сегодня отсутствует на уроке?
Тема нашего урока «Семейство Астровые или Сложноцветные»
Проверка ЗУН:
Давайте проверим, какой багаж знаний вы получили на прошлом уроке и принесли его с собой.
Прием "Верю- не верю
Верите ли вы, что семейство Бобовые по числу видов (18 тысяч) уступает только Сложноцветным? (да)
Верите ли вы, что растения семейства Пасленовые имеют цветки с двойным 5-членным околоцветником? (да)
Верите ли вы, что Бобовые выращивают на полях для обогащения почвы железом? (нет, азотом)
Верите ли вы, что растения семейства Пасленовые имеют соцветие кисть? (да)
Верите ли вы, что семена сои содержат большое количество жиров? (нет, белков)
Верите ли вы, что характерной особенностью пасленовых является наличие на их корнях клубеньков? (нет, клубеньки характерны для Бобовых)
Верите ли вы, что семейство Бобовые имеет еще одно название – Мотыльковые? (да)
Верите ли вы, что характерной особенностью бобовых является присутствие в их органах ядовитых веществ? (нет, они содержатся в растениях семейства Пасленовые)
Прием "Установите соответствие"
Учащимся предлагаются представители семейств Розовые, Бобовые, Пасленовые. Ребята должны установить соответствие семейство – растение.
Предлагаемые растения: горох, картофель, баклажан, малина, фасоль, вишня, соя, перец, слива, яблоня, клевер, акация, черемуха, шиповник.
Формирование новых знаний (15мин).
Семейство Астровые – самое большое семейство двудольных. Оно насчитывает около 20 тысяч видов. В Украине к этому семейству принадлежит свыше 800.
Сложноцветные заселили всю Землю - от тундры до тропиков, от равнин до снеговой линии в горах.
Это обычно травянистые растения, только в тропиках втречаются кустарники и деревья.
Общая характеристика семейства Астровые.
Общие признаки семейства:
Цветок Ч0 Л(5) Т(5) П(2)
Соцветие Корзинка
Плод Семянка
Листья Простые
Характерной особенностью сложноцветных является соцветие корзинка.
Основу корзинки образует расширенное цветоложе, плоское или выпуклое. Снаружи корзинка окружена зелеными листочками - оберткой. На цветоложе размещаются отдельные цветки, количество которых может быть различным.
В корзинках сложноцветных встречаются цветки четырех типов: трубчатые, воронковидные, язычковые и ложноязычковые.
Рассмотрим трубчатые цветки. Их лепестки срастаются в трубочку, их число можно определить только по количеству зубкиков венчика. 5 тычинок тоже сростаются пыльниками в трубочку, через которую проходит 1 пестик. Рыльце его возвышается над тычинками. Цветки обычно обоеполые.
Воронковидные представляют собой расширенную кверху трубочку, неправильной формы. Это обычно бесполые цветки, располагаются по краю корзинки и служат для привлечения насекомых- опылителей.
У язычковых цветков лепестки внизу образуют трубочку, а выше все 5 срастаются в одной плоскости и получается вырост, похожий на язычок. Цветки обоеполые.
Ложноязычковые цветки, в отличие от язычковых образованы лишь тремя лепестками. Цветки такого типа часто бывают женскими.
У одних видов Астроые корзиночки состоят из цветков одного типа, например, у одуванчика – из язычковых. У других- из разных типов, например, у ромашки: внутри трубчатые, по краям – язычковые;
у василька : внутри- трубчатые, по краям- воронковидные.
Корзинки астровых раскрываются и закрываются в определенное время. Это свойство может быть использовано для создания цветочных часов.
Стебли растений густо опушены. Это связано с тем, то растения живут в районах постоянной сухости или с резким изменение температуры.
Плод астровых семянка. У одуванчика семянка с летучкой, которая позволяет ей далеко разноситься ветром. У других же видов на конце семянки развиваются два или три шипика с зубцами (как у череды). Посредством этих шипиков семянки прицепляются к шерсти животных или одежде человека и таким образом разносятся на далёкое расстояние.
Опыляюся насекомыми- пчелами, осами, шмелями.
Разнообразие астровых. Значение в природе и жизни человека
К лекарственным растения относят:
полынь горькая, ромашка лекарственная, пижма обыкновенная, цикорий обыкновенный, тысячелистник обыкновенный, мать- и - мачеха
Декоративные растения
На цветниках и клумбах выращивают георгины, маргаритки, бархатцы, астры.
Сорные растения
К злостным трудноискореняемым сорнякам относится осот полевой, амрозия. Пыльца амброзии, попадая в дыхательные пути, вызывает аллергию.
Среди растений семейства Астровые встречаются кормовые и технические растения, например, топинамбур или земляная груша, подсолнечник.
Подсолнечник - главная масличная культура. Подсолнечное масло употребляют в пищу, используют для изготовления маргарина, лаков, красок, мыла. Из семян готовят сладкую халву. Родина подсолнечника - Южная Мексика, где его выращивали много столетий. К нам он был завезен во время правления царя Петра
· в XV
·
·
· веке. Прошло немало времени, пока подсолнечник стали выращивать как масличную культуру. В 1829 году крепостной крестьянин Воронежской губернии Даниил Бокарев придумал способ получения подсолнечного масла. Позже был построенин первый завод по производству масла.
IVЗакрепление новых знаний(18мин). Исследовательский метод).
Выполнение лабораторной работы № 26
Лабораторная работа № 26 «Строение цветка и плода растений семейства сложноцветных»
Цель: изучить строение цветка и плода растений семейства сложноцветных.
Оборудование и материалы: гербарные экземпляры растений, рисунки.
Ход работы:
1. Напишите названия известных вам растений Семейства сложноцветных.
2. Рассмотрите цветок одуванчика.
Какой околоцветник: простой или двойной?
Подсчитайте число лепестков. Опиши их.
Подсчитайте число тычинок, пестиков.
Как называется соцветие?
3. Зарисуйте строение цветка, сделайте обозначения. Напишите его формулу.
4. Рассмотрите строение плода.
Укажите название плода этого растения, в чем его отличие?
5. Сделать вывод.
V. Выводы. Итоги урока(3мин).
Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений
Этап рефлексии:
Сегодня на уроке мне
Меня особенно удивило то, что
До начала урока я думала, что, а сейчас знаю.
Было бы хорошо, если бы
Мне не понравилось
VI.Задание на дом(2 мин): выучить конспект параграфа.
Ученики открывают тетради и записывают число и тему урока.
Учащиеся принимают активное участие в проверке домашнего задания.
Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Записывают определение в тетрадь.
Учащиеся выполняют лабораторную работу.
Учащиеся записывают домашнее задание