Конспект урока в рамках реализации программы ФГОС по биологии по теме Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные

Конспект урока по биологии
Тема урока: «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные»

Цель урока: изучить представителей семейства крестоцветных, их отличительные черты, значение в природе и жизни человека.
УУД:
Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Задачи:
Образовательные:
познакомить с представителями семейства;
учить находить отличительные черты, характерные для этого семейства;
учить распознавать и отличать их от представителей других семейств.
Развивающие:
развивать способность работать самостоятельно и в парах;
развивать способность проводить сравнения;
развивать речь.
Воспитательные:
формировать бережное отношение к природе.
Девиз: «Мало знать, надо и применять!»
Гёте

I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (вопросы на слайдах) и подготовка к изучению новой темы.
Задание № 1. Расположить с признаками однодольных растений в первый столбик, с признаками двудольных растений во второй столбик. Работают в паре за партой.
Лист имеет параллельное или дуговое жилкование.
Листья имеют сетчатое или перистое жилкование листа.
Стержневая к.с.
Мочковатая к.с.
Семя с одной долей.
Семя с двумя долями.
Класс однодольные растения
Класс двудольные растения

1,4,5
2,3,6


Задание № 2. Работа у доски. Расположить таксонометрические единицы в порядке возрастания.
Задание № 3.(отвечаем цепочкой)
а) Предложено 2 названия растения:
Ромашка;
Ромашка аптечная.
Какое из этих названий относится к видовому, а какое к родовому?
б) Определить систематическое положение тополя дрожащего.
Задание № 4. Работа с гербарием. По признакам определить принадлежность к классу.
Задание № 5. Решение биологических задач. Вы заготовили гербарий лекарственных растений. Можно ли ваш гербарий использовать для того, чтобы определить, к какому классу это растения относится? Можно ли по отсутствию цветка определить принадлежность к определенному семейству.
III. Постановка цели и задач урока.
Проблемный вопрос:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из семейств растений класса Двудольных.
- Но сначала ответьте на вопрос. Какой всем известный овощ является кладом витаминов?
(если дети затрудняються с ответом, им читаю следующую подсказку).
- Этим овощем приказывал кормить своих воинов великий полководец Александр Македонский, который считал, что он прибавляет им силу, храбрость и выносливость?

- Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук считал, что этот овощ выгоняет болезни из тела и спасает жизни морякам.
- О каком овоще идёт речь?
- Какова цель сегодняшнего урока? (познакомиться с семейством, к которому относится капуста и другие растения)
План урока: (записан на доске)
Строение капусты.
Происхождение капусты.
Использование капусты.
Виды капусты.
Выращивание капусты.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Знакомы ли вам эти растения?
- Все эти растения относятся к одному семейству – Крестоцветные. Как вы думаете, почему им дали такое название? Оказывается за строение цветка, у которого лепестки расположены крест накрест. Второе название семейства – Капустные (т.к. капуста относится к этому семейству).
Первый пункт плана - Строение капусты.
В семействе около 3200 видов. Среди них преобладают травянистые растения, реже кустарники. Распространены, в основном, в умеренной зоне северного полушария. Эти растения опыляются насекомыми, поэтому большинство из них пахнут и имеют нектарники. Всем представителям этого семейства характерны общие признаки, какие? Сегодня мы с вами и узнаем.
Работа в парах за партами. Лабораторная работа «Основные особенности растений семейства крестоцветных »
Задание № 1. Работа с гербарием (пастушья сумка и ярутка).
Рассмотрите строение данного растения и допишите недостающие слова в тексте.
1. Корневая система -
2. Стебель у растения-
3. Листья -
4. Листорасположение -
5. Жилкование - ..
Задание № 2. На партах модель цветка семейства крестоцветных. Рассмотрите его и ответьте на вопросы. (Приложение № 3)
1. Какой околоцветник: простой или двойной?
2. Подсчитайте количество чашелистиков.
3. Рассмотрите венчик. Подсчитайте количество лепестков.
4. Подсчитайте число тычинок. Все ли они одинаковы по длине?
5. Подсчитайте число пестиков.
7. Подводим итоги и выводим формулу цветка.
Задание № 3. Рассмотрите строение плода. Измерьте ширину и длину плода. Если длина плода превышает его ширину в 3 раза и более, то это плод – стручок, если ширина и длина равны, то это плод – стручочек. Какой плод у вас на парте?
Вывод: почему капусту, пастушью сумку, редьку относят к семейству Крестоцветные?
(по строению цветка и виду плода).
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

IV. Первичное закрепление материала.
Выполнение теста «Характерные особенности семейства крестоцветных».
“Шифр”
Цель: систематизация знаний по морфологии растений семейства крестоцветных.
Выбрать признаки растений семейства Крестоцветных и получить шифр семейства.

1. Травы
2. Длинные стебли
3. Плод стручок или стручочек
4. Листья рассеченные или раздельные
5. Капустные
6. Цветки обоеполые
7. Травы и кустарники
8. Плод тыквина
9. Однодомные растения
10. Формула цветка* Ч(5)Л (5) Т (2+2) П0
11. Плоды многосемянные
12. Плоды многосемянные и односемянные
13. Листья расположены поочередно
14. Формула цветка *Ч2+2 Л4 Т 2+4 П1
15. Цветки однополые
16. Бахчевые
Крестоцветные – 3-5-6-7-9-11-13-14

Второй пункт плана - Происхождение капусты.
На побережье Средиземного моря встречается дикорастущая трава, мало похожая на кочанную капусту. Она имеет развитый стебель и крупные листья с изрезанными краями. Тем не менее, именно эта листовая капуста стала родоначальницей многочисленных сортов капусты. Листовая капуста была известна ещё в 4–3 веках до нашей эры. Постепенно появились кочанные сорта. В Россию она пришла в уже привычном для нас виде.
Третий пункт плана - Использование капусты.
С давних пор капуста является одним из наиболее часто употребляемых в пищу продуктов питания. Много пословиц и поговорок связано с этим растением:
Без картошки, хлеба да капусты – какая еда.
Хлеб да капуста – на столе не пусто.
Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Русские пословицы, являясь выражением мудрости народа, показывают нам, что уже в далекие времена люди приравнивали ценность этого растения к хлебу - одному из основных продуктов питания человека.
Наши предки славяне выращивали ее с 9 века и первыми изобрели способ ее квашения.
Игра «Убери лишнее».
Щи, солянка, гороховый суп.
Квашенная капуста, омлет, борщ.
Молочный суп, пирожки с капустой, голубцы.

Четвёртый пункт плана - Виды капусты.

В настоящие время возделывают много сортов капусты. Познакомят нас с ними ребята (сообщение по теме).
Белокочанная капуста. Традиционно выращиваемая капуста. Четко делится на ранние, среднеспелые и поздние. Отличается гладкими, в центре светлыми листьями. Ранние сорта используются для салатов и кулинарной обработки (варки, тушения). Среднеспелые и поздние сорта, кроме того, используются для квашения.
Краснокочанная капуста. Является разновидностью белокочанной капусты. Используется для салатов, гарниров, маринования и квашения. Более холодостойкая, чем белокочанная и меньше повреждается болезнями и вредителями. Хорошо хранится.
Цветная капуста. Головки цветной капусты очень богаты витаминами, калием, белками. Их больше чем в белокочанной капусте. Головки цветной капусты едят сырыми с густыми соусами, полусырыми (бланшированной несколько минут), отваренными и поджаренными в сухарях. Цветная капуста является диетическим продуктом. Цветная капуста очень требовательна к условиям выращивания. На ее вкус оказывает влияние почва и применяемое удобрение.
Брюссельская капуста. Образует высокий стебель, в пазухах листьев которого развиваются небольшие кочанчики (30-50 шт.) величиной до 5 см в диаметре. Эти кочанчики содержат в три-пять раз больше белка, витаминов, чем белокочанная капуста. Кочанчики имеют сладковатый вкус. Используется для супов и гарниров, их консервируют, замораживают. Брюссельская капуста требовательна к условиям выращивания.
Кольраби. Кольраби - сильно разрастается наземный стебель. Стеблеплод вкусен и сочен, пока не перезреет. Это очень скороспелая культура - от посева семян до сбора урожая проходит два месяца. Главное - использовать растения пока они молодые и нежные, а не стараться дорастить их. Кольраби едят в свежем виде или варят, в ней очень много витаминов, особенно витамина C. Кольраби требовательна к влаге, на сухих почвах стеблеплоды мельчают и грубеют. Является однолетним растением.

«Овощная арифметика»
Цель: развитие умения применять математические вычисления при решении биологических заданий
Решить задачи
Для капусты средних сроков созревания требуется 130 дней. Когда можно будет снять первые плоды, если посадить семена капусты в грунт 1 мая? (10 сентября)

На стебле брюссельской капусты расположены листья, в пазухах которых образуются маленькие кочанчики. На пяти стеблях брюссельской капусты 450 кочанчиков. Сколько их на одном стебле брюссельской капусты?(90 шт.)

Пятый пункт плана - Выращивание капусты.
От начала посева до созревания урожая проходит 120 – 150 дней, а иногда больше. Поэтому капусту сеют ранней весной в парники.
Рассаду пересаживают через 5-7 недель после посева семян. За день до пересадки рассаду поливают, а вовремя пересадки прищипывают главный корень растения. Это даёт возможность для развития боковых корней в верхнем слое почвы, что обеспечивает лучшее питание растения.
Осенью, в год предшествующий посадке почва должны быть перекопана на глубину двух штыков т. к. перед посадкой капусты почву не перекапывают. Капуста любит несколько уплотненную почву.
При посадке рассады лунку наполняют водой и опускают туда корни рассады с комом земли. При посадке рассады после обильного полива почву вокруг корней следует тщательно уплотнить пальцами.
Если жарко, то пересаженные растения следует накрыть колпаками из газеты. То же самое необходимо при сильных заморозках, если рассада незакаленная.
Всем видам капусты нужен постоянный и обильный полив.
Какие культурные растения мы можем отнести к семейству крестоцветных? В этом нам поможет учебник.
Задание. По учебнику найти этих представителей семейства. (Работа с учебником стр. 227, рис. 166 ).
V. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.
Задания на выбор.
(Приложение № 5)
1. Сурепка обыкновенная
2. Земляника лесная
3. Пастушья сумка
4. Гулявник лекарственный.
5. Редька черная.
6. Ромашка аптечная.
7. Редька дикая.
8. Вишня обыкновенная.
9. Хрен деревенский.
10. Горох посевной.
Задание № 1. Выписать номера растений, относящихся к семейству крестоцветных. (пр.5)
Задание № 2. Распределить представителей семейства по значению на культурные, дикие, масличные, декоративные. (пр.5)
Задание № 3. Какие из предложенных растений семейства крестоцветных можно встретить в нашей местности и где мы можем их применить. (пр.5)
Задание № 4. Какими лекарственными свойствами обладает капуста?
VI Подведение итогов и результатов урока.
VII Задание на дом. Параграф 47, разобрать рис. 168 на 229 стр. «Диаграмма цветка». По желанию сообщение о целебных свойствах капусты.
VIII Рефлексия.
Что нового о капусте вы узнали сегодня на уроке?





































Учитель: А напоследок я вам приготовила ещё одно, интеллектуальное задание – составить синквейн. Напомню вам, что синквейн – это творческая работа, имеющая форму стихотворения, состоящего из 5 нерифмованных строк. Давайте вспомним  правила его составления. Ответы детей: 1 строка – существительное, выражающее главную тему синквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка -  три глагола, описывающих действия в рамках темы. 4 строка - фраза, несущая определённый смысл. 5 строка – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом.Учитель: Умницы, тогда первая команда составляет синквейн по теме «Растение класса Двудольные», а вторая – по теме «Растение класса Однодольные». У вас есть 5 минут. Правильно составленный синквейн приносит команде жетон. Примерные ответы детей: Капуста. Культурная краснокочанная. Растёт, пьёт, кормит. Относится к семейству Крестоцветные класса Двудольные. Овощ.

Ландыш Майский тенелюбивый. Цветёт, плодоносит, лечит. Относится к семейству Лилейные класса Однодольные. Цветок.