Методическая разработка урока по дисциплине «Информатика» Организация проектной деятельности на уроке для студентов технологического профиля Тема урока: «Разработка и создание мини-газеты, используя возможности текстового редактора Microsoft Word» (ур
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
Губернский колледж г. Сызрани
Методическая разработка урока
по дисциплине «Информатика»
Организация проектной деятельности на уроке
для студентов технологического профиля
Тема урока: «Разработка и создание мини-газеты, используя возможности текстового редактора Microsoft Word»
(урок обобщения и закрепления знаний и практических умений)
Папунина Л.А., преподаватель информатики технологического профиля Губернского колледжа
Длительность урока: 65 мин.
Форма урока: комбинированный
ВВЕДЕНИЕ
Овладение телекоммуникационными и информационными технологиями, как средствами реализации принципа непрерывности образования с использованием технических средств (компьютеров), является лишь одним из аспектов образовательной функции дисциплины «Информатика». В основе курса лежит направленность на решение общеобразовательных и мировоззренческих задач, что позволяет облегчить гуманизацию процесса обучения и реализацию возможности осуществления дифференцированного обучения, подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
В новой образовательной парадигме студент становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Информатика» определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
Помочь студентам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
Создать условия для формирования у студентов адекватной самооценки;
Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.
Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции:
информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
предметную - способность применять полученные знания на практике.
В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:
формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
изменения роли учителя в образовательной среде;
более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
В основу проектной деятельности, положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат - опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Раскрывая суть проектного подхода, я не могла не использовать его в своей работе и постаралась отразить зависимость технологического содержания (способов организации учебной деятельности) от предметного (образовательного стандарта для формирования знаний, умений, навыков) и субъектного ( жизненного и познавательного опыта учащихся) содержания образования.
В методической разработке использованы элементы методики и технологи проектного и саморазвивающегося обучения, которые описаны в книгах И.С.Сергеева «Как организовать проектную деятельность учащихся» и В.И.Андреева «Педагогика творческого саморазвития».
2. ЛИЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Творчество – это состояние гармонии души
и любви к тому, что ты делаешь с особым энтузиазмом.
Цель методической разработки - показать на базе изучения темы «Работа в офисных приложениях» (работа в текстовом редакторе Microsoft Word), средства и способы организации проектной деятельности направленные на индивидуализацию и активизацию, стимулирования инициативы и роста творческих возможностей у учащихся.
Поэтому в качестве своей первоочередной педагогической задачи, положенной в основу моей педагогической концепции, я вижу задачу развитие у учащихся способностей к самообразованию и самоанализу.
Реализация этой задачи состоит, на мой взгляд, из следующих этапов:
«Анатомия» проекта.
Цель - развитие самостоятельности учащихся, их творческих способностей, формирование аналитических и коммуникативных качеств.
Процесс организации проектной деятельности у учащихся.
1 этап
Основные требования к проекту
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – преподаватель, студент (или группы учеников) и практических навыков, которые необходимо закрепить, то требования к практическому проекту – совершенно особые.
Необходимо наличие социально значимой задачи - исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Проектная деятельность требует от мастера не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов учащихся, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Как именно преподавателю предстоит создавать условия для развития студентов в ходе проектной деятельности? Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» мастеру в ходе руководства проектом:
энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая. поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
специалист (обладающий знаниями и умениями в нескольких – не во всех! – областях);
консультант (организатор доступа к ресурса);
руководитель (особенно в вопросах планировании времени);
«человек, который задает вопросы» (по Дж. Питу – тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);
координатор всего группового процесса;
эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
2 этап
Я веду уроки производственной практики, где пытаюсь создать условия, в которых учащиеся бы понимали, что вся их деятельность направлена на удовлетворение личных потребностей.
Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок производственной практики. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны мастера, так и своих товарищей.
Откуда беру необходимые для этого часы? Источников два это интенсификация учебного процесса, проведение в форме проектов повторения или закрепления пройденного материала, что непосредственно рассмотрено в данной методической разработке и положено на конкретный урок производственного обучения. Проект при небольшой (на два урока) и более длительные четыре или шесть уроков, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в колледже.
У меня сложилась следующая система. Сначала провожу вводный инструктаж (базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание). Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений, учащихся по теме «Работа с текстовым редактором Microsoft Word». После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях и практических умений.
Мне, как преподавателю, очень приятно наблюдать за следующими моментами на уроке: с большим увлечением выполняется студентами та деятельность, которая выбрана ими самими свободно, а знания и практические умения добытые собственным трудом или в процессе дискуссии запоминаются лучше и на долго. При проявлении большей самостоятельности более раскрываются творческие способности у студентов и их внутренний потенциал.
Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.
Наличие у студентов аналитических способностей дает ему полную внутреннюю самостоятельность и независимость, т.е.:
Позволяет учащемуся «учиться самостоятельно», не боясь потока свалившейся на него информации.
Позволяет использовать полностью свой внутренний творческий потенциал учащегося.
Планировать временя и силы собственных возможностей.
Заранее определить насколько эффективна будущая деятельность.
Позволяет не бояться нестандартных ситуаций, а пытаться их разрешить.
3 этап
Мышление, способное усвоить знание будущего, называют проектным. В основе использования метода проекта лежат три базовых принципа:
свобода выбора ученика
взаимодействие его с группой учащихся;
гибкое распределение учебного времени.
Педагог в соответствии с нормой организует учебно-практическую деятельность ученика. В ходе этой деятельности ученик добывает себе знания, развивая при этом свои способности, закрепляет навыки, фиксируя средства и способы получения этих знаний и умений.
Структура проектной деятельности на уроке
ПРОЕКТ
Основная ПРОБЛЕМА,
компоненты которой требуют решения
Практические значимый материальный или культурный
ПРОДУКТ
ПРЕЗЕНТАЙИЯ
Продукта
Этапы деятельности
Постановка проблемы
Выдвижение гипотез-путей решения проблемы
(выбор темы проекта)
Планирование деятельности по реализации проекта
Подготовка продукта
Подготовка презентации
Презентация
Самооценка и самоанализ
Сбор информации
Структурирование информации
Изготовление продукта
Оформление продукта
Циклограмма проекта, выполняемого на уроках
1-ый урок
Неделя между 1-м и 2-м уроками
2-ой урок
3 урок
Цель урока:
Образовательная: работа учащихся над проектом по разработке и созданию мини-газеты с использованием возможностей текстового редактора Microsoft Word.
Развивающая: создать условия для развития коммуникативных компетентностей у учащихся, организации диалогового пространства на уроке.
Воспитательная: создать условия для формирования у ученика потребности объективной самооценке, побудить учащихся бережно относиться к собственному здоровью и здоровью других людей.
Задачи урока:
1.Организация диалога на уроке.
2.Формулирование проблемы для определения темы мини-газеты в текстовом редакторе Microsoft Word и определения цели будущей деятельности.
3.Подбор материала для мини-газеты и реализация проекта на компьютере в редакторе Microsoft Word.
4.Анализ собственной деятельности учащихся и полученных результатов на уроке.
Материально-техническое обеспечение:
Индивидуальные рабочие места:
монитор, системный блок, мышь, клавиатура;
сканер, принтер, проектор.
Программное обеспечение:
1) операционная система Windows XP;
2) приложение Microsoft Word;
3) локальная сеть кабинета;
4) программа ABBYY FineReader 8.0 Professional Edition.
Методическое обеспечение: Отсканированные фотодокументы, стенд с пословицами, слайдовая презентация газеты, тексты с материалом по темам, плакат с названием тем мини-газет.
План урока:
I.Согласование темы и цели урока, вывод проблемы 15 мин.
1.1.Распределение редакторов и оформителей
по проблемной теме 5 мин.
1.2. Подбор материала создание макета мини-газеты
на бумаге выполняется уч-ся в качестве д/з. 1 неделя
II. Дискуссия по предложенным вариантам макета газеты
и реализация проекта на ПК 35 мин.
2.1.Подведение итогов, обобщение, выводы 4 мин.
III. Рефлексия собственной деятельности учащихся 4 мин.
IV. Домашние задание 2 мин.
Ход урока:
Описание этапов урока
Методический
комментарий
I. Согласование темы и цели урока, вывод проблемы
Учитель: Здравствуйте! Ребята, сегодня у нас заключительный урок по изучаемой тете. Какую тему мы изучили с вами?
Учащийся: Мы изучили тему «Возможности текстового редактора Microcoft Word»
Учитель: Правильно ли я вас поняла, что после изучения темы, вы можете свободно работать в программе текстового редактора Microcoft Word?
Учащийся: Да. Я думаю не совсем, надо еще проверить, на сколько мы освоили возможности этой программы.
Учитель: То есть, вы ставите сегодня целью своей деятельности проверку степени освоения программы Microcoft Word, насколько уверенно в этой программе вы можете работать?
Учащийся: Да, правильно?
Учитель: Как это можно сделать? Ваши предложения.
Учащийся: Можно создать документ по образцу, открытку, таблицу, а можно сделать какой-нибудь проект.
Учитель: Да, очень хорошо. Я тоже хотела предложить вам сделать проект.
(тему и форму проекта ребята определят сами)
Посмотрите на слайды. Что представлено на слайдах?
Учащийся: на слайда представлены статьи газет.
Учитель:
А теперь ребята, обратите внимание на стенд с пословицами и поговорками.
(Постановка проблемы. Для учащихся вывешиваются на доске несколько пословиц: «Деньги - медь, одежда – тлен, а здоровье – всего дороже», «Здоровье дороже денег. Здоров буду – и денег добуду», «Курить, здоровью вредить», «В здоровом теле, здоровый дух» и др.).
Учитель
? Какое слово во всех пословицах является ключевым?
Учащийся: Здоровье, здоровый дух, здоровье дороже, в здоровом теле.
Учитель:
?Правильно ли я вас поняла, что ключевое слово вы выделили «здоровье»?
Учащийся: Да, правильно.
Учитель:
? Есть такие, кто из вас курит?
Учащийся: есть.
Учитель: то есть каждый 2 в группе курят.
Учитель:
? А как влияет табак на человека, кто знает?
Учащийся: плохо, развиваются хронические болезни, наблюдается рост числа раковых заболеваний, у женщин рождение неполноценных детей и многие другие негативные факторы.
Учитель:
?То есть, если я вас правильно поняла, курение является вредной привычкой среди молодежи и большой проблемой сегодняшнего времени?
Учащийся: Да это является огромной проблемой, так как не все понимают как это вредно, об этой проблеме нужно говорить, писать и разъяснять.
Учитель:
? Так значит, какая проблема для современного человека, подростка в наше время?
Учащийся: это наличие вредных привычек - курение, наркомания, алкоголизм, и большой проблемой перед подростками, то есть нами является поддерживание здорового образа жизни.
Учитель: Давайте попробуем, исходя из нашей с вами дискуссии, сформулировать злободневную тему предстоящей мини- газеты.
Учащийся: Мы думаем, что тема газеты может звучать так: «Здоровье в нашей жизни».
Учитель: Из этой общей темы я хочу предложить несколько мин-тем для рубрик ваших мини-газет (на экран выводится слайд с темами рубрик мини-газеты).
Чем вредин табак?
Как сделать организм здоровым?
Почему люди болеют?
Как влияет питание на здоровье?
Нужен ли режим дня в наше время?
Распределение редакторов и оформителей по работе над проектом.
Учитель:
Задание: Выберите одну из этих тем. Группа делится на подгруппы по два-три человека: два редактора подбирают содержание мини-газеты, а третий, оформитель, подбирает иллюстрации для мини-газеты по содержанию. Группами создаются эскизы мини-газет.
Подбор материала одна неделя.
II. Дискуссия по предложенным вариантам макета газеты и реализация проекта на ПК
Работа микро групп над заданием
Идет обсуждение и корректировка.
Реализация проекта на компьютере в редакторе Microsoft Word.
Задание: Используя возможности текстового редактора Microsoft Word, его графические возможности воплотить ваши эскизы на компьютере.
Время на выполнения – 30 минут.
В процессе деятельности у учащихся возникают затруднения, вот некоторые из них:
Учащийся:
?Почему при внедрении следующих рисунков новый рисунок не появляется?
Учитель: Ребята, кто может ответить на вопрос в чем здесь проблема, почему новый вставляемый объект не появляется?
Учащийся:
Чтобы появился новый рисунок нужно снять выделение предыдущему рисунку и установить курсор в место, где нужно вставить следующей рисунок.
Учитель:
Ребята, а к другим объектам, например текстовый эффект, сканированная картинка, значок из пакета это правило относится?
Учащийся: Да, при следующей вставки любого другого объекта нужно снять выделение предыдущего объекта и установить курсов в место вставки объекта.
Учащийся:
Как можно рисунок вставить внутри текста? Рисунок не двигается.
Учитель: Попробуй вспомнить, что нужно сделать, чтобы расположить рисунок перед фигурой или за фигурой?
Учащийся: Для этого нужно фигуру выделить и выбрать ей обтекание перед текстом или за текстом.
Учитель: Правильно. А теперь подумай, можно ли использовать это правило расположить рисунок внутри текста, и что будет меняться в алгоритме твоих действий.
Учащийся: Для того чтобы рисунок разместить внутри текста для этого нужно рисунок выделить (Действие( Обтекание текстом ( По контуру (Установить рисунок в нужное место документа. Меняется одно действие ОБТЕКАНИЕ ПО КОНТУРУ.
Учитель: Правильно. Теперь у тебя получилось?
Учащийся: Да
Полученные мини газеты распечатываются и вывешиваются на обозрения для обсуждения
Подведение итогов, обобщение, выводы
Подводятся итоги работы, выставляются оценки за работу.
III. Рефлексия собственной деятельности учащихся. Анализ результатов деятельности начинается со следующих вопросов мастера производственного обучения ученикам:
Что получилось и что не получилось при работе по созданию мини-газеты?
Какой этап проекта был для вас самый сложный?
Ваша работа на уроке была целенаправленной?
Сформулируйте цель вашей деятельности?
Как проверить, достиг ли каждый из учеников этой цели?
Подведение итогов сводится к оценке уровня достижения цели, которую каждый учащийся определяет для себя сам.
VIII. Домашнее задание:
Проанализировать собственную деятельность на уроке, для этого письменно ответить на вопросы:
а) Сформулировать свое личное затруднение
б) Что именно у тебя не получилось и на каком этапе проекта.
в) Как ты преодолел свое затруднение.
Материалы оформить в компьютерном исполнении в редакторе Microsoft Word (шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал полуторный). Документ сохранить под именем «Мои затруднения» на дискете или CD диске и показать мастеру.
В Sit согласования темы и цели занятия учитель и учащиеся становятся субъектами диалога. Идет процесс углубления мотивации деятельности и формирования коммуникативной компетентности у учащегося.
Выделение ключевых слов в пословицах и поговорках стимулирует учащихся к определению темы будущего проекта.
В активном диалоге по теме проекта учащиеся выделяют и формулируют проблемы в жизни современных подростков.
Факт выделения темы сохранения здоровья, как одной из главных ценностей человеческой жизни, имеет важное значение в формирования личности будущего специалиста, для воспитания здорового гражданина общества.
Во время работы в микро группах, работа в парах требует терпимости друг к другу, умения аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков, происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Во время работы над проектом у учащихся могут возникать затруднения, при этом мастер выступает в роли организатора коммуникаций. Слежу за тем, как происходит работа по созданию газеты. Затруднение требует от учеников осмыслить содержание собственной деятельности. Поэтому для проведения анализа деятельности, я использую в качестве инструмента вопросы, которые помогут решить затруднения. В итоге найденные средства для преодоления затруднений, способствуют продолжению учебной деятельности, направленной на достижение цели.
Рефлексивная деятельность способствует развитию аналитического мышления учащихся, побуждает к объективной самооценке своей деятельности, учит выделять затруднения и формулировать проблему.
На основе домашнего задания учащиеся продолжают рефлексивную деятельность, а так же закрепляют полученные умения и знания по изученной теме.
Заключение
Педагогические исследования, описанные в настоящей методической разработке, на предмет организации проектной деятельности учащихся позволяют сделать следующие выводы:
Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла.
Рассчитывать на успешность, на мой взгляд, проектной деятельности можно тогда, когда удается построить работу на значимом для студентов материале.
Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу.
Проекты по дисциплине «Информатика» могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебно-производственной работе
(руководитель технологического профиля)
/ Чаплыгина Е.Г./
2015-2016 учебный год .
_________________________________
Заголовок 2Заголовок 4Заголовок 6Заголовок 915