Методическая разработка праздника Рыцарский турнир вежливости

РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР ВЕЖЛИВОСТИ
Цели: - расширить знания детей по правилам поведения в общественных местах, друг с другом, в семье; - провести параллели с уважением к людям в жизни; - показать необходимость и важность этикета; - научить применять правила этикета на практике; - развивать гуманистические чувства детей.
Проведено на параллели 3-х классов 1998
Оборудование:
Оформление сцены: Девизы: Клянемся рыцарями быть Долой и латы и забрало! И рыцарство в борьбе добыть! Мы - рыцари Добра И в этом слава! Перчатку вызова бросаю На честный бой Вас вызываю.
Объявление о начале (плакат перед входом в зал): "О, досточтимые рыцари, юные повелители душ! Знатоки вежливости и любезности! Явитесь на зов турнирных труб! Турнир рыцарей ждет вас! Доспехи ваши - вежливость и любезность, внимание и доброжелательность. Будьте трижды достойны вашего рыцарского звания! Пусть победит сильнейший!!! Турнир состоится ..."
Задняя часть сцены - коленопреклоненный рыцарь в доспехах, на ленте, укрепленной на острие копья - надпись: "Турнир вежливости". На боковых занавесах плакаты с надписями: "Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. (М.Сервантес)", "Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Ж.Руссо)", "В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе. (Ф.Бэкон)". Предметы: аудиозапись звуков трубы, марша, веселой музыки; предметы для сервировки двух столов, 2 стакана компота, билеты в театр, имитация кресел зрительного зала; тексты стихотворений для чтецов, таблички с названием команд, жюри.
Проведение турнира:
I. Начало. Звучит сигнал трубы. Входят ведущие. 1-ый ведущий: Добрый день, дорогие ребята! 2-ой ведущий: Здравствуйте! 3-ий ведущий: Мы рады вас видеть в этом зале! 1-ый ведущий: Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование - турнир рыцарей вежливости. 2-ой ведущий: В нем примут участие наши мальчики, знатоки правил вежливости и хорошего тона. 3-ий ведущий: Мы желаем им успехов в состязании. Да победит сильнейший! Звучит сигнал трубы, затем марш. 1-ый ведущий: Прошу команды занять свои места. 2-ой ведущий: (представляет команды): Команда "Джентльмены, команда "Дон Кихоты", ... 3-ий ведущий: Представляем жюри конкурса: ... (Жюри может принести клятву судить честно на книге) 1-ый ведущий: Жюри будет оценивать конкурс по пятибалльной системе. Внимание! Турнир объявляется открытым. Звучит сигнал трубы.
2-ой ведущий: Чтобы в рыцарском турнире победить, Очень умным и любезным надо быть. За щитами не скрываться, Шпаги острой не бояться. Все законы поведенья изучить!
3-ий ведущий: Победить в турнире очень нелегко, Здесь сражаются за каждое очко. Начинается сраженье По законам уважения. Победить в турнире очень нелегко! Звучит музыкальная заставка.
1-ый ведущий: Прежде чем приступить к конкурсной программе, мы предлагаем командам поприветствовать друг друга, и чем вежливее, тем лучше... Команды говорят. I. Первый конкурс "Разминка" 2-ой ведущий: Объявляем первый конкурс "Разминка". 3-ий ведущий: Каждой из команд я задам по одному вопросу. После окончания разминки прошу жюри подвести итоги. Вопрос: 1. Кого в прошлом называли рыцарями? 2. Какого человека мы называем рыцарем в наши дни? Команды высказываются по очереди, жюри слушает. 1-ый ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы проведем разминку с болельщиками и выясним, знают ли они волшебные слова? Поэтическая игра "Словарь вежливых слов": 1. Растает даже ледяная глыба От слова теплого ... (спасибо) 2. Зазеленеет старый пень, Когда услышит ... (добрый день) 3. Если больше есть не в силах Скажем маме мы ... (спасибо) 4. Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь ... (здравствуйте) 5. Когда нас бранят за шалости, Говорим ... (прости пожалуйста) 6. И во Франции, и в Дании На прощанье говорят ... (до свидания) 2-ой ведущий: Уважаемое жюри подвело итоги конкурсов приветствий и разминки (жюри называет оценки).
II. Второй конкурс "Рыцарские манеры". 3-ий ведущий: Объявляем второй конкурс "Рыцарские манеры". Задание 1-ое: Волшебные слова. В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем "волшебными". С помощью этих слов модно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее настроение, расположение духа. Каждый из вас должен будет назвать по одному такому "волшебному" слову. За каждое названное слово команда получает одно очко. Задание 2-ое: Волшебные поступки. Вопрос: Откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом? Вопрос: Откуда к нам пришел обычай здороваясь, снимать перчатку? Вопрос: Какие советы вы можете дать человеку, идущему в гости? 1-ый ведущий: Задание 3: Мы идем в театр. Вопрос: За сколько минут до начала спектакля надо приходить в театр? Вопрос: Как быть с мороженым, если ты не успел его съесть, а уже надо идти в зрительный зал? Вопрос: Когда можно идти в гардероб, чтобы одеться?
III. Третий конкурс "От теории к практике". 2-ой ведущий: Объявляем третий конкурс "От теории к практике". Задание 1: Сервировка стола. Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Они должны установит на столе столовый прибор (тарелка, слева от нее вилка, справа - нож и ложка (причем нож и вилка вогнутой стороной вниз). Задание 2: Приглашается по одному участнику от каждой команды. Для них выносят чашки с компотом. Им предлагается выпить компот, не нарушив правил хорошего тона. (для этого сначала нужно выпить компот, потом с помощью ложечки достать плоды, косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить на блюдце). 3-ий ведущий: Задание 3: Театралы. (Для выполнения задания приносится звонок /будильник) 3-ий ведущий: Мы хотим узнать, как вы усвоили правила поведения в зрительном зале. Сейчас раздастся звонок, извещающий о том, что скоро начнется спектакль. Двум представителям команд я даю по билету, на котором указано место в зрительном зале. Участник должен по всем правилам хорошего тона пройти на свое место. 1-ый ведущий: Прошу жюри подвести итоги конкурса "От теории - к практике."
IV. Четвертый конкурс "Чтецы". 2-ой ведущий: Объявляем 4-ый конкурс "Конкурс чтецов". (дети читают стихотворение по очереди или каждая команда отдельно) 1. М.Карапузов "Очень вежливый индюк": Объявился в доме вдруг, Очень вежливый индюк. Раз по 30 в день, не реже, Он кричал "Эй, вы, невежи! Заходите, что ли в гости - Поучится вежливости. Я и сам, - кричал Индюк, - Доктор вежливых наук. И жена моя - пример Замечательных манер. Даже когда спит она, Видно, что воспитана. Не стесняйся, ты, Осел! Заходи, садись за стол! Что же ты молчишь, как рыба? Говори: "Приду, спасибо." Ты не будь свиньей, Свинья, Ждет тебя моя семья. Только раньше бы умыла Ты свое свиное рыло." Как ни бился он, однако К Индюку никто не шел - Ни Корова, ни Собака, Ни Хавронья, ни Осел. Посинел Индюк от злости: Не идут, нахалы в гости! Зря пропали все труды! Все они балды-балды!" И добавил с высоты Своего величия: "Не усвоили, скоты, Правила приличия!"
2. И.Кибаленко "Простите": Папа разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу Но папа нашелся, взглянул им в глаза И робко и тихо "Простите" сказал. И мама молчит, улыбается даже. - Мы купим другую. Есть лучше в продаже. "Простите" - казалось бы, что в нем такого? А вот ведь какое чудесное слово. 3-ий ведущий: Просим уважаемое жюри подвести итоги конкурса чтецов. (слово предоставляется жюри).
V. Пятый конкурс болельщиков. 2-ой ведущий: Объявляем пятый конкурс "Конкурс болельщиков". За правильный ответ болельщиков команде присуждается одно дополнительное очко.
- Итак, задачи не на сложение - Задачи на уважение! Вопрос: Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько время?" Обращаясь таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие? Ответ: Он должен был спокойно спросить "Извините пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?" Вопрос: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? Ответ: Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее. 2-ой ведущий: Уважаемое жюри, просим огласить итоги конкурса болельщиков. (жюри говорит) VI. Шестой конкурс "Рыцари скрестили шпаги" 3-ий ведущий: Объявляем шестой конкурс "Рыцари скрестили шпаги". За каждый правильный ответ - команде одно очко. (вопросы задаются командам по очереди) 1. Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Нужно ли здороваться тебе? (обсуждают) 2. Ты часто встречаешь человека (например, по дороге в школу), но не знаком с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? 3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайся долго, так как ... 4. Рассказывая о чем-либо интересном, не размахивай изо всех сил руками, так как при этом можешь ... 1-ый ведущий: Наш турнир подходит к концу. Просим уважаемое жюри подвести окончательные итоги. 2-ой ведущий: Для подведения окончательных итогов конкурса предоставляется слово председателю жюри.
VII. Окончание. Звучит музыка. Участники конкурса приносят клятву рыцарей. 1. Клянемся рыцарями быть, 2. Клянемся рыцарями быть! Всегда спасибо говорить, И лень и грубость позабыть, Добрый день и до свидания - Учится этикету - Нет в мире лучше звания! Науку помнить эту. 3. Клянемся рыцарями быть! В борьбе со злом добро добыть, Невежд разить мечом волшебным, И строгим словом, и целебным. Все (хором): Клянемся рыцарями быть!
1-ий ведущий: Дорогие ребята! Наш турнир окончен, но мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого; люди сильные, смелые и благородные - настоящие рыцари! 2-ой ведущий: А теперь, дорогие мамы, бабушки и конечно наши милые девочки! Разрешите от всей души поздравить Вас с этим теплым весенним праздником - Женским днем. 3-ий ведущий: Хочу пожелать вам счастья, радости, здоровья и взаимного понимания, которого нам так не хватает порой. Пусть на ваших лицах всегда будет улыбка, а печаль пройдет стороной. Всего вам самого хорошего! (Мальчики вручают подарки девочкам.)

15