Урок по математике на тему: Десятки и единицы (2 класс)
десятки и единицы
Цели: учить читать и записывать двузначные числа, определять количество десятков и количество единиц в двузначном числе; совершенствовать вычислительные навыки; повторить запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; развивать наблюдательность и умение рассуждать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Сколько всего отрезков на чертеже?
2. Помогите Незнайке найти ошибки.
8 + 6 = 14 12 – 4 = 7 6 + 7 = 12
7 + 9 = 16 16 – 8 = 8 8 + 5 = 12
4 + 8 = 13 13 – 6 = 7 9 + 9 = 18
3. Решите задачу.
На свой день рождения Мальвина испекла пирожки и положила их на тарелку. После того как все гости взяли по одному пирожку, на тарелке осталось 8 пирожков. Сколько гостей пригласила Мальвина, если на тарелке было 17 пирожков?
4. Уберите одну линию так, чтобы получилось 4 прямоугольника.
III. Сообщение темы урока.
– В каждой строчке найдите «лишнее» число.
а) 20, 40, 60, 73, 90, 80;
б) 10, 80, 25, 50, 40, 30.
– Объясните свой выбор.
– Сегодня на уроке мы будем учиться читать и записывать двузначные числа, которые не оканчиваются нулем.
IV. Работа по теме урока.
1. Задание 1.
– Проанализируйте рисунки в учебнике.
– Прочитайте числа, изображенные на каждом рисунке.
– Что показывает первая цифра в записи таких чисел? (Это десятки.)
– Что показывает вторая цифра в записи таких чисел? (Это единицы.)
2. Задание 2.
– Прочитайте данные числа.
– В каком порядке они записаны? (В порядке увеличения.)
– Запишите каждое число в виде суммы разрядных слагаемых.
Запись:
23 = 20 + 334 = 30 + 463 = 60 + 3
25 = 20 + 547 = 40 + 771 = 70 + 1
28 = 20 + 856 = 50 + 682 = 80 + 2
99 = 90 + 9
– Назовите разрядные слагаемые и составленное из них число.
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: название двузначного числа образуется из названий разрядных слагаемых этого числа.
Физкультминутка
3. Задание 3.
– Запишите по порядку все числа, в которых 2 десятка и еще не более 9 единиц.
Запись: 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29.
– Прочитайте данные числа.
4. Задание 2.
– Запишите числа по их названиям в порядке возрастания.
Запись: 16, 27, 38, 45, 54, 62, 71, 83, 99.
5. Задание 5.
– Сколько двузначных чисел можно получить, если каждый раз одно разрядное слагаемое выбирать из чисел 20, 60, 80, а другое – из чисел 5, 6, 8?
– Запишите эти числа и назовите их.
Запись:
20 + 5 = 2560 + 5 = 6580 + 5 = 85
20 + 6 = 2660 + 6 = 6680 + 6 = 86
20 + 8 = 2860 + 8 = 6880 + 8 = 88
6. Решение задач.
– Как вы думаете, будут ли эти тексты задачами?
На одной тарелке 3 огурца, а на другой – 4. Сколько помидоров на двух тарелках? На клумбе росло 5 тюльпанов и 3 розы. Сколько тюльпанов росло на клумбе?
– Измените вопрос второго текста так, чтобы он стал задачей. (Сколько всего цветов росло на клумбе?)
– Измените условие так, чтобы текст стал задачей. (На клумбе росло 5 красных тюльпанов и 3 желтых.)
– Решите полученную задачу. (5 + 3 = 8.)
7. Работа по карточкам.
Карточка 1.
Представьте в виде суммы разрядных слагаемых числа.
Карточка 2.
Из каких фигур состоит гусеница?
– Сколько кругов, треугольников, прямоугольников вы насчитали?
V. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что показывает первая цифра в двузначном числе?
– Что показывает вторая цифра в двузначном числе?