Презентация к классному часу Духовно-нравственное воспитание обучающихся
Духовно-нравственное воспитаниеобучающихсяВоспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Макаренко А. С.
новая цель образования - это воспитание, социальная и педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.
Воспитание - этоВоспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства ФЗ N 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»(гл.1, ст.2).
Духовный – относящийся к умственной деятельности; к области духа;церковный, относящийся к духовенству.Нравственность –правила, определяющие поведение;духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. (Словарь русского языка С.И.Ожегов)
ДУХОВНОСТЬ – 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов. НРАВСТВЕННОСТЬ – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д.; система внутренних прав человека, основанных на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь. (Педагогический словарь. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).
Духовность – индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальная потребность познания; социальная потребность жить и действовать «для других». Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, а вторая под душевностью. (Словарь практического психолога. С.Ю. Головин)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РоссииОпределяет:характер современного национального воспитательного идеала;цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Ценности российского обществаСоответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизмсоциальная солидарность гражданственность семья труд и творчество наука традиционные российские религии искусство и литератураприрода человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество
1. Национальный воспитательный идеал16-17 ВЕК честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.(Русь)18 ВЕК человек государственный, слуга царю и Отечеству. 19 ВЕК честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.(РОССИЯ)СОВЕТСКИЙ ПЕРИД СМЫСЛ ЖИЗНИ сжимается до веры в коммунизм и служения партии.(СССР)СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ свободная в своем самоопределении и развитии личность??? (Россия)
Современный национальный воспитательный идеалопределяется: в соответствии с национальным приоритетом;исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;согласно Конституции Российской Федерации;согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
Современный национальный воспитательный идеал:высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель и задачи духовно-нравственногоразвития и воспитанияЦель воспитания – социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
2. Цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитанияОпределены в сфере личностного развития;Определены в сфере общественных отношений;Определены в сфере государственных отношений
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни; готовность и способность к реализации творческого потенциала; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль; принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты;
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, умение им противодействовать;свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению;патриотизм, укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу;понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;укреплению национальной безопасности.
Духовно-нравственное развитие и воспитаниеЭто процесс постепенного расширения ценностно-смысловой сферы личности, осознанного восприятия и последовательного принятия ценностей:семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;российской гражданской нации; мирового сообщества.
Основные принципы организациидуховно-нравственного развитияи воспитанияОрганизация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности осуществляется на основе: нравственного примера педагога;социально-педагогического партнёрства (сотрудничества ОО и социума);индивидуально-личностного развития;интегративности программ духовно-нравственного воспитания (их соотнесенности с образовательным процессом в целом);социальной востребованности воспитания
Портреты выпускниковВыпускник старшей школы осознает себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, носитель ценностей гражданского общества, уважающий ценности иных культур, мировоззрений, креативно и критически мыслящий, мотивированный к познанию, готовый к выбору профессии, способный к личностному выбору, ответственный гражданин, разделяющий ценности здорового и безопасного образа жизни, уважающий других людей, умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата.Основная школалюбящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традицииосознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечестваактивно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчестваумеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечествомуважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатовосознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизниориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Благодарю за внимание!