Формирование метапредметных умений и навыков при проведении внеклассной работы по физике
Формирование метапредметных умений и навыков при проведении внеклассной работы по физике.
Учитель физики Артемчук Л.М.
Изменилось общество, изменились дети, их потребности, интересы, ценности. Все это требует обновления системы образования, которое обозначено в новом стандарте. Сегодня, наверно, все учителя знакомы с нормативными положениями ФГОС, но как достичь обозначенного результата – проблема для учителя. В соответствии с новым стандартом учащиеся должны владеть не только предметными, но личностными и метапредметными умениями. Метапредметные умения –это универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, такими как, умение работать с информацией, обеспечивать управление познавательной деятельностью, составляющими основу умения учиться. Безусловно, перед учителем возникает проблема: как построить учебный процесс, чтобы получить результаты, обозначенные в новом стандарте? Решить обозначенную проблему позволит применение технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности. «Технология развития информационно-интеллектуальной компетенции» - ТРИИК, представляет собой систему по организации освоения учебного предмета. Под системой в ТРИИК понимается совокупность взаимосвязанных учебных заданий, в процессе выполнения которых, ученики работают с информацией, усваивают содержание темы и у них формируются личностные, метапредметные и предметные умения. I этап «Самоопределение в деятельности» Это учебное задание, которое стимулирует интерес учащихся к изучению новой темы, посредством специально сформулированной учителем ситуации. При составлении ситуативного задания следует учитывать возрастные особенности школьника. Результатом этого этапа является самоопределение школьников, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения, что и формирует регулятивные умения. II этап «Учебно-познавательная деятельность». Ситуативные задания учитель ставит так, чтобы у ребят не хватило знаний для решения данной проблемы. Им приходиться эти знания самостоятельно добывать из различных источников. Это могут быть словари, интернет, справочники, но чаще всего это учебник, там ребята учатся находить учебную информацию и работать с ней. Рассмотрим учебно-познавательную деятельность. 1 шаг. Учитель направляет, организует учебную деятельность по освоению учебной информации на уровне «ЗНАНИЯ» на этом этапе предусматривается самостоятельная работа учащихся с терминами, понятиями, высказываниями, правилами. Эта категория заданий основана на запоминании и воспроизведении изученного материала. 2 шаг. Дети осваивают эту же учебную информацию, но уже на уровне «ПОНИМАНИЯ» учебные задания предполагают работу с этим же содержанием на уровне объяснения, обоснования существующего знания. Далее объясни, докажи. 3 шаг. Организация учебной деятельности учащихся по освоению этой же информации на уровне «УМЕНИЯ». Учебные задания на данном этапе направлены на применение полученных знаний. Учащиеся должны проявить способность использовать и применить на практике то, что они узнали и поняли. Работа проходит в группах. 4 шаг. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Организация учебной деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока. Диагностическое задание соответствует заданию на «умение», но его цель – установить степень освоения учебного материала. Последовательное выполнение заданий на «знание», «понимание» и «умение» формируют умение учащихся работать с информацией, это соответствует метапредметным умениям, что и требует от учителя ФГОСТ второго поколения. III 2этап «Интеллектуально-преобразовательная деятельность». Этап интеллектуально – преобразовательной деятельности предполагает использование школьниками приобретенных знаний и умений темы для выполнения вариантов ситуативного задания. Учащиеся выбирают вариант задания, способ деятельности и выполняют задания на основе полученных знаний. Н-р: при проведении внеурочных занятий по физике учащиеся получают задание: измерить и выяснить, от чего зависит коэффициент упругости материала? При выполнении данного задания учащиеся самостоятельно выполняют следующие учебные действия:
Ставят цели эксперимента.
По формуле в учебнике, определяют приборы, необходимые в эксперименте.
Составляют план эксперимента.
Работают в группах и индивидуально с разными материалами.
Сверяют свои данные с данными соседа и группы в целом.
Делают выводы.
Вывод данного эксперимента:
Разные пружины имеют разную жесткость.
Жесткость пружины зависит от материала, геометрических размеров пружины (ее диаметра, от диаметра проволоки и длины пружины)
Чем меньше длина, тем больше жесткость( для пружины одного вида).
Чем толще проволока, тем больше жесткость при одной длине пружины.
К тем же выводам учащиеся пришли и при исследовании упругости резины.
Некоторые данные эксперимента не входят в программу средней школы и выходят за её пределы. Какими же метапредметными умениями и навыками овладели учащиеся в ходе этого экспериментального задания. Анализируя концептуальные основы метапредметных компетенций, рассмотрим их по классификации, данной Хуторским А.В.:
учебно-познавательные компетенции;
ценностно-смысловые компетенции;
общекультурные компетенции;
коммуникативные компетенции;
социально-трудовые компетенции;
компетенции личностного самосовершенствования
информационные компетенции; (в холе выполнения других работ)
Итак мы видим, что учащееся овладели только в этом задании 6 из 7 компетенций.
Помогают развитию метапредметных компетенций и активные методы обучения. Одним из таких методов является конференция. Здесь первостепенная роль от подготовки до проведения и подведения итогов отдаётся ученикам. Учитель же выполняет роль консультанта и организатора. Учащиеся вырабатывают навык работы с другими источниками информации помимо учебников. Это может быть научная и научно – популярная литература, а также источники, взятые из сети Интернет.
Для развития ценностно-смысловой компетенции подходит проведение предметных олимпиад. В них всегда присутствуют нестандартные задачи, для решения которых нужно применить комплексный подход, всесторонние знания, как по физике, так и по другим дисциплинам, например, по логике. Познавательный интерес лежит в основе позитивного отношения к жизни вообще и к учёбе в частности. Если у человека сформирован такой интерес, то человек активно ищет ответы на вопросы, которые сам себе задаёт. При этом если ребёнок увлечён, то создаётся ситуация успеха, школьник испытывает эмоциональный подъём, радуется собственным познаниям и своей удачи от решения вопроса.
Важнейшая задача внеурочной работа по физике - развитие познавательной деятельности, познавательного интереса учащихся. Как писал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Конечно, развитие познавательного интереса является задачей не только внеурочной работы, но и всей учебной деятельности. Но внеурочная работа по физике имеет ряд особенностей в решении этой задачи: - во-первых, на внеурочных занятиях по физике имеется возможность большей индивидуализации работы с учащимися; - во-вторых, предоставление каждому школьнику возможность выбора занятий по его интересам и темп работы, соответствующий его желаниям и возможностям. Большое значение имеет и тот факт, что эта деятельность не регламентируется условиями обязательного достижения каких-то заданных результатов. Однако перед учителем не стоит задача привлечения к внеурочной работе по физике всех учащихся, независимо от их успеваемости по предмету, но каждого учащегося, проявляющего интерес к физике, учитель должен заметить и найти соответствующую его индивидуальным особенностям форму удовлетворения и развития интереса. Этому способствуют кружки, спецкурсы, факультативы и внеурочные занятия.