Управление системой специальной физической подготовки студенток в настольном теннисе


Обучение в вузах связано с выполнением большой учебной нагрузки, требующей значительного напряжения различных систем и функций организма, зачастую негативно отражающегося на здоровье будущих специалистов.
Реализация программ по физическому воспитанию в вузах не всегда дает ожидаемый успех, что заставляет педагогов искать новые формы и методы организации физкультурно-спортивной жизни студентов, изучать потребности молодежи в занятиях различными видами спорта, разрабатывать эффективные методы их использования в академических формах занятий.
В современных условиях большинство вузов не располагают необходимой материальной базой. Учебные занятия по физическому воспитанию в таких вузах проводятся по единой для всех студентов программе, которая не учитывает индивидуальные возможности студента, его мотивы и потребности.
При такой организации занятий у студентов теряется интерес к дисциплине «физическая культура», снижается посещаемость и эффективность занятий. Отсутствие мотивации к занятиям физической культурой приводит к тому, что студенты при итоговой аттестации не выполняют контрольные нормативы, предусмотренные учебной программой.
Значительная часть студенток в вузах имеют слабое физическое развитие и не выдерживают нагрузок при подготовке к сдаче контрольных нормативов по физической подготовке.
Одной из основных проблем в организации учебного процесса студенток является создание мотивации к занятиям физической культурой. Эту проблему можно решить организацией учебных занятий по физическому воспитанию на основе различных видов спорта и систем физических упражнений, учитывающих индивидуальность студента и его интересы.
При организации учебных занятий на основе различных видов спорта особое внимание необходимо уделять настольному теннису. Его преимущество - в том, что для организации учебных занятий не требуется больших спортивных сооружений, дорогостоящего оборудования и инвентаря.
Настольный теннис - это не только развлекательная игра, но и большой труд, а также испытание и воспитание волевых качеств. Игра приучает человека к тем физическим и психическим условиям, которые так необходимы и для работы, и в повседневной жизни.
Настольный теннис полезен, прежде всего, тем, что воспитывает у нас такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, инициативность, уверенность, хладнокровие, выдержку и другие качества столь важные для человека в повседневной жизни. Настольный теннис требует не только больших физических усилий, но и хорошей координации движений, умения в течение длительного времени сохранять устойчивое внимание: при малейшем изменении настроения игрока, появлении отрицательных эмоций нарушается точность ударов.
Нами была разработана программа многолетней тренировки для обучающихся студенток-теннисисток с первого по пятый курс в педагогическом вузе.
В ходе многолетнего эксперимента выявились статистически значимые различия в успешности освоения занимающимися экспериментальной группы программы многолетней спортивной подготовки в настольном теннисе, осуществленной на основе индивидуального подхода к управлению с учетом характера и направленности развития различных параметров их специальной физической и тактико-технической подготовленности.
Полученные и проанализированные данные характеризуют особенности ритмов
ускорений, стагнации и замедлений в значимости определенных параметров специальной подготовленности участников многолетнего эксперимента на каждом этапе пятилетней систематической подготовки.
Так, комплекс физических качеств и двигательных способностей, определяющий успешность выполнения теста на дальность отскока мяча после удара, демонстрирует большую значимость на первом году систематических занятий теннисом. В тесте «бег по восьмерке» наибольший вклад в соревновательной деятельности отмечался на втором году тренировки. В «беге вокруг стола» относительно «быстрые» секунды были у «успешных» теннисисток второго и третьего года занятий данным видом спорта. Результат теста «перенос мячей» был наилучшим у «успешных» теннисисток после третьего и четвертого года систематических занятий. Скоростно-силовая выносливость мышц плечевого пояса, индицированная тестом «отжимания от стола», наиболее значима была у спортсменок, имеющих лучший прирост спортивного результата в первом году тренировки. Наиболее «чувствительными» для тренирующих воздействий, направленных на повышение уровня скоростно-силовой выносливости мышц туловища, проявляющейся в упражнении «подъем в сед из положения лежа», значение имели показатели у спортсменок после первого и второго года специализированных занятий настольным теннисом.
Неоднозначным оказался ритм проявления наибольшей значимости развития скоростно-силовой подготовленности мышц нижних конечностей, отраженный в контрольных упражнениях со скакалкой, у студенток наиболее благоприятным периодом оказались второй и четвертый год занятий теннисом. В прыжке в длину с места улучшение результатов и значимость этого вида проявлений скоростно-силовых качеств у «успешных» теннисисток обозначились после третьего и четвертого годов подготовки. Спринтерские способности, по данным бега на 60 м, наиболее значимыми оказались у «успешных» теннисисток первого и третьего года занятий.
Полученные результаты исследований с применением нейронных сетей для выявления модельных характеристик подготовленности позволили определить основную направленность многолетнего тренировочного процесса теннисисток, ориентируясь на различную значимость определенных параметров специальной физической и технической подготовки.
С целью создания эффективной искусственной обучающей среды нами разработан и опробован компьютерный игровой комплекс, позволяющий моделировать соревнования в настольном теннисе.
Комплекс содержит сенсорную ракетку, интерфейс для связи сигналов от ракетки с компьютером, компьютер с программным обеспечением и информационным монитором. Комплекс позволяет спортсмену играть с компьютером на разных уровнях технико-тактического мастерства виртуального фантома, а также в сети с конкретным противником-теннисистом.
Теннисист осуществляет движения сенсорной ракеткой в соответствии с игровой ситуацией, которая создается компьютерной программой. Перемещения ракетки передаются через интерфейс на командный порт компьютера, который анализирует эти движения и включает их в игровую ситуацию в реальном масштабе времени. Успешность действий игрока (игроков) регистрируется компьютером и выдается на мониторе для использования этой информации в процессе обучения.
Проведенные нами экспериментальные исследования показали, что в созданной виртуальной обучающей среде спортсмены смогли всего за 8-10 занятий овладеть основными техническими приемами настольного тенниса, а 12-14 занятий, совмещенных с реальными условиями, сформировали у них устойчивый навык как нападающих, так и защитных действий. Спортсменам контрольной группы для освоения подобного объема двигательного опыта потребовалось в два раза больше занятий, проводимых в обычных условиях по традиционной методике.
Это позволило улучшить управляемость процесса тренировки, последовательно
и рационально распределить специальные средства в течение многолетнего цикла. Построенная нами система подготовки оказалась более эффективной по отношению к традиционной, так как позволила улучшить спортивные результаты и их надежность у студенток-теннисисток.
Результаты педагогического эксперимента показали, что в экспериментальной группе произошел достоверный внутригрупповой прирост в показателях общей и специальной физической подготовленности. Так, в тестах «бег по восьмерке» показатель увеличился на 6,8%; «бег вокруг стола» - на 4,6%, «отжимание от стола» - на 33,1 %, «перенос мячей» - на 7,7%; бег 30 м - на 8,2%; бег 60 м - на 7,1%; «подъем в сед из положения лежа» - на 12,8%; «прыжок в длину с места» - на 25,3%.
Как видно из полученных результатов, в ходе многолетнего эксперимента выявились статистически значимые различия (р < 0,05) в успешности освоения занимающимися экспериментальной и контрольной групп программы спортивной подготовки в настольном теннисе с использованием разработанной нами технологии распределения основных средств многолетней подготовки студенток-теннисисток.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амелин, А.Н. Настольный теннис / А.Н. Амелин, В.А. Пашинин. - М. : Физкультура и спорт, 1999. - 123 с. - (Азбука спорта).
2. Байгулов, Ю.П. Настольный теннис : вчера, сегодня, завтра / Ю.П. Байгу-лов. - М. : Физкультура и спорт, 2000. - 117 с.
3. Барчукова, Г.В. Современные подходы к формированию техникотактического мастерства игроков в настольный теннис / Г. В. Барчукова ; Рос. Гос. акад. физ. культуры. - М. : [б.и.], 1997. - 136 с.
4. Барчукова, Г.В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольный теннис / Г.В. Барчукова ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1984. - 45 с.
5. Воронин, Е.В. Влияние скоростных психомоторных показателей на выбор тактики игры в настольный теннис / Е. В. Воронин // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 10. - С. 52-54.
6. Голомозов, С.В. Влияние темпа, времени прослеживания и скорости полета мяча на технику и точность ударов в настольный теннис / С.В. Голомозов, М.Ж. Ус-мангалиев // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 5. - С. 23-26.
7. Ефремова, А.В. Нормирование тренировочных нагрузок на повышение точности ударов в настольном теннисе / А.В. Ефремова, А.А. Гужаловский. - Минск : [б.и.], 1995. - 18 с.
8. Луценко, М.Т. Состояние здоровья населения Дальневосточного региона / М.Т. Луценко, В. А. Доровских, А.П. Гладуш // Здоровье населения Дальнего Востока : Региональная ассамблея : сб. тез. - Владивосток, 1998. - С. 6-7.
9. Матыцин, О.В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе / О.В. Матыцин ; Рос. Гос. акад. физ. культуры. - М. : [б.и.], 2001. - 88 с.
10. Матыцин, О.В. Настольный теннис : неизвестное об известном / О.В. Матыцин ; Рос. Гос. акад. физ. культуры. - М. : [б.и.], 1995. - 55 с.
11. Настольный теннис : пер. с кит. / под ред. Сюй Яньшэна. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 113 с.
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ КОМАНД В
ГАНДБОЛЕ
И. Т. Гасанов
Ретроспективный анализ развития гандбола как одного из наиболее ярких представителей спортивных игр выявляет его постоянное совершенствование в разделе как технико-тактической, так и физической и психологической подготовки гандболистов.