Образовательная программа дополнительного образования детей учебного курса по выбору «Творческие работы» «Батик»


Муниципальное бюджетное образовательное упреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества» города Чебоксары
Принято «Утверждаю»
на заседании педсовета Директор МБОУДОД
протокол № «Дом детского творчества»
города Чебоксары Чувашской Республики
«__» __________2015 г. _______________ Воробьева Е.В.
«__» __________2015 г.
Образовательная программа дополнительного образования детей
учебного курса по выбору
«Творческие работы»
«Батик»
Возраст детей: 10-13 лет
Срок реализации: 36 часов
Рассмотрено на заседании
НМС
протокол №
от ________ 2015г.
Составитель:
Филиппова Зоя Викторовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Чебоксары - 2015
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для воспитательно-образовательных учреждений системы дополнительного образования. Она определяет содержание учебно-воспитательной работы, учебного объединения «Батик».
Программа рассчитана на работу с детьми среднего школьного возраста (10-13 лет). Обоснованием данной программы является создание благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности, для ее самореализации в декоративно-прикладном искусстве.

Цель – формирование художественного вкуса и любовь к декоративному искусству.
Конкретной целью является научить детей приемам и навыкам техники батик, используя полученные знания в оформлении интерьера и одежды, приемам проектной деятельности.
Программа курса рассчитана на 36 часов обучения. Она предусматривает постепенное усложнение творческих заданий от занятия к занятию. Степень сложности заданий на занятиях определяется с учетом индивидуальных особенностей личности.
Ожидаемые результаты - знание основ техники батик, сформированные практические умения и навыки работы с инструментами и материалами, выполненные практические работы по конкретным темам, защита и выставки проектных работ в лицее и Доме детского творчества.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Учащиеся знают:
-инструменты и материалы, применяемые в работе, последовательность технологических операций;
-правила по технике безопасности при работе;
-виды, свойства и названия материалов, используемые в работе.
Учащиеся умеют:
-организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
-выполнять поручения педагога, данные в устной или письменной форме;
- под руководством педагога проводить анализ изделия, планирование последовательности его изготовления;
-определять материалы и инструменты, необходимые для работы, правильно использовать их при работе;
-эстетично оформлять изделия, проявляя элементы творчества.
-владеть приемам проектной деятельности.
Краткая аннотация курса «Батик»
Данный курс рассчитан на 36 часов, т.е. 18 занятий. За это время учащиеся изучат историю батика, научатся пользоваться материалами и инструментами, познакомятся с основами декоративной композиции. Научатся сами создавать эскизы, разрабатывать их в цвете. Попробуют силы в свободной технике, узелковом и холодном батике. За время основного курса они создадут 4 работы – открытку, салфетки, 2-панно. В конце курса будут подведены итоги внутри курса – КВН. Лучшие работы украсят выставку лицея и Дома детского творчества. Кроме того будет проведено анкетирование, или опрос учащихся и их родителей по итогам достигнутых результатов.
Учебно-тематический план занятий
(2 часа в неделю)
№ Наименов. раздела Содержание раздела Кол-во часов в теме Теор.
Практ.
1 Презентация Реклама для курса. Что такое батик. Выставка. 2 2 2
Запуск курса Планирование результата.
Организационные вопросы. История батика. Порядок и план работы. Подготовка к работе, инструменты и материалы. 2 2 3.
3.1
3.2
3.3 Основная часть курса.
Основы декоративной композиции. Создание эскиза. Основные этапы. ТБ инструктаж.
Свободная техника.
Узелковый батик.
Холодный батик
Основы проектирования.
Работа над проектом 28
2
4
2
6
2
12 1
1
1
1
1
1 1
3
1
5
1
11
4 Подведение итогов внутри курса Контрольный срез знаний 2 1 1
5 Отчетное мероприятие курса Выставка, презентация работ. 2 1 1
Итого 36 12 24
Содержание дополнительной образовательной программы
курса по выбору – 36 часов
1.Презентация – 2 часа.
Рассказать о батике – как об одном из декоративных направлений искусства, у которого неограниченные возможности творческих открытий. Демонстрация образцов изделий учащихся прошлых лет и тех, что будут изготавливаться на занятиях.
2.Запуск курса – 2 часа.
Спланировать с учащимися будущий индивидуальный или групповой проект курса, каков конечный результат и что для этого нужно.
1)Рассказать историю развития батика.
2)Решить все организационные и экономические вопросы курса.
3)Подготовить к работе инструменты и материалы.
4) Ознакомить с порядком и планом работы.
3.Основная часть курса – 28 часов.
Основы декоративной композиции. Создание эскиза, основные этапы работы. Перенос рисунка на ткань. Изучение свободной техники, узелкового батика, соленого грунта и холодного батика. Инструктаж по технике безопасности.
Практические работы:
1) Открытка «Свеча» - свободная техника.
2) Салфетка «Солнышко» - узелковый батик
3) Панно открытка - холодный батик
4) Проектная работа.
4.Подведение итогов внутри курса – 2 часа.
Обсуждение и оценка полученных результатов.
5.Отчетное мероприятие курса. Представление результатов. Выставка. – 2 часа.
Календарно – тематический план занятий
№ Тема и ее раскрытие по занятиям Всего часов Теоретич.
часов Практич.
часов Примечание
1 Презентация. Что такое батик. Выставка - реклама.
2 2 - 2 Запуск курса.
Планирование результата курса. История батика. Организационные вопросы. Подготовка к работе, инструменты и материалы. Порядок и план работы. 2 2 - 3 Основная часть курса.
Основы декоративной композиции. Создание эскиза, основные этапы.
Перенос рисунка на ткань. Ахроматическая шкала, тепло-холодные цвета. Инструктаж по ТБ. 28
2 1 1 4 Свободная техника батика
по сырому, по сухому,
с использованием соли и мочевины.
Открытка «Свеча»
-создание эскиза;
-роспись. 4
2
2 1
1 1
1 5 Узелковый батик (складной)
«Солнышко», «Сердце», «Спираль» 2 1 1 6 Холодный батик
Панно «Мультгерои»
-создание эскиза;
-резервирование;
-роспись. 6
2
2
2 1
1
1 1
1
1 7 Основы проектирования 2 1 1 8 Проектная работа
-создание эскиза;
-резервирование;
-роспись фона;
-роспись элементов;
-роспись контурами;
-оформление. 12
2
2
2
2
2
2 1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1 9 Подведение итогов внутри курса.
Обсуждение и оценка полученных результатов. 2 1 1 10 Отчетное мероприятие курса. Выставка. 2 1 1 Итого: 36 12 24 Методическое обеспечение учебного курса «Батик»
№ Наименование раздела Кол-во
час. Форма занятий Приемы и методы организации учебно-воспитательного.
процесса Форма
подведения итогов по теме
1 Презентация 2 Презентация. Беседа Выставка работ учащихся.
План на курс.
Словесно-иллюстративный
метод Комплектование группы
2 Запуск курса 2 Беседа Планирование конечного результата. Подготовка инструментов и материалов.
Организация рабочего места.
3 Основная часть 28 Инструктаж,
беседы,
уроки взаимопонимания Образцы схем,
наглядно- практический метод,
обучение проектному методу. Контрольные задания в форме практической деятельности. Участие в выставках.
4 Подведение итогов
внутри курса 2 КВН, беседа Наглядно- практический метод Анализ проделанной работы
5 Отчетное мероприятие курса 2 Выставка Обзорный рассказ учащихся о проделанной работе. Выставка
Дидактический материал: иллюстрации, картины художников, фотографии. Плакаты с последовательностью выполнения работ, наглядные пособия по построению композиции, узелковому батику.
Оборудование и материалы: подрамники, кисти № 1-5 (пони и щетина), трубочки для резерва, резиновая груша, ткань х\б, резерв, соль, мочевина, карандаши, ластик, бумага, анилиновые и акриловые красители, акварель, кнопки, ножницы, капроновая нить. Литература для педагога:
С.К.Кожохина. Батик. Всё о картинах на ткани. Ярославль, Академия развития Холдинг, 2013 – 144 с.
С.Крут. Роспись по ткани. Батик., С-Петербург, «Корона», 2010 – 120 с.
Ю.С.Сараева. Роспись по ткани., Ростов-на-Дону, Изд. «Феникс», 2012 – 160 с.
Ирина Дворкина. Батик. Москва, ОАО Издательство «Радуга», 2012.- 160 с.
С.Давыдов. Батик. Техника. Приемы. Изделия. АСТ-Пресс, 2010 г.
Литература для обучающихся:
М.О.Синеглазова. Распишем ткань сами - М.: Профиздат, 2000 – 96 с.
Г.В. Терешина. Батик своими руками.- М.: АСТ–ПРЕСС КНИГА. 2007 - 88 с.
Иолтуховская Е. Батик для начинающих. Мастер-классы по ручной росписи шелка.- Питер. 2015 г.Ефимова Ксения. Дизайнерские открытки в технике батик.- Феникс: Город мастеров.2013 г.