Статья «Развитие познавательной активности на уроках технологии»


Развитие познавательной активности на уроках технологии
Хохлова Т. Н., учитель технологии
МОУ «Гимназия № 29», г.о.Саранск
Научно-технический прогресс связан с развитием различных технологий. Поэтому развитие технологической культуры признаётся во всём мире одной из важнейших задач.
Основные цели технологического обучения в системе общего образования заключаются в социально-трудовом самоопределении в условиях рынка труда и профессий, овладении общетехническими и специальными знаниями, умениями и навыками, развитию познавательной активности.
Задача образовательной области «Технология» помочь учащимся постичь мир, созданный человеком. Техническая революция перерастает в технологическую. Проблема «С помощью чего делать?» становится проблемой, «Каким образом?»
Акцент делается на способах приобретения знаний и умений, что предполагает использование активных методов и приёмов обучения.
На первый план выдвигается проблема развития творческих способностей школьников, знающих и умеющих соотнести свои знания и умения с жизненными требованиями.
Сегодня можно считать доказанным, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются не только в науке, но и на производстве, лучше осваивают и выполняют свою работу, приносят больше пользы.
Познания функционально-технологического характера необходимы любому человеку, чем бы он ни занимался. Это способствует формированию умений находить нужную информацию, выделять из общей массы наиболее актуальные с точки зрения рынка товары и услуги для возможного производства и предложения , рационально планировать весь цикл производства и реализации товаров и услуг.
Ни один другой предмет, как технология не открывает простор для развития творческой активности детей, самореализации их возможностей.
При всём значении вычислительных машин они не могут заменить материальные технологии. Люди живут в реальном, а не виртуальном мире. Всё чему учат учителя детей на уроках технологии, пригодится им во взрослой жизни, поможет осознанно выбирать профессию. И подавляющая часть учеников выбирает после школы профессии сферы материального производства
Изучение ОО «Технология» в конечном счёте, направлено на социализацию личности школьника, его преобразующего мышления.
Обобщение опыта работы учителей технологии позволяет говорить о трех группах приёмов, используемых для этой цели: мотивационных, оказания помощи, стимулирующих.
При подготовке урока перед учителем технологии встаёт вопрос, каким образом организовать каждый урок так, чтобы учащиеся сознательно усваивали знания и трудовые навыки, творчески, с полной отдачей сил стремились использовать их на каждом уроке; как организовать урок так, чтобы воспитывалась и развивалась творческая личность. Три группы приёмов.
К первой группе относятся такие приёмы: постановка целей, показ практической значимости учебно-трудовой деятельности и результатов труда. Ко второй группе - напоминание, конкретизация, постановка наводящих вопросов. К третьей группе – убеждение, одобрение, поощрение.
Рассмотрим содержание этих приёмов более подробно. Известно, что сознательная деятельность человека возможно в том случае, если известна её цель, которая побуждает его к выбору средств и способов совершенствования этой деятельности. Отсюда нетрудно сделать вывод о том, что, ставя определённые цели урока (обучения, воспитания и развития), учитель непременно должен ознакомить с ними учащихся, чтобы они их приняли и сознательно стремились к их достижению.
Как правило, цели обучения по каждой учебной тебе сформулированы в учебных программах, что облегчает задачу проектирования учебного процесса. Причём обучение предполагает взаимообусловленные действия учителя и учащихся, направленные не только на достижение познавательных задач, но и формирование у них качеств личности. При этом приоритетными являются такие качества, как стремление к взаимовыручке, ответственность за порученное дело, старательность, самостоятельность, трудолюбие, исполнительность, инициатива.
Так если учителем установлено, что некоторые ученики слабо проявляют чувства сопереживания за успехи своих одноклассников, то, видимо, целесообразно выбирать по возможности коллективную форму организации труда, при которой успешное выполнение всего задания зависит от успешной работы каждого члена коллектива. Так же как при отсутствие у ученика, например, аккуратности, настойчивости, самостоятельности, резонно поручать ему такую работу, которая потребовала бы наличия этих качеств.
Значительными побудительными возможностями к учебно-трудовой деятельности, особенно для учащихся средних и старших классов, обладает показ значимости создаваемой ими продукции. Прежде чем приступить к выполнению того или иного изделия, важно объяснить школьникам, что оно собой представляет, кому предназначено.
Эта группа приёмов выполняет побудительные функции к трудовой деятельности школьников.
Необходимость оказания помощи объясняется тем, что учебная группа состоит из учащихся, имеющих различный уровень сформированных знаний и навыков. Усилия некоторых из них парализует, ставшая привычной, мысль о том, что «всё равно ничего не получится». К приёмам оказания помощи можно отнести напоминание, конкретизацию, постановку наводящих вопросов.
Приём напоминания применяется в случае, когда необходимы знания или способы действия не удержались в памяти ученика к моменту их использования и допущенная в самом начале ошибка может повлиять на дальнейший ход работы.
Другим приёмом, обеспечивающим правильное осознание школьникам задания, является конкретизация. Используя её, учитель стремится подыскать такие примеры, представления о которых уже сформировалось у школьников.

Нередко учитель использует в обучении приём наводящих вопросов. Суть его заключается в том, что в затруднительных для ученика случаях ему задаётся ряд вопросов, направленных на активизацию мыслительной деятельности в русле создавшейся проблемной ситуации. Иными словами, наводящий вопрос выполняет роль «посредника» между известными и неизвестными для школьника.
Как показывают наблюдения, постоянное использование этого приёма развивает мышление школьников, творческую смекалку, они более уверенно принимают правильные решения, не нуждаются в мелочной опеке.
С целью активизации учащихся учитель по мере необходимости воздействует на их эмоционально-волевую сферу, используя для этого приёмы убеждения, одобрения, поощрения.
Убеждение целесообразно применять в тех случаях, когда ученик не уверен в своих силах, слабо концентрирует в своей деятельности волевые усилия. Например, учитель обращается к ученику: «Иванова, ты вполне справишься с этим заданием. Оно не такое трудное. Мы выполняли и более сложные». Эффективность этого приёма во много определяется авторитетом учителя, его знанием индивидуальных особенностей школьников, способностью воздействовать на те стороны их психики, которые могут более эффективно побудить к деятельности.
Многие учителя в своей работе используют приём одобрения. Наибольшее воздействие оно оказывает на нерешительных учащихся, сомневающихся в правильности выбранного пути выполнения задания. Учитель, применяя этот приём, побуждает их проявлять максимальные волевые условия, эмоционально заряжает их. Одобрение можно выразить в следующей форме: «Молодец, Оля, все правильно делаешь. Продолжай таким же образом».
Распространённым средством активизации деятельности школьников на уроках труда является поощрение. Оно может быть направленно на оценку различных стороны их работы, в частности на оценку применения рациональных способов изготовления изделий, настойчивости в выполнении задания и т.п. поощрение может быть выражено различными способами: похвалой и выставлением положительной оценки.
Похвала – выражение учителем удовлетворения не только процессом труда, но и результатами работы ученика. Этим самым педагог как бы выделяет его из класса. Он становится, пусть на короткое время, образцом для подражания, что побуждает остальных учащихся поступать таким же образом. Стимулирующее действие похвалы возрастает, если учителем не только оценивается результат выполнения задания, но и принимаются во внимание мотивы, побудившие ученика к активной работе.
Обычно учителя выделяют учащихся, которые быстро и качественно выполняют задания, проявляют смекалку. Но будущим труженикам необходимы и такие не менее важные качества, как исполнительность, старательность, самостоятельность, организованность, настойчивость. Надо находить возможность поощрять усилия к их совершенствованию.
В педагогической практике накоплен значительный арсенал приёмов стимулирования школьников: использование в качестве образца наиболее удачных изделий для показа при обучении; рекомендации лучших работ на школьную, районную, городскую; извещение родителей о трудовых успехах учащихся; специальные выпуски стенной газеты, посвящённые успешному выполнению той или иной общей работы и т. п.
Поощрение положительной отметкой – наиболее часто применяемый учителем приём. Он, безусловно, является наиболее важным. Однако, используя его, надо учитывать не только качество изделия, но и прилежность и аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности и др. отметка только тогда обладает стимулирующим воздействием и вызывает положительные эмоции, когда ученик воспринимает свою работу как деятельность, потребовавшую от него значительных умственных и физических усилий.
Естественно, описанные приёмы не исчерпывают всего многообразия способов, активизирующих познавательно-практическую деятельность школьников. Но они применяются наиболее часто. Систематическое и творческое, с учётом конкретных условий, их использование на занятиях позволяет повысить активность школьников, их интерес к трудовому обучению.