Программа по факультативу (9 класс) история
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия № 2»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Острякова, 1, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513
тел/факс 0(652) 32-38-59, e-mail: gvardeiskoe2@yandex.ru«Рассмотрено»
На заседании кафедры
Руководитель кафедры
Н.Н. Фомишина
Протокол № от « » 2015г
«Согласовано»
Заместитель директора школы
по УВР
М. С. Казаева « » 2015 г «Утверждаю»
Директор школы
Е.В Богданова
Приказ № от « » 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «Реформы и реформаторы в России»
Класс: 10
Срок реализации программы: 2016/2017 уч.г.
Количество часов по учебному плану: 35 ч/год, 1 ч/неделю
Планирование составлено на основе:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 Авторские программы : История. 10-11 классы. Рабочие программы к учебникам Н.С. Борисова и А.А. Левандовского: базовый уровень / автор-составитель Т.В. Ковригина.- Волгоград: Учитель, 2010.
Программа элективных курсов по истории / авторы-составителиС.Н.Степанько,Н.И. Чеботарева.- Волгоград: Учитель, 2007.
Учебники:
История России с древнейших времен до конца XVII в.: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Н.С. Борисов.- М. Просвещение, 2014.Левандовский А.А. История России XVIII-XIX веков: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А.А. Левандовский.- М. Просвещение, 2014.Уколова В.И., Ревякин А.В. Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в.: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / В.И.Уколова, А.В.Ревякин.- М. Просвещение, 2014
Рабочую программу составил учитель истории и обществознания Фомишина Н. Н.
пгт. Гвардейское 2016г.
Введение
Рабочая программа по факультативу курсу составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования ,утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
Уровень обучения – базовойЦель курса:
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России. Цель курса – расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Задачи курса:
Способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества.
Формировать устойчивый интерес к историческому прошлому.
Создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практически умений в изучении истории.
Развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания, творческие способности.
Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.
В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашей страны в различные периоды. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории.
При изучении курса большое внимание уделяется реформаторским начинаниям и замыслам.
На материале XVIII - начала XX вв. школьники могут углубить представления о преимуществах мирного, эволюционного развития общества, о драматической судьбе российского реформаторства.
В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказавших непосредственное влияние на жизнь России. Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно).
Основные умения и навыки:
анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;
-владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;
владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований.
-анализировать и сопоставлять факты.
Условия для реализации: кабинет истории, комплект настенных карт, атласов, иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература, портреты для создания яркого и полного образа, изучаемой личности.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ - 35 часов в год, 1 час в неделю.
Учебно-тематический план№ п/п Наименование тем курсаВсего часов1. Введение1
2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования. 2
3. Реформаторы Киевской Руси. 2
4. Реформаторы Московской Руси. 1
5. Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный. 4
6. Реформаторская деятельность в XVII веке. 3
7. Реформы Петра I: Истоки и последствия. 3
8. Эпоха просвещенного абсолютизма. 3
9. Реформы и реформаторы первой половины XIX века. 2
10. Реформы и реформаторы второй половины XIX века. 1
11. Реформы и реформаторы XX века 4
12. Итоги реформирования России 3
ИТОГО 35 часовСОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Введение. Знакомство со структурой курса (1 час).
Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе.
Тема 1. Российское реформаторство (2 часа).
Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы “сверху”. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства.
Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования (2 часа).
Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович. Их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги. Владимир Святой и его деятельность. Крещение Руси – коренное преобразование русской истории.
Тема 3. Реформаторы Киевской Руси (2 часа).
Ярослав Мудрый. “Русская правда” – первый писанный свод законов. “Правда Ярославичей”. Владимир Мономах. “Устав Владимира Всеволодовича (Мономаха)”. Успехи гражданственности в Киевской Руси.
Тема 4. Реформы Московской Руси (1 час).
Иван III. Судебник Иван III. Начало закрепощения крестьян.
Тема 5. Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный (4 часа).
“Иван Грозный: человек и правитель”. Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Судебник Ивана Грозного. Усиление крепостного права. Опричнина: причины ее возникновения и результаты.
Тема 6. Реформаторская деятельность в XVII веке (3 часа).
Алексей Михайлович и его преобразования. Соборное уложение. Церковная реформа. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Реформаторские проекты А.Л.Ордин-Нащокина и В.В.Голицына.
Тема 7. Петр I (4 часа).
Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Петр I – великий реформатор. Методы достижения цели. Петр I: человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра I. Личность Петр I.
Тема 8. Эпоха Просвещенного абсолютизма (1 час).
Эпоха Просвещенного абсолютизма. Екатерина II. Реформы 1775-1785.
Тема 9. Реформаторы первой половины XIX века (3 часа).
Реформаторская деятельность Александра I. Реформы государственного управления. М.М.Сперанский и его деятельность. Николай I – попытки реформ. П.Д.Киселев и крестьянский вопрос.
Тема 10. “Александр II: великие реформы” (5 часов).
Личность Александра II. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы. Реформы Александра II. Значение реформ Александра П.
Тема 11. Реформаторы Российской империи начала XX века (4 часа).
С.Ю. Витте – человек и политик. П.А. Столыпин – последний реформатор Российской империи. Личность П. А. Столыпина – последнего реформатора Российской империи. Деятельность П.А. Столыпина. Аграрная реформа: содержание и осуществление. Значение реформы. Итоги реформаторской деятельности Российской империи.
Итоговое занятие: Реформы и реформаторы (3часа).
Требования к уровню подготовки, учащихся по предмету.
Ученик должен знать/ уметь:
соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;
сравнивать исторические события и исторических деятелей;
излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;
сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
Календарно – тематическое планирование
№ УРОКА Темы уроковЗнания, уменияДатаКоррекция
Раздел I.Введение. 1ч.
1. ВведениеЗнакомство со структурой курса, его особенностями.
Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в изучении истории.
Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства. 07.09 Раздел II. Первые отечественные реформаторы и их преобразования. 2ч.
2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования. Что такое реформа? Кого мы называем реформатором?
Положительные и отрицательные последствия реформ. 14.09 \3. Реформаторы Киевской Руси. Роль реформаторов в развитии Российского государства. Умение устанавливать причины, следствия и значение ист. событий и явлений Уметь извлекать главное, выделять особенности, работать с учебником ,с историческим документом и анализировать его
21.09 Раздел III. Реформаторы Киевской Руси. 2ч.
4. Первые русские реформаторы Первые русские реформаторы: княгиня Ольга, Владимир Святославович; их роль в развитии русского государства. 28.09 5. Крещение Руси Крещение Руси – коренное преобразование русской истории. Уметь работать с историческим документом и анализировать его .Знать понятия по теме 05.10 Раздел IV. Реформаторы Московской Руси. 1ч.
6. Первый рукописный свод законов «Русская Правда»,
«Правда Ярославичей»,
«Устав Владимира Мономаха» - роль и значение документов для развития государства. Уметь работать с историческим документом и анализировать его .Знать понятия по теме 12.10 Раздел V. Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный. 4ч.
7. Избранная рада и Иван Грозный. Знать причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. 19.10 8. Избранная рада и Иван Грозный. .Определять роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Уметь работать с историческим документом 26.10 9. Итоги преобразований Сравнивать: развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности; деятельность Избранной рады и опричнину 09.11 10. Опричнина Знать: причины ее возникновения и результаты. 16.11 Раздел VI. Реформаторская деятельность в XVII веке. 3ч.
11. Юридическое оформление системы крепостного права на Руси, его значение и последствия Юридическое оформление системы крепостного права на Руси, его значение и последствия. 23.11 12. «Соборное Уложение».
«Бунташный век». Уметь работать с историческим документом и анализировать его .Знать понятия по теме 30.11 13. «Соборное Уложение».
«Бунташный век». Уметь работать с историческим документом и анализировать его .Знать понятия по теме 07.12 Раздел VII. Реформы Петра I: истоки и последствия. 3ч.
14. Реформы Петра I: Истоки Причины проведения реформ в начале XVIII Уметь устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений. Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме 14.12 \
века. Цели реформаторской деятельности ПетраI. 21.12 15. Проекты преобразований Знать-Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Уметь устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений. Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме16. Реформы Петра I: и ихпоследствияПетр I: человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра. Составлять характеристику историческим деятелям и явлениям; иметь представление об организации Раздел VIII. Эпоха просвещенного абсолютизма. 3ч.
17. Екатерина Великая и её реформаторская деятельность. Личность Екатерины II. Политика
«Просвещенного абсолютизма», Уметь устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений. Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме18. Деятельность Уложенной комиссии. Итоги правления Екатерины Деятельность Уложенной комиссии. Итоги правления Екатерины. Уметь устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений. Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме19. Павел I Павел I.Личность императора. Причины проведения реформ. Составлять характеристику историческим деятелям и явлениям; иметь представление об организации Раздел IX. Реформы и реформаторы первой половины XIX века. 2ч.
20. «Эра либерализма». Россия XIX века: необходимость реформ.
Александр I: «Эра либерализма».
Деятельность Негласного комитета. Умение устанавливать причины, следствия и значение ист. событий и явлений Уметь извлекать главное, выделять особенности, работать с учебником ,с историческим документом и анализировать его
21. М.М. Сперанский Систематизировать изученный материал Умение работать с историч. документом. Знать понятия по теме Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме Раздел X. Реформы и реформаторы второй половины XIX века. 4ч.
22. Великие реформы Александра II. Личность Александра II. Причины проведения реформ. Систематизировать изученный материал Умение работать с историч. документом. Знать понятия по теме Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме 23. Влияние деятельности Александра II на развитие России Умение устанавливать причины, следствия и значение ист. событий и явлений Уметь извлекать главное, выделять особенности, работать с учебником ,с историческим документом и анализировать его
24. Значение и итоги реформ. Значение и итоги реформ. Судьба Александра II. Деятельность Уложенной комиссии. Итоги правления Екатерины 25. Значение и итоги реформ. Значение и итоги реформ. Судьба Александра II. Составлять характеристику историческим деятелям и явлениям; иметь представление об организации Раздел XI. Реформы и реформаторы XX века. 6ч.
26. С. Ю. Витте: человек и политик. Систематизировать изученный материал Умение работать с историч. документом. Знать понятия по теме Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме 27. Политическая карьера Витте. Составлять характеристику историческим деятелям и явлениям; иметь представление об организации 28. П.А.Столыпин – последний реформатор Российской империи. П. А. Столыпин – последний реформатор Российской империи. Систематизировать изученный материал Умение работать с историч. документом. Знать понятия по теме Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме 29. Аграрная реформа Аграрная реформа Столыпина. Итоги и её значение; причины неудачи. Трагическая судьба реформатора. Составлять характеристику историческим деятелям и явлениям; иметь представление об организации 30. Крах Русской империи. Невозможность реформирования Систематизировать изученный материал Умение работать с историч. документом. Знать понятия по теме Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме 31. Великие последователи реформаторов Составлять характеристику историческим деятелям и явлениям; иметь представление об организации Раздел XII. Итоги реформирования России. 3ч.
32. Судьба реформаторов в России. Схожесть их судеб. Судьба реформаторов в России. Схожесть их судеб. Составлять характеристику историческим деятелям и явлениям; иметь представление об организации 33. Нужны ли России реформы и реформаторы? Нужны ли России реформы и реформаторы? Систематизировать изученный материал Умение работать с историч. документом. Знать понятия по теме Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме 34.-35. Итоговое занятие Итоговые занятия .Актуализация знаний учащихся по изученным вопросам.(Защита проектов) Литература.
1.Аверх А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991г. 2.Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ. Л.,1989 г.
3.Головатенко А. История России : спорные проблемы. М., 1994 г. 4.Исаев,И.Н. История государства и права России, М., 1994г.
5.Павленко Н.И. Петр первый и его время.М.,1989г. 6.Энциклопедия Аванта+ история России в 3-х частях. М., 2002г. 7.Энциклопедия кто есть кто в мире.
6.Дейкин А. Великий эконом самодержавия: сто лет назад завершилась денежная реформа С.Ю. Витте //А. Дейкин/ Новое время. – 1997.
7.Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги// М. Румянцев/ вопросы экономики. -1990. - № 10.
8.Ананьич Б.В. Сергей Юльевич Витте // Б. В. Ананьич, Р.Ш. Ганелин/ Вопросы истории. – 1998. -№ 8.
9..Великие государственные деятели России/ под ред. А.Ф. Киселева. –М.: Владос, 1996.
10. Ключевский В.О. Исторические портреты / В.О.Ключевский.- М.: Правда, 1991г.