Трудные вопросы русского языка


Готовимся к ЕНТ
Конкурс «Трудные вопросы русского языка».
Русский язык в 9,10, 11 классах с казахским языком обучения.
Ж.С.Бекмурзина,
учитель русского языка и литературы
Уштаганская средняя школа,
Мангыстауский район, Мангыстауская область
Цели: 1.Повторить и обобщить теоретический материал по русскому языку;
2.Проверить умения и навыки учащихся, готовящихся к ЕНТ;
3.Выявить пробелы в знаниях учащихся.
Участники: учащиеся 11 классов.
Я разделила учащихся на 3 группы.1-группа «сильные», 2-группа «средние», 3-группа «слабоватые». В основном, на вопросы будут отвечать две последние команды, а первая команда отвечает только тогда, когда они затрудняются отвечать.
1-часть
Разделы конкурса:
1.Фонетика - 10 вопросов.
2.Лексика – 10 вопросов.
3.Морфология – 20 вопросов.
4.Словообразование – 10 вопросов.
5.Синтаксис – 20 вопросов.
6.Стилистика – 10 вопросов.
Всего 80 вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Вопросы по фонетике:
1.Что изучает фонетика? /звуки речи/
2.Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных и согласных букв и звуков?
/33 буквы,10 гласных букв,21 согласных.Гласных звуков -6, согласных звуков-36. Ь и Ъ не обозначают звуков./
3.Назовите звонкие согласные, которые не имеют парных звуков: [й] ,[л],[м] ,[н], [р].
Звонкие согласные:б,в,г,д,ж,з.
4.Только глухие согласные, которые не имеют парных звуков: [х] ,[ц] ,[ч] ,[щ].
Глухие согласные:п,ф,к,т,ш,с.
5.Только твердые согласные? [ж] ,[ц] ,[ш].
6.Только мягкие согласные? [ч] ,[щ] ,[й].
7.Что такое чередование согласных звуков? /замена одного звука другим при образовании слов/
8.Что такое оглушение и озвончение согласных звуков?/замена глухого согласного парным ему глухим-оглушение:кружка-крушка,дуб-дуп. замена глухого согласного парным ему звонким – озвончение: просьба – проз,ба/.
9.Приведите примеры слов с непроизносимыми согласными звуками. /солнце ,лестница, костный,праздник,грустный,поздно,местный,здравствуй и т.д/
10.Назовите непарный по глухой-звонкости согласный звук. [х].
2. Вопросы по лексике:
1.Раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка. /лексикология/
2.Новые слова в языке. /неологизмы/
3.Слова,которые понятные всем, употребляют все люди, называются...
/общеупотребительными/
4.Что такое фразеологизмы? /устойчивые сочетания слов/
5. Слова, которые обозначают научные и политические понятия, называются....
/интернационализмами/
6.В каких значениях могут употребляться слова? /в прямом,переносном/
7.Признаки заимствованных слов./начинаются с буквы –А.наличие Ф,Э.Стечений согл-х звуков/.
8. Слова, которые употребляют люди определенной профессии, называются...
/профессионализмами/
9.Как называются слова,которые имеют несколько лексических значений... /многозначные/
10.Слова, звучащие и пишущиеся одинаково, но разные по лексическому значению, называются... /омонимами/
3. Вопросы по морфологии:
1.Какие существительные называем абстрактными? Приведите примеры. /обозначающие абстрактные понятия :радость, вдохновение ,стремление ,дружба, любовь и т.д/
2.Какие существительные относятся к 1,2,3 –склонениям?
/1-склонение:сущ-е женского рода с окончаниями –а,-я и мужского рода с окончаниями –а,-я. 2-склонение:сущ-е мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е. 3-склонение:сущ-е женского рода с нулевым окончанием с Ь на конце слова/.
3.Назовите разносклоняемые и несклоняемые существительные. /время,вымя,бремя,знамя,имя,пламя,семя,стремя,темя и путь/.
4.Что такое причастие и деепричастие, и их обороты? /причастие –особая форма глагола,которая обозначает признак предмета по действию, деепричастие –особая форма глагола,которая обозначает добавочное действие, с зависимыми словами они образуют обороты/
5.Какие суффиксы имеет деепричастие несовершенного вида? /-а, -я/
6.Какие суффиксы имеет возвратное деепричастие? / постфиксы -сь,ся/
7. Какие суффиксы имеет страдательное причастие, приведите примеры. / -ем,-ом,-им. весомый,видимый,читаемый/
8.Назовите возвратное местоимение. /себя/
9.В каких числительных Ь пишется в середине, в каких в конце слова?
/ в конце 5-20,30.в середине 50-80,500-900/
10.Какие числительные при склонении имеют только 2 формы? /40,90,100/
11.Что такое инфинитив? /неопределенная форма глагола/
12. Что такое спряжение глаголов? /изменение глаголов по лицам и числам/
13.Какие глаголы относятся к 1-спряжению, какие к 2-спряжению?
/к 2-спряжению относятся все глаголы на –ить,кроме брить и стелить.7 глаголов на –еть: видеть,ненавидеть,терпеть,вертеть,обидеть,зависеть,смотреть. 4 глагола на –ать:гнать,держать,слышать,дышать.Все остальные глаголы относятся к 1-спряжению/
14. Какие прилагательные и причастия и в каких случаях выполняют функцию сказуемого? /в краткой форме/
15.Назовите суффиксы прилагательных в сравнительной и превосходной степени.
/-е,-ее.-ейш,-айш/
16.Как называются прилагательные,обозначающие принадлежность предмета какому-нибудь лицу, животному? /притяжательные/
17.Назовите формообразующие частицы. /б,бы,пусть,давай/
18. Назовите модальные части./ли,разве,неужели,вот,вон,именно,как раз, только, лишь, даже,ведь, -ка и т.д/
19.Назовите производные и непроизводные предлоги. /вокруг ,ввиду, вследствие, навстречу,в течение,в продолжение; у,с,о,об,на,за,к,при,без,до,для,из,над,от,про и т.д/
20.Назовите виды союзов. /сочинительные и подчинительные/
4. Вопросы по словообразованию:
1.Что изучает словообразование? /строение слова и способы образования слов/
2.Из каких значимых частей состоит слово? /приставка,корень,суффикс,окончание/
3.Как называется общая часть родственных слов, в которой заключено главное лексическое значение? /корень слова/
4.Часть слова до окончания. /основа слова/
5.Назовите способы образования слов,приведите примеры ./ приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный ,сложением целых слов ,бессуффиксным , сокращением основ слов,с помощью соединительных гласных,переходом из одной части речи в другую и т.д/
6.Что такое приставка и суффикс? /приставка-значимая часть слова ,которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов; суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;/
7.Приведите примеры к словам,образованных с помощью соединительных гласных О и Е. /новостройка,кубометр,железобетон и т.д/
8.Чем отличаются однокоренные слова от форм слов? /однокоренные слова имеют разные лексические значения, а у формы слов изменяются только окончания/
9. По какой модели образовано слово «подснежник»? /приставка-корень-суффикс/
10.Какими способами образованы слова: ход-выход, гриб-грибник?
/приставочный способ, суффиксальный способ/
5. Вопросы по синтаксису:
1.Что изучает синтаксис? /словосочетания и предложения/
2.Как называется способ связи,при котором зависимое слово ставится в тех же формах,что и главное? /согласование/
3. Как называется способ связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу? /примыкание/
4. Как называется способ связи,при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже? /управление/
5.Что составляют грамматическую основу предложения? /подлежащее и сказуемое/
6.Чем, какими конструкциями может быть осложнено простое предложение?
/однор.членами предл-я, обособленными членами предложения, уточняющими членами, вводными словами,обращениями,приложениями,причастными и деепричастными оборотами и т.д/
7.ССП,его виды.
/ССП с разделительными,противительными,соединительными союзами/
8.СПП,его виды.
/СПП с определительными,изъяснительными,обстоятельственными придаточными/.
9.Виды подчинения придаточных предложении в СПП. /параллельное,однородное,последовательное/
10.Определите тип данного предложения:
В той самой комнате, где некогда родился Петр, стояла глубокая тишина. /СПП с определительныи придаточным./
12.Какие придаточные предложения присоединяются к главной части при помощи союзов «если», «ежели», «когда», «раз», «коли»? /придаточные условия/
13. Какие придаточные предложения присоединяются к главной части при помощи союза «так что»? /придаточные следствия/
14. Определите тип данного предложения: После ужина слушали Катину игру на рояле. /односоставное неопределенно-личное/
15. Определите тип данного предложения:
Опять знакомо запахло пресной водой,теплым илом, полевой свежестью. /односоставное безличное/
16. Определите тип данного предложения: Свет ночной, ночные тени,тени без конца.
/односоставное назывное/
17.На какие вопросы отвечают придаточные изьяснительные?
/на вопросы косвенных падежей/
18. Какие придаточные предложения присоединяются к главной части при помощи союзов «хотя», «пускай», «несмотря ни на что», «даром что»?
/придаточные уступки/
19.Какие знаки препинания ставятся в БСП? /запятые,точка с запятой,двоеточие,тире/
20. Определите вид подчинения в данном СПП:
Батыр Баян узнал, что его брат Ноян увел двух аргамаков, когда табунщики пригнали коней на водопой. /СПП с последовательным подчинением/
5. Вопросы по стилистике:
1.Что изучает стилистика? /стили языка и языковые средства/
2.Сколько стилей существует в русском языке? /5: художественный, научный, публицистический , разговорный, официально-деловой/
3.Назовите виды текста. /повествование,описание,рассуждение/
4.Композиция текста-рассуждения. /тезис ,доказательства ,выводы/
5.Характерные особенности этого стиля -эмоциональность, образность, экспрессивность, использование возможностей разных стилей. /художественный/
6.Диссертации, монографии, доклад, аннотация –это жанры какого стиля? /научного/
7. В этом стиле используются помимо нейтральных,высокие,торжественные слова, общественно-политическая лексика,риторические вопросы и восклицания,употребляется в агитационно-массовой работе. /публицистический стиль/
8.В каком стиле реализуются законы, приказы, деловые письма, справки, заявления, акты? / в официально-деловом/
9.Определите, для какого стиля характерны диалог, просторечия, эмоционально окрашенные слова? /разговорного/
10.У этого стиля такие черты:точность, логичность, строгость. /научный стиль/
2-часть
Участники выполняют тестовые задания.
3-часть
Подведение итогов. Домашнее задание.
Оценочный лист для каждого участника или для каждой команды
№ Фамилия участника Теория Практика Темы для повторения
1 2