Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения ( из опыта работы)
Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения .
Анкудинова М.В. – учитель начальных классов ГБОУ «Васильевская кадетская школа – интернат имени Героя Советского Союза Николая Волостнова» Республика Татарстан
Литература является богатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на все стороны человеческой личности. Именно через чтение человек познает окружающий его мир.
В. С. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна охватывать все сферы активной деятельности духовной жизни детей – труд, игру, общение с природой, музыку, творчество. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни. Ребёнок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге. Путь к сердцу и сознанию ребёнка идёт с двух сторон, с первого взгляда как будто бы противоположных: от книги, от прочитанного слова к устной речи и от живого, уже вошедшего в духовный мир ребёнка слова к книге, к чтению, к написанию».
Работая много лет в школе, всегда задумываюсь над тем, как сделать так, чтобы уроки чтения в начальной школе решали одну из главных своих задач – становление маленького школьника большим читателем. Необходимо менять методику преподавания, систему подготовки к уроку. И, прежде всего учителю нужно изменить самого себя, готовому не только учить детей, но и учиться самому. В течение ряда лет я знакомлю детей с поэзией, учу их сочинять стихи.
В первом классе на уроках обучения грамоте знакомлю учащихся с рифмой, учимся подбирать рифму, играем в различные игры: “Складно – Нескладно”, “Отгадка в рифму”, “Подскажи рифму”. На уроках чтения обсуждаем, зачем писатель пишет стихи, какими секретами он пользуется, как научиться самому открывать эти секреты и как научить этому товарищей.
Одной из главных задач начального литературного образования является собственно художественное развитие школьника. Содержанием этого развития является в младшем школьном возрасте движение ребенка от игры искусством к общению искусством.
С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения необходимо использовать систему творческих заданий, которая отвечает следующим требованиям:
- познавательные творческие задания должны строится на междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей;
- творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым, а затем и к собственно творческим.
- система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.
Выполнение творческой работы требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения: они должны ориентироваться в нём, отбирать материал, относящийся к данной творческой работе, - эпизод для иллюстрирования, сценку для драматизации и т. д.
Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры .Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры - драматизации. Ребёнку предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире, т. е. содержание "пьесы" зависит от педагогической и учебной цели, которую ставит учитель. Сначала используются готовые сценарии, затем дети пишут их самостоятельно под руководством учителя. Разработка характеров и речи героев позволит учителю лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения.
Возможные формы драматизаций:
1. Пальчиковый театр;
2. Кукольный театр;
3. Театр теней;
4. Костюмированные представления по известным сказкам и рассказам;
5. Музыкальные инсценировки сказок и рассказов;
6. Спектакли по собственным сценариям;
7. Драматизация сказок.
Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков чтения, литературы.
Активизировать читательскую деятельность детей, помочь им увидеть детали произведения, обобщить полученные знания, закрепить их, проверить свою сообразительность и смекалку позволяют литературные игры.
На уроках чтения и во внеклассное время ученикам следует предлагать разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность, - головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки, перевертыши.Таким образом, творческому развитию детей способствуют различные виды и формы учебной и читательской деятельности, в том числе занимательные игры на литературном материале.
Применение творческих заданий на уроках литературного чтения позволили сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.
Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста. Его значение важно для самого ребёнка, а не для литературы, оно нужно для развёртывания сил маленького автора.
Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.
Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников.
Литература.
Алешаева Н.П., Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.2014. №11.
Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2004.№ 11
Мали Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ // Начальная школа. 2005. №3. С. 61-64.
Никонович Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. // Начальная школа. 2005. № 6.
Оморокова М. И. Основы обучения чтению.2005 г.
Пономарев Я. А. Психология творчества. - М.: Наука, 1990.
Романова Л. И. Развивать у детей творчество. // Начальная школа. 2005г. №9.