Урок Выбор будущей профессии


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Орел2016 год Зачем мы работаем? Чтобы прокормить себя, свою семьюЧтобы быть уверенными в завтрашнем днеЧтобы удовлетворить потребность в общении Что нам может дать работа? Денежный доход!Уважение коллег!Самоуважение!Профессиональное развитие!Общение !Социальную защищенность!Перспективу карьеры!Уверенность в завтрашнем дне!Возможность взять кредит в банке! Быть безработным хорошо или плохо? Хорошо, не надо работать!Плохо, без работы скучно!Хорошо, много свободного времени!Плохо, не получаешь зарплату!Хорошо, платят пособие!Плохо, безработных не уважают!Плохо, в старости не будет пенсии!Плохо, не дадут путевку в санаторий!Хорошо, все тебе сочувствуют! Кем быть? Выбирая профессию –ты выбираешь свое будущее! “Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой” (В. Г. Белинский) Факторы, влияющие на выборпрофессии старшеклассниками возможности, способности мнение родителей мода и престиж будущая зарплата востребованностьпрофессии интересы, склонности «Надо» потребности рынка труда «Смогу» человеческие возможности (физиологические и психологические), образовательные ресурсы личности «Хочу» желания, интересы, склонности личности УДАЧНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ это род трудовой деятельности, котораянаправлена на пользу общества;выполняется за определенное вознаграждение (зарплату);требует специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических умений). Основные понятия ПрофессияСпециальностьДолжность это род трудовой деятельности это вид занятия в рамках одной профессии это круг обязанностей, возложенных на определённого человека, обязательных дляисполнения. Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. И чтобы этот шаг был верным, необходимо достаточно четко ориентироваться в мире профессий. Правильно выбрать профессию – значит правильно найти своё место в жизни. Человек, выбирающий профессию, должен быть хорошо осведомлен о следующем:какие профессии существуют;каковы объекты, цели, орудия, условия труда;какие требования профессия предъявляет к способностям человека, особенностям его личности. В мире огромное количество разнообразных профессий. Существует несколько классификаций. Общепризнанной и наиболее используемой в профориентации является классификация профессий, предложенная профессором Е. А. Климовым. В её основе разделение профессий по предмету труда. Предмет труда – это то, на что направлен труд человека. Все предметы труда можно разделить на пять групп: Техника Природа Человек Художественный образ Знаковая система По предмету труда выделяют пять типов профессий:«Человек - техника»;«Человек - природа»;«Человек - человек»;«Человек – знаковая система»;«Человек – художественный образ». Человек – природа Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, зоолог, зоотехник, пчеловод, гидролог, овощевод, лесник, пекарь, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда: животные, растения, почва и воздушная среда – природа. Человек – техника Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари, токари, часовщики и представители других профессий, использующие технические устройства. Человек – человек Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей. К этому типу профессии относятся учитель, врач, журналист, следователь, адвокат, библиотекарь, экскурсовод, переводчик, продавец. Человек – знаковая система Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должен иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ ,инженеры, кассиры, фармацевты, люди, работающие в лабораториях, научных центрах. Человек - художественный образ Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант (артисты, архитекторы, дирижёры, искусствоведы, кинорежиссёры, композиторы и др.) Каждый специалист в ходе своей трудовой деятельности взаимодействует, как правило, с несколькими предметами труда. Однако, только один из них является основным (ведущим). Что общего? Медсестра Токарь ? Учитель математики Спортивный тренер ЧЕМ ПАХНУТ РЕМЕСЛА? Джанни Родари У  каждого делаЗапах особый: В булочной пахнет Хлебом и сдобой Мимо столярной Идёшь мастерской,-Стружкою пахнетИ свежей доской Пахнет малярСкипидаром и краскойПахнет стекольщик, Оконной замазкой Куртка шофёраПахнет бензиномБлуза рабочегоМаслом машинным Пахнет кондитерОрехом мускатным.Доктор в халате – Лекарством приятным Рыхлой землёю, Полем и лугомПахнет крестьянин, Идущий за плугом Рыбой и моремПахнет рыбак.Только бездельеНе пахнет никак. Сколько не душится Лодырь богатый, Очень не важноОн пахнет, ребята! офтальмотренинг Давайте проверим как вы запомнили классификацию профессий.Задание 1Выбери из списка профессии, которые относятся к типу «Человек – Природа» повар геолог дворник учитель уборщик гидролог кассир геодезист садовник техник фермер танцор артист флорист овощевод флорист водитель крановщик пилот кондитер аудитор промоутер экономист риелтор рыбовод ювелир эколог Задание 2Выбери из списка профессии, которые относятся к типу «Человек – Человек» водитель воспитатель продавец флорист летчик врач геодезист психолог логопед техник косметолог танцор артист учитель методист менеджер водитель крановщик пилот кондитер аудитор промоутер экономист риелтор гид ювелир Страховой агент Задание 3Выбери из списка профессии, которые относятся к типу «Человек – Знаковая система» повар программист кассир учитель уборщик юрист дворник логист финансист техник математик танцор артист бухгалтер банкир экономист водитель крановщик пилот кондитер аудитор промоутер провизор риелтор Веб-мастер ювелир брокер Задание 4Выбери из списка профессии, которые относятся к типу «Человек – Техника» повар пилот крановщик учитель уборщик механик кассир плотник пожарный садовник слесарь танцор артист водитель технолог монтажник бармен дворник агент кондитер аудитор промоутер экономист риелтор электрик ювелир машинист Задание 5Выбери из списка профессии, которые относятся к типу «Человек – Художественный образ» повар скульптор скрипач учитель уборщик артист кассир танцор композитор техник актриса геодезист гидролог художник музеолог певец водитель крановщик пилот кондитер аудитор промоутер экономист риелтор архитектор ювелир музыкант Мастерпо педикюру для коров Это специалисты которые следят за копытами у коров. В Европе и Америке специальные бригады профессионалов следят за копытами на элитных хозяйствах. Специалисты говорят, что плохое состояние копыт может плохо повлиять на количество и качество молока, а также на репродуктивную функцию коров. Подборщик мячей Обязанностью подборщика считается подбор мячей во время игры в гольф, на всей территории игрового поля и прилегающих участках. Иногда случаются казусы, когда мяч залетает в недоступные места, а игрок хочет бить именно этот мяч. Испытатель мебели Этот человек испытывает мебель, кровати, стулья, кресла на прочность, комфорт и удобства. Нюхальщик подмышек Такие специалисты необходимы в фирме, занимающейся произ-водством дезодорантов и антиперсперантов. Эти люди наносят необходимое количество антиперсперанта на подмышки добровольных участников, а затем нюхают целый день, фиксируя изменения запаха. Дегустатор собачьих/кошачьих кормов В случае если консервы дегустатору не понравятся — на рынок корм не попадет. Доильщик ядовитых змей Змеиный яд не только чрезвычайно опасен для укушенных людей и зверей, им в свою очередь можно лечить. Яд змей применяется для разработки противоядий и терапии злокачественных опухолей. Доильщики змей натягивают на сосуд тонкую мембрану, заставляют ползучего гада ее прокусить и, надавливая на ядовитые железы рептилии, собирают отраву в сосуд. Еще один способ — слегка «пощекотать» змеиные щечки электрическим током. Профессия опасная, рисковая, но — очень хорошо оплачиваемая. Гид канализационных систем Такая необычная должность есть в Париже. Представитель именно этой профессии расскажет Вам о подземном мире этого французского города. Тестеровщик (тестер) водных горок Работник проверяет на качество и комфортность горки, которые находятся в аквапарке, и делает записи о своих ощущениях. «Отгоняльщик обезьян» Данная должность имеется в индийском отеле. Работник должен отгонять приматов от туристов во время еды. (методика Е. А. Климова) А теперь вам предлагается определить какой тип профессии наиболее предпочтителен для вас. Прочитайте данные высказывания и выберите один из вариантов ответов. Легко знакомлюсь с людьми Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить Люблю ходить в музеи, театры, на выставки Охотно и постоянно ухаживаю за животными Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами С удовольствием ухаживаю за растениями Обычно делаю мало ошибок в письменных работах Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших Люди считают, что у меня есть художественные способности Охотно читаю о растениях, животных Принимаю участие в спектаклях, концертах Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы Легко улаживаю разногласия между людьми Считают, что у меня есть способности к работе с техникой Людям нравиться мое художественное творчество У меня есть способности к работе с растениями и животными Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме Я почти никогда ни с кем не ссорюсь Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди Без особого труда усваиваю иностранные языки Мне часто случается помогать даже незнакомым людям Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д. Могу влиять на ход развития растений и животных Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения Охотно наблюдаю за растениями или животными Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п. 1. Лернер П. С., Михальченко Г. Ф. «Твоя профессиональная карьера» Москва «Просвещение», 2006 год.2. Резапкина Г. В. «Психология и выбор профессии» Москва «Генезис», 2005 год.3. Резапкина Г. В. «Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника» Москва «Генезис», 2005 год4. Савченков М. Ю. «Профориентация. Личностное развитие. 9 – 11 классы» Москва «Вако» 2005 год.5. Черникова Т. В. «Профориентационная поддержка старшеклассников» Москва «Глобус» 2006 год.6. Шеховцова Л, Шеховцов О. «Психологическое сопровождение выбора профессии в школе» Ростов-на-Дону «Феникс», Санкт-Петербург «Северо-запад», 2006 год. Настепанин Всеволод Борисович учитель технологии