Внедрение внеклассных ресурсов на уроках иностранного языка


Публичное представление собственного инновационного
педагогического опыта немецкого языка
МОУ «Жуковская общеобразовательная школа им. С.Ф.Романова» Пиляевой Алины Владимировны
«Использование информационных технологий в учебном процессе для повышения эффективности и качества обучения немецкому языку»
1. Актуальность и перспективность опыта.
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Овладеть коммуникативной компетенцией на немецком языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). При решении данной проблемы огромную роль играют технические средства обучения, которые позволяют дать учащимся более полную и точную информацию по изучаемой теме, повышают наглядность обучения и вызывают стремление к дальнейшему совершенствованию языковой культуры.
Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и т.п.). Знакомство с жизнью немецкоязычных стран происходит в основном через текст и иллюстрации к нему, просмотр кинофрагментов, диапозитивов, диафильмов и др.
Отсюда очевидна важность и актуальность изучения использования видеоматериалов. Основным средством обучения иностранному языку является языковая среда, а все остальные средства являются вспомогательными, их назначение – создание более или менее ярко выраженной иллюзии приобщения учащихся к естественной среде. Проведение урока целиком на иностранном языке создает прототип иноязычной среды, приближает учебный процесс к условиям подлинной коммуникации на данном языке.
Мой выбор пал на использование информационных технологий в учебном процессе для повышения эффективности и качества обучения немецкому языку.
Таким образом, объектом моего исследования является использование технических средств обучения, а предметом – использование видеоматериалов на уроках иностранного языка.
В данной работе я ставлю цель доказать, что использование видеоматериалов является одним из основных технических средств обучения иностранному языку, а в частности - его речевой стороны.
2. Новизна опыта.
Новизна моего опыта заключается:
1) в использовании в проектной деятельности современных информационных технологий в сочетании с традиционными методами;
2) в реализации преемственности всех звеньев в цепочке обучения (начальное, среднее, старшее) путем разработки поуровневой системы творческих коллективных и индивидуальных заданий;
3) в попытке создать модель организации проектной деятельности школьников разных уровней с целью освоения ими информационной культуры в процессе изучения немецкого языка.
3. Наличие теоретической базы опыта.
Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшения качества обучения, увеличение доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.
Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учится, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться учении».
Я считаю, применение компьютерных технологий на уроках иностранного языка позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.
Современный урок требует от учителя владения техническими средствами обучения – использование на уроках компьютера, создание мультимедийных презентаций – все это позволяет расширить рамки урока, делая процесс обучения более эффективным и продуктивным.
Замечательный знаток русского языка Д. С. Лихачев с большим уважением относился к другим языкам: «Преодоление всяческих   расстояний – это не только задача современной техники и точных наук, но и задача филологии в широком смысле слова (…). Филология сближает человечество. Оно оправдывает свое название (…филология – любовь к слову), так как в основе опирается на любовь к словесной культуре всех языков, на полную терпимость, уважение и интерес ко всем словесным культурам».
4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является использование информационных технологий в учебном процессе как основы создания на уроках немецкого языка интереса к предмету и положительной динамики качества знаний учащихся, повышение плотности урока, продвижение вперед быстрыми темпами.
5. Оптимальность и эффективность средств.
На протяжении всей истории человеческого общества человек изобретал и создавал машины, технику, которая давала бы возможность добиваться лучших результатов с меньшей затратой сил и энергии. Развитие техники внесло свои изменения во все аспекты жизни человека, в том числе и в процессе обучения.
Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, очень сложно. Поэтому преподавателю нужно создать реальные и воображаемые ситуации общения на уроке иностранного языка, используя при этом различные методы и приемы работы (дискуссии, ролевые игры, творческие проекты и др.).
Наиболее распространенными при обучении иностранным языкам являются следующие элементы информационных технологий:
· интерактивные доски,
· электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
· образовательные ресурсы Интернета,
· DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
· видео и аудиотехника,
· интерактивные конференции и конкурсы,
· материалы для дистанционного обучения,
· научно-исследовательские работы и проекты.
· дистанционное обучение.
 Изучение иностранного языка с использованием информационных технологий дает ученикам возможность принимать участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно: лингвострановедческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
Я бы хотела остановиться на наиболее часто используемых мною информационных технологиях на уроках немецкого языка:
- использование мультимедийного проектора
Благодаря проектору, на занятии можно работать с презентациями по ключевым лексическим и грамматическим темам, а также смотреть видеофильмы, ведь с их помощью можно узнать как можно больше о стране и культуре изучаемого языка.
- работа с электронными учебниками
Достоинствами электронных учебников, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, соответствие уровню развития современных научных знаний.
- использование интерактивной доски на уроках иностранного языка также повышает эффективность процесса обучения и способствует формированию интерактивного пространства у учащихся. Интерактивная доска выполняет функции активного экрана, на ней можно демонстрировать презентации, текстовые документы, рисунки, фильмы и т.д.
- применение компьютеров на уроках иностранного языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
Для меня компьютер является незаменимым помощником для подготовки к занятиям, а также для проведения тестирований, для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернет, а также для проектной деятельности учащихся.
Также, на своих уроках я использую программу «Витаминный курс». Программа специально разработана для учащихся средней школы. Она содержит много упражнений на чтение, письмо, произношение, лексику и грамматику.
Используя данные информационные технологии и данную программу в учебном процессе, я убедилась, что у учащихся формируется мышление на иностранном языке, повышается мотивация к изучению английского языка или немецкого языка и повышается успеваемость по данному предмету.
6. Результативность работы.
Использование технических средств обучения на уроках иностранного языка дает возможность изложить материал наглядно, способствует повышению качества обучения и уменьшения утомляемости учащихся. Технические средства обучения помогают учителю в повышении темпа изложения материала и в наиболее полном удовлетворении запросов и любознательности учащихся.
Использование видеоматериалов покоится преимущественно на наглядном восприятии информации, создает прототип иноязычной среды и помогает овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка.
Эффективность использования видеоматериала при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как согласованы учебные возможности видеоматериала с задачами обучения.
Таким образом, видеоматериалы, аудиотехника на уроках иностранного языка действительно способствуют улучшению усвоения знаний, помогают восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяют кругозор, а также воспитывают эстетический вкус у учащихся.
Я рекомендую учителям при проведении уроков иностранного языка стараться шире применять видеоматериалы с целью повышения эффективности обучения, расширения словарного запаса и развития внимания учащихся, и для того, чтобы разнообразить урок…
В целях обмена опытом с коллегами, я выступаю на семинарах, на педсоветах. Стараюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов.