Классный час Моя мечта о будущей профессии
КОУ ВО « Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат I-II вида для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья»
План- конспект беседы:
«Моя мечта о будущей профессии»
Воспитатель: Касаткина М.Н.
2015 год.
Цели:
- расширение знаний о мире профессионального труда;
- формировать интерес к профессиям, позитивное отношение к труду;
-выявить, в какой профессии подростки хотят себя реализовать и сформировать реальное представление о возможностях приложения своих профессиональных намерений;
- работать над коррекцией произношения.
Ход беседы:
1. беседа по теме: «Профессиональная характеристика»
Пройдет совсем немного времени и вам придется выбрать свой трудовой путь. И этот путь начнется с перекрестка, у которого множество дорог. И очень важно, чтобы вы не ошиблись в выборе своего пути. Ведь от этого выбора зависит: материальный достаток, круг общения, интересы, счастье в жизни, любимая профессия. Ведь выбор профессии – это выбор своей судьбы.
Что же такое профессия? На доске написано 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как вы объясните различие между словами?
Выслушать ответы учащихся и сравнить с данными определениями:
Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Должность – это должность, занимаемое человеком в организации
Привести примеры: строитель – штукатур – 2 разряд - рабочий
2. Групповая работа по теме: «Самые нужные профессии»:
Ответьте мне на вопрос: что будет, если обувные фабрики начнут выпускать тапки, все магазины будут забиты этим товаром? (этот товар очень трудно будет продать, а значит пропадет чей-то труд, деньги, прибыль)
Так же и на рынке труда. Если каких то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что человек продает на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделите на группы:
- «Модные профессии»
- «Забытые профессии»
- «Профессии, которые всегда нужны»
- «Отважные профессии»
Примерные списки профессий:
Модные профессии: юрист, журналист, топ-модель, автослесарь, нефтяник, эколог, менеджер, программист и т.д.
Забытые профессии: конюх, трубочист, ямщик и т.д.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, полицейский, пекарь, земледелец, животновод, повар, слесарь-водопроводчик и т.д.Отважные профессии: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик, космонавт, шахтер, военный, сапер, спасатель и т.д. Здесь конечно не все профессии. Профессий в мире более 50 000. Выбирая профессию, мы будем ориентироваться не на весь мир, а на тот мир, который нас окружает.
3.Мини- лекция: «Как выбрать профессию»
Чтобы правильно выбрать профессию, вам необходимо учесть три момента:
во-первых, каковы ваши интересы и склонности ( коротко назовем это вашим «хочу»);
хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа
во-вторых, каковы ваши профессиональные качества: здоровье, квалификация, способности (это ваше «могу»);могу – это все, что мне по силам, по способностям
в-третьих, какие профессии пользуются спросом у работодателей ( иначе, говоря каково сегодня «надо»)
надо – это все, что нужно для общества, страны
Если вы сумеете совместить «хочу», «могу», «надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Осознанный выбор – это выбор при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии в данный момент (надо)
Сегодня наиболее востребованные профессии: штукатур, маляр, плотник, столяр, сантехник, дворник, каменщик, токарь, водитель, автослесарь, водитель, продавец, электрикКак вы думаете, будет зависеть то, как человек выполняет работу от определённых свойств личности, от темперамента человека, от характера человека?
Например, два человека делают одну и ту же работу и делают её одинаково хорошо, но один трудится увлечённо, со страстью, нетерпеливо, проявляет инициативу, а другой – неторопливо, методично, основательно, деловито, строго по инструкции, кропотливо, тщательно.Итак, психологи условно выделили 4 основных типа темперамента:
Сангвиник
Холерик.
Флегматик.
Меланхолик.
(ЧИТАЮТ УЧАЩИЕСЯ) Один из типов нервной системы характеризуется: сильный, т.е., способный выдерживать очень сильные раздражители, работоспособен, уравновешенный – его трудно вывести из себя, подвижный – быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
Этот тип нервной системы составляет основу темперамента сангвиника. Основные черты характера сангвиника: общительный, открытый, разговорчивый, живой, беззаботный, любящий удобства, инициативный. Какая из картинок соответствует этому типу
(ЧИТАЮТ УЧАЩИЕСЯ) Другой тип нервной системы характеризуется как: сильный, неуравновешенный, т.е. его легко вывести из себя, подвижный.
Этот тип составляет основу темперамента холерика. Основные черты его характера: раздражительный, поддающийся настроениям, агрессивный, импульсивный, оптимистический, лидирующий, активный. Какая из картинок соответствует этому типу
(ЧИТАЮТ УЧАЩИЕСЯ) Следующий тип нервной системы: сильный, уравновешенный, инертный, т.е. тяжело переключается с одного вида деятельности на другой.
Этот тип составляет основу темперамента флегматика. Основные черты характера: пассивный, старательный, вдумчивый, миролюбивый, надёжный, размеренный, спокойный. Какая из картинок соответствует этому типу
(ЧИТАЮТ УЧАЩИЕСЯ) И последний тип нервной системы представлен как: слабый, чувствительный, восприимчивый, плохо переносит большие нагрузки и при сильных раздражителях (стрессах) склонен впадать в «запредельное торможение» (н/с не выдерживает нагрузки и предохраняет сама себя – как бы временно отключается, перестаёт реагировать), неуравновешенный, инертный.
Этот тип нервной системы составляет основу темперамента меланхолика. Основные черты характера меланхолика: обидчивый, тревожный, впечатлительный, пессимистический, необщительный, сдержанный.
Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Также нет «плохих» и «хороших» темпераментов. Уже сам факт их существования на протяжении тысячелетий подтверждает их жизнеспособность и целесообразность.
Чтобы облегчить учащимся задачу выбора профессии ученые многих стран пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А.Климова. Давайте вспомним ее. Я буду давать определения категорий, а вы назовите профессии, которые можно отнести к той или иной категории.
Человек – природа этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы. (ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог)
Человек – техника – люди этого типа работают с техническими устройствами (пилот, водитель, слесарь, электрик)
Человек – человек – обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них (учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод)Человек – знаковая система – люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор (бухгалтер, ученый, оператор ЭВМ)
Человек – художественный образ – людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта (художник, композитор, актер, поэт
4. Опрос: «Мой выбор»
Расскажите о профессии, какую вы хотели бы получить в будущем. Используйте соотношение между «хочу», «могу», «надо».
Опрос учеников.
5. Подведение итогов:
Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
- о чем мы сегодня говорили?
- что нового вы узнали?
- какую профессию вы выбрали?