Статья на тему Престиж рабочей профессии

Широва Ленира Сагидуловна мастер производственного обучения ГАПОУ «Камский политехнический колледж имени Л.Б. Васильева» г. Набережные Челны, Республика Татарстан

ПРЕСТИЖ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ «ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ РАБОЧИХ И ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОФЕССИИ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РТ»



  Эффективное решение проблемы кадрового обеспечения предприятий и организаций невозможно без формирования комплексной системы кадрового воспроизводства. В последние годы на многих предприятиях происходят значительные перемены, в том числе постепенная модернизация производства с перевооружением производственных мощностей и внедрением новых технологий. Эти изменения вызывают увеличение спроса на квалифицированные кадры. Поскольку уровень требований работодателей к квалификации персонала продолжает расти пропорционально повышению сложности производственных процессов, вопросы развития системы профессионального образования находятся в зоне приоритетного внимания.
Эти проблемы можно решить только в тесном контакте с работодателями. Особым достижением «Камского политехнического колледжа «имени Л.Б.Васильева» является социальное партнерство и тесное сотрудничество с ОАО «КАМАЗ». Колледж готовит для предприятия рабочие кадры и специалистов среднего звена, заключает договора с предприятиями на подготовку кадров. Предприятия, в свою очередь, оказывают помощь в укреплении материально-технической и учебной базы колледжа, предоставляют свои ресурсы для организации производственной практики студентов. Представители работодателей входят в состав государственных экзаменационных комиссий, участвуют в трудоустройстве и социально-профессиональной адаптации выпускников на рабочем месте. В результате часть выпускников ежегодно получают предложение о трудоустройстве уже на этапе государственной аттестации.
Учитывая веяние времени, колледж разработал программу развития, который предусматривает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров на основе существующей образовательной программы по 28 специальностям. У колледжа есть возможность давать студентам двухуровневое образование и производить начальное и среднее профессиональное обучение, выпуская высокопрофессиональных техников-технологов. Тридцатилетний опыт сотрудничества с «КАМАЗом» позволили Камскому политехническому колледжу стать важным источником квалифицированных рабочих рук не только для предприятий автогиганта, но и для всего города. Колледж в основном работает под госзаказ КАМАЗа, на базе автомобильного завода, прессово-рамного завода, «КАМАЗинструментспецмаша», «Челныводоканала» и «КАМАЗ – Общепита» - итого пять подразделений.
 Сотрудничество КАМАЗА и колледжа является примером эффективного взаимодействия отраслевого производственного предприятия и учебного заведения в области подготовки квалифицированных рабочих кадров. Такое сотрудничество обеспечивает возможность непрерывного образования при подготовке кадров для завода.
Учеба в колледже дает реальные практические навыки, подходящие для того, чтобы человек мог «руками» зарабатывать себе на жизнь. Ведение трудовой деятельности в период обучения в колледже способствует усвоению и закреплению не столько профессиональных, сколько универсальных общеуправленческих навыков - организовать свое время, научиться выделять главное, общаться с людьми.
Хорошей возможностью для адаптации в профильной профессиональной сфере студенты считают прохождение трудовой практики на предприятии. Всем выпускникам колледжа гарантировано трудоустройство на предприятиях ОАО КАМАЗ. В идеале студент должен проходить практику там, где сможет проверить на практике теоретические знания, полученные в аудиториях колледжа. Во время производственной практики на предприятиях КАМАЗа все студенты колледжа получают заработную плату. Все это помогает студентам чувствовать себя неразрывной частью коллектива предприятия и без проблем влиться в её трудовую жизнь.
Выпускники колледжа, работающие на заводе, имеют возможность продолжить обучение в ВУЗах по профильным специальностям. Люди, закончившие учреждение НПО и СПО, как правило, не испытывают трудностей с поиском работы.
В целях популяризации рабочих профессии в колледже проводятся конкурсы профессионального мастерства, где студенты приобретают уверенность в правильности собственного выбора, они способствуют развитию способностей студентов, их самореализации, включению в социально значимую деятельность.
Наличие современного оборудования, высоких технологий и широких возможностей для выбора двухуровневой системы образования и получение профессий делает учебное заведение более привлекательным и конкурентоспособным, а это немаловажно, ведь одной из самых актуальных проблем является профориентационная деятельность, которая помогает решить проблему информированности молодежи о достоинствах рабочих специальностей.
  С целью информирования школьников о возможности поступления в колледж, получения начального и среднего профессионального образования, дальнейшего трудоустройства на предприятия ОАО КАМАЗ профориентационная работа в школах проводится, с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность, но и помогает определить оптимистическую жизненную перспективу.
В апреле-мае в колледже проводятся « Дни открытых дверей» для учащихся старших классов, которые находятся перед выбором рабочей профессии. Программа Дня открытых дверей включает: 1. Знакомство с историей колледжа в музее и предприятием ОАО «КАМАЗ», а также с рабочими профессиями, наиболее востребованными на предприятиях в городе. Просмотр видеофильма о деятельности предприятий ОАО«КАМАЗ». 2.Экскурсия по колледжу, знакомство с учебными аудиториями, мастерскими, спортзалом, просмотр рекламного видеофильма о колледже. 3. Ответы на вопросы об учебных программах, дальнейшем трудоустройстве в ОАО «КАМАЗ», возможности получения второй профессии во время обучения и дальнейшего трудоустройства.
Другим аспектом социального партнерства для колледжа является взаимодействие со службой занятости, которая помогает учитывать требования работодателей. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан рассматриваются колледжем, как эффективный инструмент гибкого и оперативного реагирования на срочный спрос рынка труда. В результате совместных действий колледжа и службы занятости созданы курсы переподготовки граждан по специальностям, разрешающим проблему безработицы.
Такой подход к организации теоретической и производственной деятельности в колледже и тесная связь с социальными партнерами способствует созданию условий для подготовки квалифицированных рабочих кадров, компетентных, конкурентоспособных, отвечающих современным требованиям работодателей, что является главной целью инновационной образовательной программы и подготовит студентов к самостоятельной взрослой жизни, карьерному росту и самоактуализации в условиях острой социальной конкуренции.













15