Конспект урока дагестанской литературы в 11 классе. Тема добра в рассказах Фазу Алиевой
Конспект урока по дагестанской литературе в 11 классе учителя МКОУ «Школы-интерната детей-сирот» Агаларовой А.А.
Тема добра в рассказах Ф. Алиевой
Эпиграф:
«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям»
Жан-Жак Руссо
Урок-семинар-конференция.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, плакаты с высказываниями о доброте, выставка книг.
Цель: воспитание вдумчивого читателя, умеющего мыслить, воспринимать прекрасное, смотреть на литературу как на способ постижения мира и себя.
Формирование УУД
1. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2. Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью.
3. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критерий для обоснования своего суждения.
4. Личностные: способность ученика к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению.
5. Развивающие:
- развитие навыка анализа художественного произведения;
- формирование способности аргументированно высказать своё мнение;
- формирование умения самостоятельно трудиться, отбирать нужный материал для доклада, сообщения;
- обучение самостоятельному поиску решения проблемы всесторонне развивать свои личные качества, развитию умения публичного выступления.
6. Воспитывающие: формирование основ личности.
Эпиграф к уроку
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям
Жан-Жак Русс http://yandex.ruОргмомент (1 минута)
1. Просмотр документального фильма: «Фазу Алиева» Д/Ф 1987 (20.47) https://www.youtube.com2. Вступительное слово учителя (1 мин.)
С именем Фазу Алиевой связана целая эпоха в истории многонациональной литературы и общественного развития России. Творчество поэтессы наполнено любовью к людям, к Родине, миру, созиданию.
Много внимания уделила Ф. Алиева теме войны и мира.
В самых престижных издательствах Советского Союза одна за другой выходили её книги. В приложении всесоюзных журналов, в самых дальних краях мира – в самой северной газете «Маяк Арктики» писали о ней. На Мадагаскаре проводили вечер её поэзии.
Творчество Ф. Алиевой представляет собой особенный этап в развитии аварской, дагестанской литературы, как одно из важнейших слагаемых культурных традиций, неповторимого, своеобразного исторического национального опыта.
Слова поэтессы проникают в человеческое сердце, ставят человека перед необходимостью дорожить и ценить красоту, чистоту, порядочность. Главная цель творчества поэтессы – преумножение потенциала личности, утверждение истинной морали.
Презентация (15 минут. По 5 минут на каждую группу).
(выступления учащихся с мультимедийной презентацией: использование на экране слайдов собственного приготовления; использование музыки для фона своего выступленияmuzofon.com›)
1. Выступление первой группы.
Нашему классу было предложено три рассказа Фазу Алиевой для анализа с учётом выявленной проблемы. Нам по жребию попался рассказ писательницы «Пучок мяты». Одним из критериев подготовки было несовпадение аргументов групп. Когда мы объявили другим группам о своих аргументах, мы были рады, что не было совпадений. От имени группы я выступаю с защитой работы.
Тема нашего доклада «Доброта Хандулай в рассказе Ф. Алиевой «Пучок мяты».
Эпиграф (на экране, автор читает в конце выступления)
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.
Толстой Л.Н. http://yandex.ruВ современное время разрушаются ценности старшего поколения.
Уже становится нормой, что часто мы узнаём об убийствах, терроре, неуважении к старшим, ненависти и неуважении к людям другой национальности. Не чувствуется радость жизни, а так хочется, чтобы в мире была доброта, тогда не будет убийств, взрывов, не будет расовой и национальной розни. Тема доброты в наше время актуальна, как никогда.
Очень трогателен рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского», который показывает душевность, отзывчивость и доброту сердца учительницы, благодаря которой мальчик делает для себя открытие, что есть на свете доброта, отзывчивость и любовь, и людям можно доверять.
О доброте говорили во все времена. В сказках добро показано в противопоставлении со злом. Добро в них торжествует. Это мечты народа. А в жизни часто всё бывает наоборот.
Всё-таки, встречаются люди, которые способны совершать только добрые дела. Вспоминаю притчу о добре и зле. http://yandex.ru Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем. Но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.
Эта притча очень уместна сейчас, когда хотим рассказать о доброте героини рассказа Ф. Алиевой «Пучок мяты». В рассказе даётся образ Хандулай в развитии. В шестнадцатилетнем возрасте отец отдаёт её за старого, но богатого Тахирбека. Тахирбек страдал приступами малярии. Однажды, в очередной момент приступа, Хандулай перепутала флаконы и дала ему яд, купленный её мужем для своего врага. Тахирбека похоронили. Люди, прежде жалевшие молодую Хандулай, теперь осуждали и сторонились её. Её соседка Мучминат, любившая всех поучать, как-то раз её остановила и пристыдила, что та, будучи вдовой, ходит в ярком. Всегда тихая Хандулай удивила своим красноречием: «Думаешь, что намолола муку? Из твоей муки не испечёшь хлеба ни для себя, ни для людей. Вам и мужей подавай и наряды». С тех пор женщины ещё больше её сторонились. Так бы она и постарела, если бы не любовная история. Однажды она возвращалась с мельницы, а навстречу шёл ей балхарец с ослихой, погружённой кувшинами. Кувшины балхарца были разбиты из-за её осла, побежавшего к ослихе. Хандулай пожалела балхарца, повела к себе домой, успокоила, сказав, что главное – он жив, а кувшины можно слепить. Накормив его, добрая женщина предложила ему муку и попросила уйти. Но он остался. Опять стали её судить. Хандулай тайком гладила своего осла, подарившего ей счастье, но счастье её было недолгим. Явилась жена балхарца и забрала своего мужа. «Осёл, заблудившись, возвращается домой, а ты хуже осла», – сказала та женщина. С приходом советской власти в горы, Хандулай первой вступила в колхоз. Она радовалась, что теперь ей не придется вести такое огромное хозяйство. Однажды сын председателя случайно попал ей в окно и разбил стекло. «Чтоб ты стал уличным попрошайкой», - в сердцах сказала Хандулай. Через некоторое время председателя убили. Хандулай убивалась. Она винила себя. День и ночь пропадала у сироты. Потом слегла жена председателя. Хандулай не отходила от постели больной. Не прошло и трёх месяцев, как похоронили и мать мальчика рядом с его отцом. Хандулай называла себя убийцей. Её и в милицию забирали пару раз, но узнав причину, ей сказали, что она тут не при чём. Мальчика Хандулай усыновила. Она только и говорила: «Мой Рашид, мой сын». Началась война. Рашид ушёл на фронт. Вскоре она получила похоронку. Хандулай собрала женщин и стала проклинать Гитлера, а те в подтверждении кричали «Аминь!». Война закончилась. Наступили мирные дни. Хандулай думала, что никогда не раскроет рта для проклятий, однажды не выдержала. Прокляла вора, укравшего её корову. Пастух, чувствуя свою вину, что не досмотрел, предложил взамен свою. Но Хандулай отказалась. «Неужели я отниму кормилицу у семи ртов». Эти слова говорят о широте и доброте её души. Один из воров оказался в больнице, и его жена, боясь, потусторонней кары, предлагает Хандулай деньги, от которых вдова отказывается. Дело в том, что мужчина был пьян, поднялся на крышу и упал. Но это для Хандулай не имело значения. Она винила себя. Хандулай каждый день ходила в больницу к нему. Она носила полную кастрюлю супа с мятой и кормила всех больных. Хандулай их подбадривала: «Сегодня цвет твоего лица стал лучше, у тебя появился румянец». Менялись больные, а Хандулай всё продолжала идти в больницу. Со всех аулов, кого она подняла с больничной койки, приносили варенье, абрикосы, мёд… Несколько дней она ничего не говорила, не отличала день от ночи. Но кто-то ей положил на подушку пучок мяты. И тогда она заговорила: «Мята! Откройте окно. На улице, наверное, лето…» Она издала короткий вздох и душа её отлетела. Итак, перед нами открылся образ женщины, которая дарила добро, заботилась о других. В её поступках не было никакой корысти. Забота о других для неё было основополагающим компонентом жизни. Вырвавшиеся из уст проклятия, вызванные неправильными поступками людей, были приняты людьми и ей самой, как приговор для провинившихся. И она страдала, потому что всё принимала к сердцу. Надо иметь огромное сердце, чтобы совершать подобные дела, какие совершала Хандулай. Именно добрые дела внесли смысл в жизнь Хандулай. Вывод, который мы сделали, хотим сказать словами Л.Н. Толстого:
«Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле».
Мнение экспертов (ребята из третьей группы): Очень интересное выступление. Правильно подобран эпиграф. Докладчик владеет грамотной речью, хорошей дикцией, умением убеждать. Умело использованы знания русской литературы, притч. Выступление имеет воспитательное значение, заставляет задуматься над простыми истинами.
2. Выступление второй группы.
Мы прочитали все три рассказа, как и другие группы. По жребию попался нашей группе попался рассказ «Та, у которой волосы светлее солнечных лучей». Тема нашего доклада «Доброта Марии в рассказе Ф. Алиевой «Та, у которой волосы светлее солнечных лучей»
Эпиграф (на экране, автор читает в конце выступления)
У доброго человека лишь одно богатство - его добрые дела. Тагуи Семирджян http://yandex.ruВ рассказе Ф. Алиевой «Та, у которой волосы из солнечных лучей» русская девушка была направлена в аварское село агрономом. Она решила тут развести сады. Но в это никто не верил, потому что никогда тут не росли деревья. Слишком было холодно. Но саженцы были посажены. Мария одна ухаживала за ними. Однажды она сшила платье дочери председателя колхоза (Мария у них жила). Женщины, увидев насколько красиво было платье, сшитое Марией, высказали своё восхищение. Мария сказала: «Сшила бы и вашим детям, если бы было время». Тогда женщины сказали: «Мы тебе поможем». «Два платья – одно дерево», – сказала Мария. Итак, женщины стали помогать Марии. Но однажды вместо саженцев женщины обнаружили глубокие ямы. Женщины повозмущались и ушли. А Мария осталась. Вдруг перед ней вырос всадник.
- Испугалась? - услышала Мария высокий и чистый голос.
- Нет, - ответила Мария, но голос её дрожал.
- Чего ты искал там, - спросил незнакомец. И Мария всё рассказала ему.
- Не всё ли равно, сегодня положат твои деревья, сегодня положат твои деревья в огонь или завтра.
- Неправда, - рассердилась Мария. Через несколько лет — это место зацветёт садами.
- Жизнь, - это не конь, которого можно ударом кнута повести по любой тропинке, возразил незнакомец.
- Для того и уздечка, чтобы остановить коня и повести по другой тропинке.
Именно этот незнакомец восстановил справедливость. Под его нажимом друзья обратно посадили деревья. Но один из них выстрелил в Марию. Она потеряла сознание. С этой минуты Гамид бросил своё ремесло и остался с ней. Зацвели сады. Стариков, которые сами не могли подняться, принесли на бурках. Пришли и женщины с грудными детьми. Пришли все. Радости не было предела. Про Марию все забыли. Она стояла в стороне, наполненная счастьем.
А ночью ударил мороз. Сельчане разожгли костры, по указанию Марии. Надо было, чтобы только тлело, чтобы дым согревал цветы. Трое суток шла борьба за деревья. И деревья были спасены. Бывшие друзья Гамида сожгли ферму, а там была беременная дочь сторожа. Гамид сказал: «Я знаю, кто это сделал. Это мстят мне». Гамид нападает на след, но бандиты убивают его. Потом начинается война. Мария уходит на фронт и погибает на войне. Похоронена она под Воронежом. Нет Марии. Но остался сад, посаженный ею, вырос и возмужал. Его и по сей день называют садом Марии.
Фазу Алиева не прибегает к внешним подробностям национального быта. Её рассказы просты и понятны. Образ Марии – это образ молодой русской девушки, которая завоевала любовь горцев своими добрыми делами, правильными человеческими поступками, знанием своего дела и целеустремлённостью. Образ доброты русского человека мы встречаем и в рассказе К. Меджидова «Сердце, оставленное в горах». Это русский врач, который работал на юге Дагестана, в селении Ахты. Ему тоже не верили горцы, кроме его друзей. Религиозные муллы пытались внушить народу неверие к иноверцу. Но Антон Никифорович упорно выполнял свой человеческий и профессиональный долг. Несмотря на трудности, он завоевал доверие и любовь лезгинского народа. Мария увидела хоть немного личного счастья. Не повезло Антону Никифоровичу. Он безответно любил Алван, и не мешал её счастью. Разные судьбы русских людей в Дагестане, живших в разное историческое время. Их объединяет одно: неподдельная любовь к дагестанцам и умение совершать добрые дела.
Мы для себя сделали вывод: надо делать добрые дела, необходимые не только отдельным людям, но и целой группе людей, всему человечеству, тогда после тебя останется добрая память. И в завершении приводим слова Тагуи Семирджяна: «У доброго человека лишь одно богатство - его добрые дела».
Мнение экспертов (ребята из первой группы): Уместный эпиграф к теме доклада. Правильный выбор докладчика. Выступление грамотное, аргументированное. Группа показала свою эрудированность и знание дагестанской литературы. Осмысление понятия доброты верное. Правильно определена роль русского человека в жизни дагестанцев.
Выступление третьей группы
Нашей группе попался рассказ Фазу Алиевой «Амина». Из всех трёх рассказов автора этот рассказ затронул нас до глубины души. Величие души героини сродни величию души Фазу. Долго выбирали аргумент, близкий к теме нашего доклада. Мы подготовили доклад на тему «Утверждение нравственного идеала добра в рассказе Ф. Алиевой «Амина».
Эпиграф (на экране, автор читает в конце выступления)
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта
Ф. Бэкон http://yandex.ru Вопросы доброты поднимают в своих произведениях многие авторы. Это А. Абу-Бакар («Добрый странник», «Нур-Эддин –Золотые руки»), Р. Рашидов и другие. Волнуют слова Р. Рашидова в стихотворении «Подари человеку улыбку»:
Подари человеку улыбку,
Добрых слов для него не жалей.
Говори с ним, покуда он слышит,
И по улице ходит своей.
Поэт призывает нас быть внимательными к людям, иначе человек умрёт, и мы не успеем сделать для него добро. Темой доброты пронизаны почти все рассказы Ф. Алиевой. Главное в таланте писательницы – любовь к людям. О тайниках души дагестанской женщины, о национальном характере идёт речь в рассказе «Амина». Действие рассказа происходит в больнице, куда попала героиня по болезни. Амина добрая и чуткая женщина с чуткой, глубоко поэтической душой. В тяжёлых испытаниях выказала она свою непреклонную стойкость, умение до конца быть верной принципам нашей дагестанской жизни. У Амины есть и великое терпение, и способность к самопожертвованию, и бескорыстная любовь к людям, и стремление жить по законам высшей справедливости. Эти качества помогают ей в труднейших условиях сохранить свою открытую людям, добру и солнцу живую душу.
Жить для людей и в этом находить своё счастье, сокровенный смысл своей жизни характерно Амине. В лице Амины автор утверждает активного лирического героя, берущегося на себя груз забот и тревог окружающих людей.
Её образ написан писательницей убедительно любовно, и перед нами Амина предстаёт как человек редкой душевной красоты. Доброта её, неизменная приветливость и готовность сделать полезное любому человеку расценивается как естественное состояние человека. За те дни, что пролежала в больнице, она успела вызвать уважение окружающих. Поднятая в рассказе тема добра особенно актуальна, так как человечество обеспокоено отношениями людей друг с другом. И основная мысль новеллы в том, что необходимо делать хорошие дела, т.е. утверждается нравственный идеал добра.
Главная героиня рассказа Амина воплотила в себе лучшую черту национального характера – уважительное отношение к старшим, идущую от замечательной народной традиции. Она проявляется в её отношении к старшим соседкам по палате – Айшат, Асият, Хатимат и Зейнаб. Амина проста и естественна. Она признаётся, что голодна и принимает угощение соседок. Задумав что-либо, она тут же осуществляет задуманное. Она пишет письмо невестке больной Зейнаб, не дождавшись ответа, замышляет и тут же выполняет задуманную операцию: на пять часов уводит её сына, заставляет мать волноваться и в конце концов добивается своего – безвольный сын и чёрствая невестка навещают мать в больнице.
Амина – сильная и стойкая натура. Узнав о своей болезни, она приходит в Комитет защиты мира и завещает после своей смерти в фонд мира кооперативную квартиру, вещи и деньги.
Доброта и чуткость она восприняла от бабушки, которая бескорыстно лечила больных, собранными ею травами и учила внучку любить людей. В каждом человеке, - говорила она, - есть и хорошее, и плохое. Надо уметь видеть прежде всего хорошее. А плохое стараться просто не замечать. Даже умирая, бабушка думает о людях, которым будет тяжело в непогоду копать для неё могилу, боится смертью своей напугать девочку.
Герои Фазу Алиевой – люди нелёгких судеб, которых жизнь шаг за шагом учила истинной мудрости. Мир постигается трудно, методом проб и ошибок, и постичь в нём каждому нужно непреходящую ценность добра и доброты. Вывод, который мы для себя сделали: Надо иметь добрую душу, уметь дарить радость и счастье другим. Это нелегко, но очень гуманно.
В конце выступления приводим слова Ф. Бэкона:
«Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта»
Мнение экспертов (ребята из второй группы): Хороший выбор эпиграфа. Очень подробный рассказ о главном качестве героини – доброте и чуткости. Группа обнаруживает хорошие знания литературы, владение умением обобщать, делать выводы. Верно определена роль докладчика.
IV. Беседа учителя с группами (2 минуты)
1. Вопрос первой группе: «Что объединяет все три рассказа Ф. Алиевой? Доброты.
- Все три рассказа объединяет тема доброты.
2. Вопрос второй группе: «Судьба какой героини из рассказов можно считать лучшей?
- Судьба Макружат. У неё был сын, хоть и не родной.
3. Вопрос третьей группе: Можно ли считать Амину самой несчастной из трёх героин рассказов автора?
- Да. Она безответно любила, так и не вышла замуж. Не познала материнство.
Учитель:
- Как вы понимаете смысл слов Жан-Жака Руссо:
«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям»?
Ответы групп:
- Делать людям хорошее.
- Дарить людям радость и счастье.
- Заботиться о благе человечества.
V. Знакомство с притчей (2 минуты)
Учитель читает на экране (на слайде)
Притча http://yandex.ruВ одной деревеньке жил молодой парень. И был он влюблен, сильно и безответно, в первую красавицу на всю округу. Девушка владела сердцами почти всех юношей в округе и очень кичилась своей привлекательностью.
И тогда решил юноша стать воином, сильным, смелым. И увидев могучего бойца, в обмундировании, с наградами, девушка станет его женой.
И ушел он в город, на солдатскую службу. Пробился в офицеры, отличился в боях, возмужал и вернулся героем в родную деревню. Но девушка даже не посмотрела в его сторону. Впрочем, она так и не выбрала своего суженого.
Тогда молодой мужчина решил стать богатым, уж тогда девушка точно не устоит перед дорогими подарками. Поступил он на службу к купцу телохранителем, учился у того. И вскоре открыл свое дело, разбогател и вернулся в родную деревню всеми уважаемым купцом. Но девушка равнодушно приняла его подарки, лишь показала еще более щедрые подношения от других соискателей её руки.
И тогда решил мужчина набраться мудрости. Оставил он все свои богатства семье и пошел по миру искать ума. Вернулся он через несколько лет в родную деревню, слывя человеком мудрым. Но не пошел он к дому красавицы, а стал спокойно жить, делясь с другими своей мудростью.
Прошло время, девушка так и не вышла замуж, считая недостойными её красоты все предложения. Но поток дней неумолим и каждый новый день зеркало отражало утекающую привлекательность женщины. И никто уже не хотел брать её в жены, непомерная гордыня и кичливость отпугивали людей.
Оставшись одна, пришла женщина к мудрецу и спросила, хочет ли он взять её в жены. И согласился мудрец.
Возмутились люди: зачем ты берешь в жены сварливую старую женщину, которая сделала тебе так много зла?
Улыбнулся мудрец: я вижу только добро – если бы не она, я бы никогда не стал тем, кем являюсь сейчас.
VI. Беседа по притче (1 минута):
Как вы относитесь к девушке?
- Она высокомерна. И за это наказана. Сама предложила на себе жениться.
- Ей можно посочувствовать. Счастье было рядом. Поняла поздно.
- Ей хотелось большего, как старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке».
В сказке конец плохой, а в притче – философский.
VII. Итоги (1 минута):
1. Выводы учащихся:
- Я понял…
- Я узнал…
- Было интересно…
- Мне захотелось...
2. Оценка учителя
VIII. Домашнее задание (1 минута):
Написать сочинение из десяти предложений по этой притче. Притчу можете найти в интернете на сайте http://yandex.ru