Формирование политической карты Латинской Америки.


Разработка урока для 11 класса «Формирование политической карты Латинской Америки»
Цели урока:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о странах Латинской Америки, их особенностях экономико-географического положения.
Развивающая: продолжить формировать географические умения: анализировать картографические и статистические материалы, давать краткую характеристику странам.
Воспитательная: воспитать ответственность, организованность, самостоятельность.
Оборудование: учебник, ПКМ.
Тип урока: комбинированный
Структура урока:
Этап урока: Деятельность
Учителя Ученика
Организационный Приветствие, пожелание хорошего настроения, плодотворной работы, выявление отсутствующих. Приветствуют.
Проверка домашнего задания Повторение 2 минуты.
«Географический диктант»
1.Провинция, названная «королевством бобров»
2.Леса занимают на территории Канады …
3.Средняя плотность населения Канады….
4.Уровень урбанизации…
5.В мировом экспорте бумаги на долю Канады приходится …
6.Показатель, по которому Канада занимает 2 место в мире после Норвегии…
7. «Хлебная житница» занимает провинции….
8.Главные канадские порты:
9.Перечислите названия Великих озер…
10.В топливно-энергетическом балансе на долю нефти и газа приходится … Повторяют.
Квебек.
35%.
3 чел. на 1 км2.
81%.
60%.
Электроэнергии на душу населения.
Манитоба, Саскачеван, Альберт.
Ванкувер, Монреаль, Сент-Иль, Сент-Джонс.
Мичиган, Эри, Онтарио, Гурон, Верхнее.
65%.
Целеполагание Рио-де-Жанейро, статуя Иисуса Христа, река Амазонка, кувшинка "Виктория-регия», пираньи, джунгли, кактусы, Анды, карнавал – все эти слова с каким регионом мира у вас ассоциируются?
Отлично, сегодня мы начинаем изучать страны Латинской Америки, а именно политическую карту региона.
Мы рассмотрим этапы формирования политической карты, геополитическое положение и государственное устройство. Латинская Америка.
Слушают.
Изучение нового материала Чтобы перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, что нам уже известно о странах данного региона.
а) Какие страны пересекает экватор?
б) Какие страны граничат с Антарктидой?
в) По территории какой страны протекает река Ориноко?
2. Вставьте пропущенное слово:
– Внутриконтинентальные страны.
– Пролив, разделяющий Южную Америку и Антарктиду.
– Страна богатая нефтью.
– Крупная страна, расположенная на материке Северная Америка.
– По какой территории протекает река Амазонка.
– Столица Бразилии.
– Пролив, разделяющий материк и Огненную Землю.
– Государство, где сохранилась коммунистическая партия.
– На территории какого государства расположен город Рио-де-Жанейро.
3. Подчеркните «лишнее» слово: Бразилия, Чили, Перу, Аргентина, Мексика, Куба, Венесуэла.
Латинской Америкой называют регион Западного полушария, расположенный между США и Антарктидой. В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов. Это Средняя Америка (Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии), Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили), страны бассейна Ла-Платы (Парагвай, Уругвай, Аргентина), ведущая страна – Бразилия. Название «Латинская Америка» происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова. Регион занимает площадь 21 млн кв. км.
Большинство стран являются унитарными республиками, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика – федеративные республики.
В какой части света расположен регион?
В честь какого путешественника названа Америка?
– Ребята, кто открыл материк Южная Америка?
Расскажите, его путь открытия этого региона. Х.Колумб жил в Португалии. Он решил открыть путь в Индию западным путём. Впервые он открыл Багамские острова, один из которых он назвал Сан-Сальвадор.Так как он искал путь в Индию, туземцев стали называть индейцами. Открытые им табак и картофель на острове Куба, завоевали потом весь мир. С открытием новых земель (15-17века) началась эпоха их колонизации испанцами и португальцами.
Этапы формирования политической карты Латинской Америки:
1. Этап доевропейской колонизации.
2. Колониальный этап.
3. Послеколониальный этап.
4. Этап после Второй мировой войны.
До прихода сюда европейцев на материке существовали развитые государства: ацтеков территория современной Мексики и майя на полуострове Юкатан (Мексика), а также империя инков на западном побережье Южной Америки (Перу, Эквадор).
Все эти цивилизации были уничтожены с приходом европейских колонизаторов.
Большая часть современных государств Латинской Америки – это бывшие колонии Испании, а Бразилия– бывшая португальская колония, также здесь имели свои владения Великобритания, Нидерланды, Франция, США, Дания.
Послеколониальный этап и этап после ВМВ, я думаю, вы можете рассказать мне из курса Истории мира.
Есть ли в этом регионе развитые страны?
Все 33 суверенных государства относятся к числу развивающихся.
Далее вы продолжаете самостоятельно характеризовать регион, вам нужно ответить на вопросы:
– Что послужило основой выделения региона Латинская Америка?
– Особенности проведения границ между странами.
- Положительные и отрицательные стороны географического положения региона Латинская Америка.
Проверка самостоятельной работы. Эквадор, Колумбия, Бразилия.
Чили, Аргентина.
Венесуэла.
Боливия, Парагвай.
Дрейка.
Венесуэла.
Мексика.
Бразилия.
Бразилиа.
Магелланов.
Куба.
Аргентина.
Куба.
Записывают субрегионы.
Америка.
Америго Веспуччи.
Христофор Колумб.
Записывают.
Слушают.
Нет.
Работа с картой и учебником.
Отвечают.
Закрепление А) Государство омывается двумя океанами, образующими у территории два залива. С севера оно граничит с одной более развитой в экономическом отношении страной.
Назвать страну, заливы, пограничное государство.
Б) На территории этой страны расположена самая сухая пустыня мира-Атакама. Ей принадлежит остров в Тихом океане – о.Пасхи.
В) Часть территории страны имеет суровый климат. Территория носит название Патагония.
Г) На территории этой страны находится самый высокий водопад в мире– Анхель.
Д) В приведённом ниже перечне стран отметьте страну которая не имеет выхода к морю: Перу, Эквадор, Колумбия, Боливия, Аргентина, Уругвай.
Е) Найди пару:
Бразилия АтакамаВенесуэла полуостров Калифорния
Чили остров
Мексика Амазонка
Куба инки
Перу ОПЕКМексика, Мексиканский, Калифорния, США.
Чили.
Аргентина.
Венесуэла.
Боливия.
Домашнее задание §41, пересказ. Записывают.
Выставление оценок.