Тема: Сущность экономики. Потребности. Блага. Ресурсы и факторы производства.


Министерство образования и науки Сахалинской области
ГБПОУ «Сахалинский политехнический центр №3»
Методическая разработка урока по предмету «Экономика»
Тема: Сущность экономики. Потребности. Блага. Ресурсы и факторы производства.
Разработчик:
Преподаватель социально- экономических дисциплинПлатонова Г.Ю.
Поронайск, 2016 г
Тема: Сущность экономики. Потребности. Блага. Ресурсы и факторы производства.
Цели:
Обучающие:
- познакомить учащихся с понятиями: «Потребности», «блага» «ресурсы», «факторы производства», « доходность факторов производства»;
- научить определению необходимых ресурсов для нового предприятия;
Развивающие:
- привить интерес к изучаемому материалу; развивать предпринимательское мышление.
Воспитывающие:
- воспитание уважения к чужому мнению и доброжелательного отношения к «коллегам»;
Создать условия для:
- мобилизации знаний и опыта учащихся;
- совершенствования навыков публичного выступления;
Тип урока: ознакомление в новым материалом
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, карточки-задания.
Оснащение:
-карточки с заданиями;
-компьютер
-презентация.
Место проведения: кабинет социально-экономических дисциплин
Прогнозируемый результат:
Образовательные:
Усвоение понятий ресурсы, блага, факторы производства.
Формирование навыков планирования ответа
Формирование у обучающихся умения выделять главное.
Формирование навыков сознательного и активного слушания объяснений преподавателя; установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними.
Развивающие:
Умения формулировать
Умений анализировать, сравнивать, обобщать
Умение применять новые знания
Развитие творческих, речевых способностей учащихся
Развитие умения формулировать проблему
Воспитательные:
Воспитание уважение к противоположному мнению
Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
Воспитание интереса к предмету, к учению
Развитие и овладение общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Ход урока
Организационный момент (5мин):
Приветствие, проверка явки обучающихся;
Организация внимания и готовности обучающихся к уроку;
Задачи:
объяснить роль экономики в жизни общества;
помочь понять, что экономика – это основа жизни человека и общества;
объяснить какие факторы являются основой производства;
способствовать формированию личностного восприятия экономических понятий;
Время: 45 мин
План:
1.Понятие “экономика”.
2. .Роль экономики в жизни и развитии человека и общества.
3. Разделы экономической науки
4.Понятие «Потребности», «Экономические» и «Свободные» блага общества.
5.Экономические ресурсы и факторы производства.
Подготовительная работа: сформулировать тему урока и его задачи, направив усилия учащихся на подготовку вопросов самостоятельно.
Ход урока
Организационный момент.
Цель: Проверка явочного состава учащихся.
1 этап: Усвоение новых знаний.
Постановка задач и актуализация опорных знаний.
Цель: Изучить понятия «Экономика», «Ресурсы», «Блага», «Факторы производства». Основная проблема экономики. Три главных вопроса экономики.
Постановка задач для учащихся:
1) в процессе объяснения материала, будут задаваться вопросы учащимся, за каждый правильный ответ 1 балл.
Оценка: 9-10 баллов-5, 7-8 баллов -4, 5-6 баллов -3. Ответы должны быть полными.
Поднимать руку и называть фамилию. Хором не засчитывается ответ.
2) выданы карточки учащимся, внимательно слушая преподавателя, выделить самое главное и заполнить определения, понятия, таблицы..
Объяснение материала.
Понятие экономики.
Благополучие людей, их обеспеченность всем необходимым зависит от состояния экономики. Все наше существование тесно связано с экономикой. Экономическая ситуация непрерывно меняется особенно в России. От уровня развития экономики страны зависит уровень нашего с вами благосостояния. Мы будем лучше жить тогда, когда будет высокий уровень развития экономики- будут работать предприятия, меньше уровень безработицы, достойная з/плата, невысокий уровень инфляции, стабильность, высокие пенсии и т.д. Ведь главная задача экономики – наиболее полное удовлетворение потребностей общества, насыщение рынка товарами и услугами, повышение уровня благосостояния населения страны.
Все мы живем в мире экономики, где происходят многочисленные экономические явления - изменения курса валют, дефицит госбюджета, изменения банковских кредитов, уровня цен, безработица, банкротство предприятий и т.д. Многие не понимают с чем это связано. Данная наука даст всем базовые знания о том, какие существуют экономические законы, как они влияют на нашу жизнь, от чего зависят цены, зарплата, как работают предприятия в условиях рыночной экономики и т.д. Экономика изучает, каким образом общество и отдельные его граждане распоряжаются имеющимися у них ресурсами для достижения своих целей
Экономика (от греч. oikos – дом и nomos – закон) – наука о ведении домашнего хозяйства.
Авторы: Ксенофонт, Аристотель (384–322 гг. до н.э.) (Слайд 4)
В научный оборот термин «экономика» был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и Аристотелем (384-322 гг. до н.э.)
Аристотель внес большой вклад в развитие экономической науки своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Он положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения, хотя он не мог научно объяснить происхождение и сущность денег, но важно то, что он их связывал с развитием обмена.Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием труда и рынком. Он считал полезным для хозяйства развитие торговли, обращения денег..Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.). В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.

Экономика как хозяйство – изучает хозяйство страны, области, района или отрасли.
– Почему изучение дисциплины на современном этапе и на сегодняшний день является актуальным?
– Какая проблема затрагивает многих людей в мире сейчас?
- Зачем необходимы экономические знания гражданам в условиях рыночной экономики?

С информацией о значении науки в жизни учащегося выступит учащаяся ________________
Учащиеся группы провели блиц-опрос среди учащихся училища и граждан города. С результатами ознакомит учащаяся _____________________
Существует два раздела экономической науки. (Слайд )Микроэкономика – изучает деятельность отдельных предприятий и отраслей (показатели работы предприятия конкретного – выпуск продукции, прибыль предприятия, численность работников предприятия, отпускная цена на продукцию, ассортимент продукции предприятия)
Макроэкономика – изучает экономику государства, мира в целом (экономические явления затрагивающие все государство, весь земной шар – безработица, национальный доход страны, курс валюты)
Задание № 1. “ О каком разделе экономики идет речь?”.
1.Уровень инфляции в стране в 2010 году составил 12%.
2.Общая прибыль предприятии составила за год 120 млн руб.
3.В Санкт-Петербурге принято решение не взимать плату за пользование лифтами с жильцов первого этажа.
4.К 2011 году размер пенсии будет составлять в среднем 10000 руб.
Для того чтобы человеку выжить, необходимо удовлетворять потребности.
Потребности – необходимость человека в чем-либо, обеспечивающая его существование
Человеческая жизнь -процесс удовлетворения потребностей в пище, одежде, жилье, знаниях, уважении, самообразовании и т.д. ,.Слайд (пирамида потребностей по Маслоу - современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.)
Физиологические потребности (голод, жажда, одежда ...);
Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха...);
Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);
Потребность в уважении (самоуважение, престиж, карьера, успех);
Потребность в самореализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Задание 2
Скажите, если бы Старик Хоттабыч, например, исполнил все ваши желания в 12.30, были ли бы вы абсолютно счастливы в 13.00? Почему?

(Слайд 8)
То есть человек находится в постоянном развитии и у него формируются новые желания.
Мы уже отметили, что человеческая жизнь- это процесс удовлетворения потребностей. То есть человек постоянно испытывает потребности в благах.
Задание 2: Вы можете сказать, что мы называем благом? (все то, что нас удовлетворяет- материальные, духовные, социальные).
Блага бывают свободные (созданные природой) и экономические (созданные человеком).
Блага экономические производят на производстве на предприятиях.
Задание 3 учащимся:
- Подумайте и скажите, что нужно иметь, чтобы начать любое производство? (деньги). Можете ответить на конкретном примере.
- Да, верно: необходимо иметь деньги, чтобы приобрести все необходимое. Это производственное здание, оборудование, сырье и материалы. Кроме того, необходимо привлечь людей, которые будут работать, и создавать экономический продукт.
Предприниматель, опираясь на свою собственность, налаживает производство товаров и услуг. Для любого производства необходимы ресурсы – Ресурсы – средства, которые используются для производства благ, удовлетворяющих наши потребности.
Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и т.д.) Поэтому очень важно понять саму структуру производства, природу тех ресурсов и сил, без которых оно не может существовать.
Все ресурсы делятся на: природные, финансовые, материальные и трудовые.
Задание 4. Вопрос учащимся:
- Скажите, что относят к природным ресурсам?
- Как вы понимаете, что такое финансы?
- А кого мы называем трудовыми ресурсами?
Верно. Природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве. Это естественные силы и вещества, которые делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые (к сожалению, как показало последнее десятилетие, даже воду, землю и воздух нельзя уже назвать неисчарпаемыми ресурсами), возобновляемые и невозобновляемые – земля, вода, лес, различные руды и т. д. главный ресурс-земля, т.к. на нем все остальное.
К финансовым ресурсам относятся денежные средства во всем их многообразии ( наличные и безналичные деньги, валюта, ценные бумаги).
Материальные ресурсы – ресурсы, созданные трудом человека: оборудование, станки, компьютеры, производственные здания транспортные средства, материалы.
Трудовые – население трудоспособного возраста.
Природные, материальные и трудовые ресурсы – это ресурсы, без которых не может существовать ни одно производство.
Ресурсы, вовлеченные в процессе производства (т.е. они работают ), называют факторами производства. (это та часть ресурсов, которая непосредственно используется в процессе производства материальных благ)Поэтому производство всегда есть взаимодействие факторов.
Различают три основных фактора производства: земля, труд, капитал.
Земля – все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ.Цена, выплаченная за пользование землей, называется рентой.
2. Труд. Трудовое население – та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства. Труд – использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ.Цена, выплаченная за труд, называется заработной платой
3. Капитал объединяет материальные и финансовые ресурсы. Капитал – весь производственно-технический аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых благ (здания, сооружения производственного назначения, станки и оборудование, железные дороги, порты, склады и т.д.).Плата за использование, капитала, называется процентом.
Система взаимодействия трех факторов: труда, земли и капитала – образует процесс производства.
Например, какие факторы производства используются для изготовления: Ножниц: Природные – металл, пластмасса; Капитальные - Станки, инструменты; Трудовые – рабочие.
Кроме трех факторов основных к факторам производства относятся предпринимательство и информация.
Организовать доходное производство может только предприниматель, т. к. он заинтересован вложить свой капитал в такое дело, Вознаграждение предпринимателя за риск, новые идеи и усилия, которые он вкладывает в бизнес, это прибыль.
Информация – все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики. Вывод: Каждый фактор производства приносит владельцу доход: земля – ренту, капитал - %, труд – зарплату. Предпринимательство-прибыль
Главная проблема экономики: потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Как наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы помогает изучение экономики. (слайд № 7)
Организуя хозяйственную деятельность люди, и общество в целом, вынуждены постоянно искать ответы в связи с ограниченность ресурсов на три главных вопроса экономики:
3 главных вопроса экономики:
Что производить? Какие товары и услуги предложить потребителям для удовлетворения их потребностей?
Как производить? Какие способы производства применить?
Для кого производить? Каким образом распределять произведенные товары и услуги, кто будет являться потребителем продукции? (Слайд 9)
Вывод: Изучение и развитие экономики играет огромную роль для улучшения жизни человека и прогресса общества. (Слайд 10)
III.Заключительная часть
Цель: Закрепление нового материала.
1) В чем разница ресурсов и факторов производства?
Ответ: Ресурсы – всё что угодно, факторы производства – это те ресурсы которые участвуют в процессе любого производства товара2) Какой фактор производства является главным и почему?(Земля, так как на нём основывается всё остальное)
3)Какие факторы производства используются для изготовления:Б) Тетрадь для письма ( бумага, станки, инструменты, люди)В) Хлеба (мука, соль, хлебопечь, тестомесильная машина, люди)
Учащимся предлагается ответить на вопросы (Слайды).
Подведение итогов.
Цель: Анализ урока, сообщение оценок
Выставление оценок.
Устные ответы учащихся оцениваются и комментируются учителем.
Оцениваю работу учащихся на уроке. . Отмечаю активность учащихся.
Оценки, прокомментировав, выставляю в журнал.
4. Домашнее задание:
Цель. Закрепление (презентация)
Задание на дом.Приведите примеры производства, и напишите какие факторы производства используются в них.
Используемая литература и интернет ресурсы:
Экономика организации : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. П. Котерова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, П. А. Жанин. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013.
Интернет ресурсы
1.www.vedomosti.ru – Газета "Ведомости
2.www.fira.ru – база данных по российским компаниям
3.www.finansy.ru – Публикации по экономике и финансам
4.www.cfin.ru – Корпоративный менеджмент
5.www.cio-world.ru – Журнал " CIO "
6.www.dir.yahoo.com/Business_and_Economy – Бизнес-ресурсы
7. www.minfin.ru - Министерство финансов РФ