К.Д. Бальмонт «Снежинка»
Тема: К.Д. Бальмонт «Снежинка»
Цель: научить работе над словом, понимать художественный текст с точки зрения содержания, художественных средств выразительности.
Задачи:
- повторить и закрепить литературоведческие понятия - эпитет, олицетворение, рифма, сравнение; Совершенствовать навыки выразительного чтения;
- развивать умение работать с художественным образом слова; выделять образы-символы в поэтическом произведении, делать выводы;
- воспитание любви к родной речи; формировать нравственные качества личности, культуру.
Ход урока
1.Психологическая гимнастика.
(на перемене звучала песня «Кабы не было зимы», после звонка – дети стоят возле своих парт)
- О каком времени года слушали песню на перемене?
- Покажите, что вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение, а теперь радость.
- Покажите, как вы лепите снежки, ставите снежные комы друг на друга.
- Молодцы! Какие красивые снеговики у Вас получились!
- Какие вы все румяные, довольные, радостные.
- С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке!
2. Проверка домашнего задания.
- Проверим домашнее задание. Вспомним ранее изученные произведения.
- Ваши одноклассники приготовили отрывки из произведений. Они вам прочитают отрывок из стихотворения, а вы назовете автора и название произведения.
Чтение стихов
Шолхонов Стас
1.Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись! (Зимнее утро. А.С. Пушкин) (Слайд 2)
- Из какого произведения этот отрывок?
Брянский Никита
2.Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина, полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких одинокий бег. (Чудная картина. А.А. Фет) (Слайд 3)
Шастина Ксюша
3.Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (Чародейкою зимою. Ф. Тютчев) (Слайд 4)
Мальчикова Ксюша
3.Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. (Зима. И. Суриков) (Слайд 5)
- Спасибо!
3.Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, вы любите зиму? (Ответы детей)
- Я тоже очень люблю зиму.
(На экране листаются фотографии с изображением того, о чём говорит учитель)
- За белый искристый ковёр под ногами, который скрипит так звонко в морозной тишине (Слайд 6), за фантастические сказочные деревья, покрытые инеем (Слайд 7).
- А какой загадочный и неприступный зимой лес, словно заколдованный. (Слайд 8).
- Это время года вдохновляло многих творческих людей. Художники показывали красоту зимы на своих полотнах.
- Композиторы перекладывают звуки зимы на ноты.
- А поэты посвящали ей свои стихи.
- Одним из таких поэтов - Константин Дмитриевич Бальмонт. (Слайд 9)
- Послушаем Надю. Надя познакомит нас с его биографией.
(Бальмонт родился в семье небогатого дворянина. Детство провел в деревне. Отец поэта был тихим, добрым человеком, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В девять лет Костя начал писать стихи.
Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. Во всех произведениях поэта чувствуется искренность, светлый тон, любовь к природе, красоте).- И сегодня мы с вами в этом убедимся.
- С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло!
- О каких звёздочках идёт речь? (Снежинки)
4.Физминутка
- Я предлагаю вам немного отдохнуть. Полежите на парте. Представьте себе, что вы маленькие снежинки, которые легли на землю и спокойно отдыхают.
(Звучит медленная музыка)
- А теперь снежинки постепенно просыпаются, встают, потягиваются, кружатся в воздухе.
(Дети выполняют произвольные движения)
- Первыми за парты садятся хрупкие и маленькие снежинки – это девочки,
а потом мальчики – снежинки побольше.
- Как вы думаете, почему девочек я попросила сесть первыми?
(Существует правило: мужчины ждут, когда дамы займут свои места).
- Вы рассматривали снежинки? Знаете, что из миллионов и миллиардов нет даже двух одинаковых?
- Это ли не чудо? (Слайд 10)
- Любил рассматривать снежинки и К.Д.Бальмонт. Он замечал красивое во всём, что его окружало.
- Сегодня на уроке мы познакомимся, как вы думаете? Продолжите мою мысль…. Стихотворением К.Д. Бальмонта «Снежинка»,
- будем продолжать учиться …выразительно читать, анализировать.
- Послушайте, как он описал это чудесное творение природы в своём стихотворении «Снежинка». (Слайд11)
5. Работа над стихотворением. Первичное восприятие.
а) Выразительное чтение стихотворения учителем под музыку Е.Дога из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
…………………………………..
- Поделитесь своими впечатлениями.
- Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения? (лирическое, мечтательное, приподнятое, радостное, романтическое)
- Стихи К.Д.Бальмонта очень певучи и музыкальны.
- Мы с вами уже знаем, что в лирических стихотворениях поэты выражают свои чувства. В них обязательно есть настроение.
- Наша задача, определить какими средствами художественной выразительности поэт добивается их музыкальности, лёгкости.
(Эпитеты, сравнение, олицетворение, рифмы) (Слайд 12)
Вторичное восприятие.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Постарайтесь почувствовать настроение этого произведения.
- Возьмите карандаши и отметьте непонятные слова.
Словарная работа
Проносится - двигается очень стремительно.
Взметается - движения становятся более резкими, неровными, ее направление изменяется то вверх, то вниз.
Дорогой бурною - резкий, стремительный.В высь лазурную - цвет лазури, светло-синий.
Веющим - дуть, обдувать дуновением.
Лелеющем - нежить, заботливо ухаживать за кем-то.
Утешена - успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе.
Звезда - геометрическая фигура, (в данном случае «звезда кристальная» - построенная в форме кристалла).
- С каким чувством автор описывает снежинку? С восторгом, нежностью, восхищением. Он восторгается ей.
- Чтобы точнее представить картину, давайте поразмышляем.
- Какой эпитет указывает на мягкость, воздушность, легкость снежинки? (светло-пушистая)
- Какие эпитеты использовал автор еще? (белая, чистая, смелая)
Найдите олицетворение.
- Какие слова одушевляют снежинку? (Проносится, просится, покинула, дрожит, взметается, качается, крутится, касается)
- С кем она дружит? Докажите. Примеры из текста.
(С ветром, он ее качает, лелеет, утешает)
- Подберите синоним к слову «дорога». (Путь: жизненный путь, жизненная дорога)
- Какой эпитет относится к «дороге»? (Бурная дорога.)
- Откуда и куда проносится Снежинка? Найдите подтверждение из текста.
Из выси лазурной, из голубого неба, в безвестную страну – на землю,
что подтверждает смелость снежинки.
Она не боится «бурной дороги»; стремительности движения.
-Какой персонаж появился? (Ветер)
-Как ведёт себя ветер по отношению к снежинке? (Дрожит, взметает, лелеет)
-Как называет снежинку поэт? (Звезда кристальная, всё преодолела, но осталась чистой)
- Ребята, в первой строфе автор называет снежинку смелой, а в последней строфе – белой.
-С какой целью поэт поменял местами слова «смелая» и «белая»?
(Чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой)
- Одинаковая ли интонация в начале и в конце стихотворения?
( в начале – восхищается; в конце – грустит).
- Какой конец пути у снежинки? (Снежинка достигла цели, она касается земли)
- Ребята, вы переживали за Снежинку? Ведь она могла не долететь до земли, растаять. На её пути – ветер, солнечные лучи, бурная дорога.
- Какие цвета использует автор? Подтверждение из текста
Светлые, тёплые: «Снежинка белая», «высь лазурная», «светло качается».
- Всё это помогает нам представить невинный, чистый, беззащитный образ Снежинки.
6. Выразительное чтение
- Ребята, кто из вас желает попробовать прочитать это произведение?
- Как вы хотите прочитать: с музыкой или без музыки?
7. Итог урока
- О чём же хотел нам сказать Бальмонт?
(Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту)
- С кем же олицетворяет поэт Снежинку? (С человеком).
- Человек рождается с чистой душой и, пройдя все жизненные испытания, он должен сохранить чистоту и красоту своей души.
- Какие же средства художественной выразительности помогли поэту показать красоту, лёгкость Снежинки?
(Эпитеты, рифма, сравнение).
-Вы очень хорошо сегодня работали, подготовили замечательные стихи о зиме, интересно рассуждали. Молодцы!
- Выберите и продолжите предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось… (Слайд 14)
8. Домашнее задание.
- Сочините сказку о том, что увидела снежинка на земле, с кем познакомилась, что узнала…