Критическое мышление на уроках английского языка
Тема: Критическое мышление на уроках английского языка
Султанмуратова Альбия СалбаевнаУчитель английского языка
Соответствие занимаемой должности,
МБОУ «СШ№29» г. Нижневартовск
Критическое мышление на уроках английского языка
Султанмуратова А.С., учитель английского языка МБОУ «СШ№29» г. Нижневартовска
АннотацияВ данной работе рассказывается о критическом мышлении, как о факторе, который помогает использовать уже накопленный опыт, а созданные научные теории объединить в одну систему, приблизив форму обучения в России к европейскому образованию, повысить результативность уроков.
В работе описывается технология критического мышления на уроках английского языка, описание работы учащихся и учителей на разных этапах урока. Также в работе рассказывается о функциях трех фаз и различных приемах технологии критического мышления, таких как «Кластер», «Зигзаг», «Загадка», «Бортовой журнал» и других.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Аннотация PAGEREF _Toc436390850 \h 2Критическое мышление PAGEREF _Toc436390851 \h 4Этапы критического мышления PAGEREF _Toc436390852 \h 4Приемы развития критического мышления PAGEREF _Toc436390853 \h 7Заключение PAGEREF _Toc436390854 \h 9Список использованных источников и литературы: PAGEREF _Toc436390855 \h 10
Критическое мышление Критическое мышление- система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.Также характеризуется как «мышление о мышлении».
Под критическим мышлением подразумевается комбинация способностей и отношений. Способность это когнитивный элемент, дающий понятие о том, что надо делать, а диспозиция учащихся это то или иное отношение или склонность, формирующая критическое мышление в определенном направлении. Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного образования? Одним из эффективных способов является применение критического мышления. Для этого перед учителем стоит насущная задача, заключающаяся в организации работы на занятии по новому. Учащиеся должны располагать временем для поиска подхода к решению поставленной проблемы, постановке адекватных вопросов, рассмотрения гипотез, выдвижения обоснованных аргументов. На этом этапе методы работы учителя играют решающую роль в формировании критического мышления студентов.
Таким образом, критическое мышление всегда будет зависеть от целого комплекса социально- культурных факторов, и характеризоваться ситуативной обусловленностью. Именно способность критически анализировать тексты и аргументированность помогают понять идеи автора и выйти «за рамки текста», сделать выводы, тем самым формируя в себе личность , вооруженную новым знанием и способную бороться, отстаивать свою гражданскую позицию в нашем противоречивом мире.Мэтью Арнольд считает, что критическое мышление есть «беспристрастное стремление учиться и распространение повсеместно самого лучшего из того, чему вы научились, о чем узнали, о чем размышляете, пользуясь своими знаниями».
Мыследеятельностный подход в обучении также нашел свою реализацию в комплексной развивающей технологии «Критическое мышление», обеспчивающей реализацию воспитывающих и обучающих целей. Это комплексная технология формирующая умение обосновывать, предпочтение одной идеи или другой, решать сложные проблемы, аргументированно вести спор. Если раньше на уроках применялись отдельные методы и приемы работы, то технология «Критическое мышление» позволила, используя уже накопленный опыт и созданные научные теории, объединить все в одну систему, выработать алгоритм построения урока, приблизить форму обучения в России к европейскому образованию, значительно повысить результативность уроков, сэкономить время. Основными этапами урока при использовании технологии «Критическое мышление» являются этап вызова, осмысления, рефлексии.
Этапы критического мышления Вызов. На стадии вызова с помощью разных приемов и рассказать своими словами о том, что они знают. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной, и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации. Роль учителя на этом этапе состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны. Мы привыкли их поправлять, критиковать по поводу их действий, Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологииразвития критического мышления.
Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе- этапе получения новой информации.
Осмысление. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание, и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот сбило его с толку.Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента- индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала. Текст или сообщение, которые содержат информацию по новой теме, могут не отвечать ожиданиям школьников. Работа в режиме чтения более сложна, чем лекция для организации, но чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, так как это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации,
Таким образом, в процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам. Так же, как и на первой стадии работы в режиме технологии развития критического мышления, на смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы учитель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов, поиск ответов через контекст той информации, скоторой учащиеся работают.
На фазе осмысления содержания учащиеся:
1. Осуществляют контакт с новой информацией.
2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
3.Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
5.Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
6. Готовятся к анализу и обсуждению услышаннаго или прочитаннаго.
Преподаватель на данном этапе:
1.Может быть непосредственным участником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.
2.Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.
3. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
Рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию. При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы(различные виды письма; эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т,д) ученики с одной стороны производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. Учащиеся помнят лучше всего, то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер,
Наряду с письменными формами не менее важной является устная рефлексия. Дж.Стил и ее коллеги- авторы педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма- отмечают, что живой обмен идеями между учащимися дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Разрешая диалог на стадии рефлексии, учитель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений на один и тот же вопрос. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию. Действенным механизмом для стимулирования рефлексии могут быть вопросы. Вопросы, заданные учителем,- это не просто стимулирования активности процесса рефлексии, но это еще и способ показать учащимся путь к самостоятельной рефлексии. Побуждение к постановке вопросов учащимися - наиболее важная и одновременно трудная задача учителя в процессе обучения. Это задача требует кропотливой и систематической работы. Еще одним стимулом активизации рефлексии являются субъективные суждения самого учителя по поводу происходящего на уроке. Это предполагает не только оценочные суждения о действиях учащихся, но и оценку своих ощущений, выражение собственных сомнений. Искренность и позиция партнерства позволяют сделать атмосферу обсуждения более открытой, а результаты более плодотворными.
В процессе рефлексии учитель оценивает результаты работы учеников. Особенностью диагностики результативности в режиме технологии развития критического мышления состоит в том, что учитель и ученики могут отследить развитие представлений, идей и практического опыта в динамике, по мере работы на стадиях вызова, осмысления содержания и рефлексии.
Функции трех фаз технологии развития критического мышления.
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность имеющихся знаний по теме)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационнго поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Приемы развития критического мышления Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого - ибо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается пособие опорного конспекта по изучаемой теме. Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и вести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетного развития рассказа или повествования. Правила работы с таким приемом таковы; возможные предположения учащихся, дальнейший финал данного рассказа. Ствол дерева- тема, ветви- предположения, которые ведутся по двум основным направлениям «возможно» и «вероятно», и наконец, «листья»- обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой- либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий, Поскольку данный прием данный прие строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.
Инсерт, авторы Воган и Эстес, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико-грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».
I- interactive
N- nothing
S- system
E- effective
R- reading
T- thinking Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления
«V»- уже знал
«+»- новое
«- « - думал иначе
« ?»- не понял, есть вопросы
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Загадка. Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных идов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.
Зигзаг. Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критческого мышления и требует организации работы учащихся вместе; в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, затем принимаются решения как на основе компроисса, так и на основе наиболее ценного мнения, выдвинутогокем- либо из группы.
Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах- 5 человек.
1. В данной стратегии может не быть фазы вызова, так как само задание- организация работы с текстом большого объема- само по себе служит вызовом.
2. Смысловая стадия.Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом; выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм. По окончании работы учащиеся переходят в другие группы- группы экспертов.
3. Стадия размышления; работа в группе «экспертов». Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы.
4. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет « второе слушание» темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.
Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы- обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы, записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы;
Что мне известно по данной теме Что нового я узнал из текста
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками, старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы ученики могли этим воспользоваться. Интересным приемо является « Двухчастный дневник». Этот прием дает возможность читателю увязать содеожание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся прочитать текст большого объема дома.
Цитата Комментарии
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, такие цитаты на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий; что заставило записать эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице.
ЗаключениеТаким образом, технология дает ученику;
повышение эффективности и восприятия информации
повышение интереса как к изучаемому материалу, так и самому процессу обучения
умение критически мыслить
умение ответственно относиться к собственному образованию,
умение работать в сотрудничестве с другими
повышения качества образования учеников
желаниеи умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Итак, использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно- познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.
Список использованных источников и литературы:
1.Мельникова Е.Л. «Проблемно- диалогическое обучение как средство реализации ФГОС»
2. Учимся вместе; новый формат современный школы. Выпуск 2.
3 . http://fastform.ru/shkolniku/11-klass/ispolzovanie-metodov -использование приемов и методов критического мышления
4. http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html- технология «развития критического мышления»
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Критическое_мышление - Википедия