Диктанты ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9 КЛАССА
Стартовый контрольный диктант.
По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины в двух смыслах: правда и красота - вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.
В своей книге "Письма о добром и прекрасном", предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен - и человеку в одиночку, и всему человечеству в целом.
Мои письма - это не попытка объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому - к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.
Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.
Согласие между людьми, разными народами - это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества.
(165 слов)
(По Д. Лихачеву)
Грамматическое задание:
1. Выпишите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражено именем существительным.
2. Подчеркните в тексте однородные члены как члены предложения.
3. Выпишите все краткие прилагательные.
ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9 КЛАССА
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
***
Толстой обладал удивительной, по-видимому врожденной, способностью различать в запутанных и многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал ее в непременного героя его художественной прозы. Наверно, однако, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, "как ни странно это сказать, а художество требует еще гораздо больше точности... чем наука". Несколько парадоксально звучат в наш век НТР и покорения космоса эти его слова, но вещий их смысл не может не разделить каждый сколько-нибудь серьезный писатель или думающий читатель.
Мы должны задуматься и о том, откуда у этого барина, в течение почти всей жизни ведшего замкнутый, "усадебный" образ жизни, откуда у него такое глубокое понимание народа, знание потаенной человеческой сущности ? Дело, наверно, все-таки не в образе жизни, а во врожденном свойстве души - степени человеческой сопричастности к другим, себе подобным, способности к сопереживанию, к осознанию чужой боли как своей собственной, чем в огромнейшей мере был наделен Лев Толстой. Это нам теперь видна ограниченность некоторых его духовных исканий, и мы с уверенностью можем судить о его ошибках. Но большое видится на расстоянии, а для него был важен главнейший из исповедуемых им жизненных принципов: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость".
Вся его жизнь - непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни".
(По В. Быкову)
(234 слова)
Грамматическое задание:
1. Во всех сложносочиненных предложениях выделите грамматические основы.
2. Обведите союзы, соединяющие простые предложения в сложносочиненное.
ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9 КЛАССА
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
***
Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.
Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень.
Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.
Левитан, как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.
Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, которые нанесены им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов.
На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.
(По К. Паустовскому)
(233 слова)
Грамматическое задание:
1. Подчеркните грамматические основы в сложноподчиненных предложениях.
2. Во втором абзаце найти все СПП, определить вид придаточных.
ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ БСП
9 КЛАСС
***
В Подмосковье есть у меня заветное место лесная поляна вдали от дорог. Особенно хорошо здесь ранней осенью. На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, и самое главное осенью сюда приходят лоси. Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад. Неизвестно, кто и когда забыл посаженный сад. Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было, но однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле. Такие картины память наша хранит как лекарство на случай душевной усталости. Сколько раз после трудового дня я приходил в себя и, успокоенный, засыпал, стоило только закрыть глаза и вспомнить рябины со снующими в них дроздами, запах грибов и двух лосей, жующих кислые яблоки... (165 слов)
(По В. Пескову)
Задания к тексту:
Выпишите сложное предложение с бессоюзной связью, разберите его по членам.
КОНТРОЛЬНЫЙ (ИТОГОВЫЙ) ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 КЛАСС
Перевал
Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя крутые отголоски гор, покрытые девственными лесами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня. Тихо было на небе и на земле, только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-Гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-Горы, как коршун, ожидающий добычу. Снег хрустел под ногами; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову. (176 слов)
(По М. Лермонтову)
15