Тематические контрольные диктанты 5 класс


Контрольные диктанты 5 класс учебник  М.М Разумовской
Контрольный диктант № 1 по теме «Письмо. Орфография»
Ц е л и : 1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.
2. Отработать навыки самостоятельной работы над ошибками.
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьет подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется вдалекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки вудивительных сказках, песнях, картинах.
Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу
пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной
грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив.
Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются
окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются.
Г. А. Богданова (82 слова)
З а д а н и я:
1. Озаглавьте текст диктанта.
2. Выпишите пять слов с разными орфограммами, обозначьте условия выбора  орфограмм.
Контрольный диктант № 2 по теме «Морфология»
Ц е л и :
1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.
2. Проверить умение определять лексическое значение слова и выполнять
фонетический разбор.
Контрольный диктант
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра.
Настоящие дни поздней осени.
В такой день идешь по лесной тропинке. Кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.
Легко дышит грудь осенней свежестью. Приятно идти по мягкому ковру излистьев.
Вдруг среди листьев мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва
дышит. Ребята решают взять бедняжку домой. Иначе ее найдет лисица и съест.
(81 слово.)
З а д а н и я :
1. Озаглавьте текст диктанта.
2. Выпишите из текста диктанта три слова с разными орфограммами в корне,
графически их обозначьте.
3. Определите лексическое значение слов:
в а р и а н т I – тихие (дни);
в а р и а н т II – поздней (осени).
4. Сделайте фонетический разбор слова:
в а р и а н т I – шишек,
в а р и а н т II – дышит.
Контрольный диктант № 3 по теме «Лексика. Словообразование»
Ц е л и :
1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.
2. Проверить умение учащихся выполнять разбор слова по составу.
МЕДВЕЖОНОК
Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтойземле уже росли блестящие листики брусники.На краю поляны сохранялись заросли малины.
Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.
Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а
потом стал ко мне подкрадываться.
Вот из куста высунулся черный нос, показались хитрые глазки. Это был
медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.
В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица
медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только
поиграть хотел с ее сыночком?
(По Г. Снегиреву.) (99 слов.)
З а д а н и я :
1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы о – ё после шипящих в корне
слова».
2. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, подберите к ним два-
три однокоренных слова; укажите, какой частью речи являются эти слова.
3. Разберите слова по составу:
в а р и а н т I – лесного, показались, глазки;
в а р и а н т II – расположился, (в) малиннике, листики.
Контрольный диктант № 4 по теме «Глагол»
Ц е л и :
1. Проверить орфографические и пунктуационные знания учащихся.
2. Проверить умение выполнять разбор слова по составу и морфологический
разбор глагола.
ВСТРЕЧА В ДЕРЕВНЕ
Владимир Сергеевич работал геологом в одной поисковой партии в Сибири.
Он приехал в Москву в свое геологическое управление с интересными породами,
ожидал результатов их анализов и решил свободные денечки провести в деревне.
В рюкзаке у него лежали все пожитки: брюки, тапочки, рубашка, садовыйнож, полбуханки хлеба. В папке лежали фотографии.
Интересно было их рассматривать и слушать рассказы геолога. Владимир
Сергеевич объездил всю страну, был на Диксоне, на Урале. Потом он показал
корень женьшеня.
Это был маленький ветвистый корешок желтого цвета. Он умещался наладони и был очень похож на худенького человечка с ручками и ножками.
И. Дик (95 слов.)
З а д а н и я :
1. Разберите слова по составу:
в а р и а н т I – свободные, провести, тапочки;в а р и а н т II – садовый, рассказы, показал.
Выполните морфологический разбор глаголов:
в а р и а н т I – работал, объездил;
в а р и а н т II – приехал, умещался.
2. Выпишите словосочетание «глагол + существительное», определите вид и
время глагола.
Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное»
Ц е л и :
1. Проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
2. Проверить умение выполнять словообразовательный разбор слов посоставу, находить одушевленные и неодушевленные существительные.
ПРИЕЗД ЭЛЕКТРОНИКА В ГОРОД
Ранним майским утром к гостинице «Дубки» подкатил светлый автомобиль.
Открылась дверца, из машины вышел человек с трубкой в зубах. Он увидел
веселые лица, букеты цветов, робко улыбнулся. Это был профессор Громов.
Знатный гость приехал из научного городка и решил остановиться в «Дубках».
Директор «Дубков» занялся вещами. Из открытой пасти багажника торчал
угол чемодана.
Директор с тремя помощниками взялись за ручки, отнесли чемодан на второй
этаж и удалились.
Профессор поднялся за ними, с удовольствием оглядел голубоватые стены,
удобную мебель, широкое окно.
Профессор нагнулся над чемоданом, откинул крышку. В чемодане на мягком
нейлоне лежал кибернетический мальчик с закрытыми глазами.
(По Е. Велтистову.) (97 слов.)
З а д а н и я :
1. Выпишите одушевленное и неодушевленное существительные.
Каким способом образованы существительные?
В а р и а н т I – багажник;
в а р и а н т II – помощник.
2. Разберите слова по составу:
в а р и а н т I – подкатил, трубкой, научного;
в а р и а н т II – увидел, голубоватые, помощниками.
Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное»
Ц е л и :
1. Проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся.2. Проверить умение выполнять морфологический разбор прилагательного
Звуки весны
Для чуткого и внимательного человека звуки весеннего леса необычны и
разнообразны. Вот с изящной ветки берёзы упала прозрачная капля. Послышался тонкий, хрустальный звон. Под напором жизненных соков сам собой шевельнулся листок.
Вот дятел пустил весёлую барабанную дробь. От пенька к пеньку пробежала и тоненько пискнула хлопотливая мышь. Прогудел, стукнулся о берёзу и грузно упал неповоротливый жук.
Под коркой льда журчит радостный ручей. Затянул свою нудную песенку
комар.
Только в глухую полночь всё примолкает. Хороши ночлеги в весеннем лесу!
 В предутренний час начинается прекрасная музыка. При появлении солнца
звуки лесной музыки нарастают. Приветствуя солнце, в серебряные трубы
трубят журавли.
 (99 слов)
Задания
1. Сделайте морфологический разбор прилагательного
Вариант I – предутренний ( 12 предложение)
Вариант II – серебряные (14 предложение)
2. Запишите словообразовательную цепочку слова
Вариант I - барабаннуюВариант II - хлопотливая