Программа по дисциплине Основы предпринимательской деятельности для специальности ТЭПС заочное отделение 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ГБПОУ ИО «ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА»	
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы предпринимательской деятельности
для специальности
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Иркутск 2015
Рассмотрено на заседании ДЦК
Протокол №____ от «____» _________20___
Председатель ДЦК _______________________
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) специальности среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» Департамента  государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования, Министерства образования и науки РФ от 29 мая 2007г. № 03-1180, примерной программы учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» (технический профиль) для подготовки специалистов среднего звена, рекомендованной  экспертным советом по профессиональному образованию (протокол 24/1 от 27 марта 2008г), учебного плана по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. 
	Организация – разработчик: ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства»
	Разработчик: Тихонова Оксана Юрьевна, преподаватель ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства»
Утверждена на заседании методического совета
Протокол №______ от «____» _______________ 20_____
Зам. директора по ОД _________________________ Я.М. Шабанова
© ГБПОУ ИО «ИТТриС», 2015г.
© ФИО преподавателя., Тихонова Оксана Юрьевна 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  МЕНЕДЖМЕНТ
Область применения  примерной программы
        Программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
	В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
	-определять организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;
	- разрабатывать бизнес-план и планировать свою деятельность;
	- анализировать конкурентную среду в городе;
	- выбирать стратегию предпринимательской деятельности в условиях риска.
	В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
	- понятие и сущность предпринимательской деятельности;
	- содержание правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность;
	- ценовую политику фирмы;
	-экономическую сущность и эффективность предпринимательства;
	-организационную составляющую предпринимательской деятельности в условиях риска и конкуренции, планирование, взаимодействие с банками и биржами.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 94 часа, 
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 8 часа;
самостоятельной работы обучающегося  86 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
94
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
8
в том числе:
     практические занятия
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
86
в том числе:
-  работа с учебной литературой, составление конспекта 
- подготовка сообщений на заданную тему
- подготовка рефератов на заданную тему 
38
26
22
Промежуточная аттестация в форме зачета
2.2.  Тематический план и содержание учебной  дисциплины «МЕНЕДЖМЕНТ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Условия и процессы осуществления предпринимательской деятельности 
50
Тема 1.1.
Сущность, субъекты, объекты и принципы предпринимательской деятельности 
Самостоятельная работа  обучающихся:
Понятие и сущность предпринимательской деятельности. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности. Принципы предпринимательской деятельности. Составление словаря терминов.
10
2
Тема 1.2.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России
Самостоятельная работа  обучающихся:  
Государственное и частное предпринимательство. Производственная, коммерческая и посредническая предпринимательская деятельность. Составление тестов «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России» . Подготовка докладов.
9
Тема 1.3.
Планирование деятельности фирмы 
Бизнес-план фирмы
Практическое занятие 
Составление бизнес-плана.
2
Самостоятельная работа обучающихся: 
Сущность, задачи, принципы планирования деятельности фирмы. Процесс планирования и прогнозирование. Бизнес-план: назначение, структура, методика разработки. Доработка и подготовка к защите бизнес-плана, составление презентации.
9
Тема 1.4.
Ценообразование на продукцию (работу, услуги) предпринимателей 
Самостоятельная работа обучающихся: 
Понятие и сущность ценообразования. Ценовая политика фирмы, условия роста и снижения цен.  Определение и изменения уровня цен, применение скидок. Составление тестов «Понятие и сущность ценообразования».
9
Тема 1.5.
Затраты и результаты предпринимательской деятельности 
Контрольная работа 
«Условия и процессы осуществления предпринимательской деятельности»
2
Самостоятельная работа обучающихся: 
Понятие результата хозяйственной деятельности организация. Затраты фирмы на производство и реализацию продукции, работ, услуг, их структура и классификация. Составление схемы «Затраты и результаты предпринимательской деятельности».
9
Раздел 2.
Экономическое регулирование предпринимательской деятельности 
44
Тема 2.1.
Система налогообложения предпринимательской деятельности 
Самостоятельная работа обучающихся: 
Понятие и виды налогов. Система налогообложения предпринимательской деятельности.  Взаимоотношения предпринимателей с налоговой системой. Составление кроссворда «Система налогообложения предпринимательской деятельности». Подготовка докладов.
10
Тема 2.2.
Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой и кредитными организациями 
Самостоятельная работа обучающихся: 
¦°Финансовая система и финансовый рынок. Структура кредитной системы, сущность, виды и формы кредита. Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой. Составление схемы «Структура кредитной системы, сущность, виды и формы кредита». Анализ СМИ.
10
Тема 2.3.
Конкуренция и конкурентоспособность предпринимателей 
Самостоятельная работа обучающихся: 
Понятие, виды и формы конкуренции. Основы государственной политики защиты конкуренции.  Составление схемы «Антимонопольная политика». Составление кроссворда «Понятие, виды и формы конкуренции».
10
Тема 2.4.
Оценка риска и страхования в предпринимательской деятельности 
Деловая игра
Практические занятия 
Проведение деловой игры «Выбор стратегии предпринимательской деятельности в условиях риска» 
2
Самостоятельная работа обучающихся: 
Понятие и значение риска в предпринимательской деятельности. Источники и методы оценки предпринимательского риска. Выбор стратегии предпринимательской деятельности в условиях риска.  Составление схемы «Источники и методы оценки предпринимательского риска».
10
2
Зачетное занятие 
2
1
Всего:
94
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1  – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2  – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3  – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочных мест по количеству обучающихся;
- стулья
-доска классная
-стеллажи
-рабочее место преподавателя
Учебные наглядные пособия:
-комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине
Нормативно-техническая и технологическая документация
-правила по технике безопасности
-инструкция по пожарной безопасности
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения 
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
	Основные источники:
Арустамов Э.А. организация предпринимательской деятельности. Основы бизнеса. – М.: Дашков и К?, 2008. – 143с.
Бессолицын А.А. История российского предпринимательства. – М.: Маркет ДС, 2008. – 208с.
Бутко И.И. Туристический бизнес: основы организации. Феникс, 2007. – 384с.
Волков О.И. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 280с.
Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2007. -555с.
Попков В.П. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. – М.: [и др.]: Питер, 2007. – 344с.
Рубин Ю.Б. Курс профессионального предпринимательства. – М.: Маркет ДС, 2010. – 416с.
Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 272с.
Самарина В.П. Основы предпринимательства. – М.: КноРус, 2010.
Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет. – М.: КноРус, 2008. – 464с.
Старостин Ю.Л. Поршнев А.Г. Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 667с.
Шеремет А.Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 480с.
Дополнительные источники:
Гомола, А.И. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / А.И. Гомола, П.А. Жаннин. – 2-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2006. – 144 с.
Замедлина, Е.А. Предпринимательство: учеб. пособие для студ. среднего проф. образования / Е.А. Замедлина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. -288с. – (Среднее профессиональное образование)
Крутик, А.Б. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие для студ. высш. проф. образования / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 320с.
Чапек, В.Н. Экономика организаций малого предпринимательства: учеб. пособие для студ. высшего проф. образования / В.Н. Чапек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 284 с.
Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учеб. пособие для студ. начального проф. образования / Л.Н. Череданова. – 7-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2008. – 176 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.refbank.ru/econom/26/econom26.html Задачи по предпринимательской деятельности
http://www.kontrolnaja.ru/dir/economy/30381 Контрольные работы «Основы предпринимательской деятельности»
http://www.novadmin.ru/news_detail.php?ID=2911 СМИ: «Адресная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в 2010 году»
http://revolution.allbest.ru/economy/00000519_0.html Информация о предпринимательстве
http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/page0245.asp Предпринимательство: формы, виды, понятия, цели, задачи
http://www.smallbiznes.net/EconomyBusiness.php Роль малого предприятия в современной экономике
http://knijonka.ru/knigi/nauka_i_obrazovanie/drugoe/gosudarstvennoe_regulirovanie_predprinimatelskoi_deyatelnosti.html Государственное регулирование предпринимательской деятельности
http://knigozilla.ru/12606-dogovory-v-predprinimatelskojj.html Учебное пособие: Павлодский Е.А., Левшина Т.Л. «Договоры в предпринимательской деятельности»
http://vseknigi.vseknigi.locum.ru/books/28615 Учебное пособие: В.Селезнев «Предпринимательская деятельность»
http://books.tr200.ru/v.php?id=265413 Учебное пособие: В. Я. Горфинкель; Г. Б. Поляк; В. А. Швандр «Организация предпринимательской деятельности»
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНИЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Раздел, тема 
Результаты обучения 
(освоение умения, усвоение знаний) 
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 
Раздел 1, Тема 1.1.
Определение принципов предпринимательской деятельности 
Экспертная оценка представленной схемы 
Раздел 1, Тема 1.2. 
Определение организационно-правовой формы предпринимательской деятельности в России 
Экспертная оценка сравнительной таблицы 
Раздел 1, Тема 1.3. 
Разработка бизнес-плана и планирование своей деятельности 
Экспертная оценка бизнес-плана 
Раздел 1, Тема 1.4. 
Определение и анализ ценовой политики фирмы 
Экспертная оценка аналитической справки 
Раздел 1, Тема 1.5. 
Проведение анализа результатов предпринимательской деятельности 
Анализ СМИ 
Раздел 2, Тема 2.1. 
Определение видов налогов и анализ взаимоотношения предпринимателей с налоговой системой 
Самооценка 
Раздел 2, Тема 2.2. 
Осуществление анализа взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой и кредитными организациями 
Собеседование по результатам анализа СМИ 
Раздел 2, Тема 2.3. 
Проведение анализа конкурентной среды 
Экспертная оценка представленной схемы 
13 PAGE 14615
13 PAGE 14815
13 PAGE 141315
Заголовок 115