Приложение к контрольным работам по русскому языку,3 класс
Урок №7.
Изложение повествовательного теста.
Друзья.
Маленький Петя шёл по тропинке.
Навстречу выбежала чёрная лохматая собака.
Петя испугался и хотел убежать. Но вдруг к его ногам прижался маленький котёнок и жалобно замяукал. Он просил защиты от страшного зверя.
Пете стыдно стало перед котёнком. Мальчик поднял его и смело пошёл навстречу собаке.
Собака остановилась, испуганно посмотрела на Петю и скрылась в кустах. (55 слов)
(По В.Сухомлинскому)
I.
Что хотел сделать Петя при виде собаки?
Что помогло ему преодолеть страх?
Как изменилось поведение мальчика?
В каких предложениях описываются противоположные чувства и
действия Пети? (В третьем и седьмом предложениях).
II.
Жалобно замяукал. Как можно сказать иначе?
*Обратить внимание на слова в описании собаки, которые помогают понять
Причину испуга Пети и котёнка (чёрная, лохматая, страшный зверь).
Урок №9.
Контрольный словарный диктант.
Вдруг, суббота, месяц, весело, ветер, жёлтый, шёл, облако, лопата, осина, рисунок, скоро. Урок №11.
Входной контрольный диктант.
Урок №28.
Контрольный словарный диктант.
Праздник, вместе, восток, орех, заря, пшеница, овёс, погода, альбом, понедельник, ракета, трактор.Урок №30.
Контрольный диктант.
Осень в лесу.
Как красив осенний лес! Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелёными. Пёстрый ковёр листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и жёлтые опята ждут грибников.
Слова для справок: разрумянились.
Урок №34.
Проверочный диктант.
Осенний лес.
Октябрь. Деревья давно сбросили жёлтые листья. В лесу идёт дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.
Грамматическое задание:
Во втором предложении подчеркнуть основу.
2). Звуко – буквенный анализ слова: лес.
Урок №40.
Объяснительный диктант.
Уж.
На берегу ручья в траве сидит змея. Это уж. Длинное тело он свернул в кольцо и застыл. Уж ждал добычу. Вдруг он сделал резкий выпад. В пасти змеи я заметил лягушку. Уж умеет хорошо и быстро плавать.
Урок №44.
Изложение.
Медвежонок.
Маленький медвежонок упал с обрыва в реку. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал. Стон услышал лесник. Он подбежал и освободил медвежонка. Лесник принёс беднягу домой и сделал укол. Внучка лесника Маша ухаживала за больным. Скоро медвежонок поправился. Лесник отвёз его в лес.
(По А.Ярушникову)
Слова для справок: медвежонок, освободил, сделал, ухаживал, поправился
План.
Что случилось с маленьким медвежонком?
Кто услышал стоны зверька?
Как лесник помог ему?
Кто ухаживал за болным?
5. Чем закончилась эта история?
Урок №47.
Контрольный словарный диктант.
Чёрный, четыре, восемь, вторник, среда, картофель, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород.
Урок №57.
Контрольный диктант.
Зима в лесу.
Побелели поля и луга. Льдом покрылась река, она уснула, как в сказке. Красиво в лесу. На ёлках и соснах лежат снеговые шубы. Пушистые варежки зимушка надела на ветки деревьев. Молодые кустики укрылись пушистым снежком. Под елью на снегу видны узоры разных следов. Как хороши эти узоры!
Грамматическое задание:
Во пятом предложении подчеркнуть основу.
2). Разобрать по составу слова: охрана, комочки, цвет.
3). К словам: сторож, голод – подобрать однокоренные слова.
Урок №65.
Контрольный словарный диктант.
Компьютер, столица, обед, ужин, пирог, шоссе, четверг, север, берег, пороша, чувство, лестница.
Урок №68.
Контрольное списывание.
Зелёный друг.
Под моим окном растёт молоденькая берё..ка. Её пос..дил отец. Я дружу с ней. Летом я пол..ваю дерево водой. Весной удобряю землю около корней. Нередко я прих..жу к другу просто так. Ст..ю и см..трю на гла..кую кору, густую листву, длинные серё..ки.
В жару берё..ка з..вёт меня под тенистые ветви. В непогоду ледяными веточками стучит по стеклу. Словно велит надевать одежду пот..плее. Я люблю свою берё..ку.
Урок №70.
Административный контрольный диктант.
Урок №84.
Контрольный словарный диктант.
Интересный, интересно, коллектив, коллекция, аккуратный, аккуратно, грамм, килограмм, желать, шоссе, шёл, товарищ. Урок №91.
Контрольный диктант.
Зимний вечер.
Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко хрустел снег под ногами. На небе зажглись звёзды. Мороз крепчал. Вьюга наметала большие сугробы. Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко запылал огонь. В избушке стало тепло и уютно.
Грамматическое задание:
1). Разобрать слова по составу: побег, ледок, подруга.
2). Подобрать однокоренные прилагательные и глаголы к слова:
ласка, холод, свет.
3). Выписать из текста 5 существительных.
Урок №94.
Контрольное списывание.
Родина . Родина начинается на пороге твоего дома.
Она огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама.
Родина – мать своего народа. Она гордится своими детьми, переживает за них, приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Урок №98.
Проверочный диктант.
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание:
1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и
среднего рода.
2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
3. Разберите слова по составу: рыбка, тишина, лесною.
Урок №109.
Контрольный словарный диктант.
Самолёт, комната, однажды, кровать, рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом, вокруг, шоссе. Урок №112.
Контрольный диктант.
На рыбной ловле.
Дорога шла через рожь к реке. Шуршали на ветру золотые колосья. Мы шли на рыбалку. Под ногами пробежала полевая мышь. Послышался плач в чаще леса. Это сыч затянул свою песню. Вот и река. Кругом тишь. Ловля началась. Скоро на удочку попался ёрш. Потом мы вытащили щуку и леща. Близилась ночь. Мы сделали шалаш. Утром солнце осветило окрестность. Мы продолжили рыбалку. (63 слова)
Грамматическое задание:
1). Выписать из текста пять существительных.
2). Подчеркнуть основу предложения по вариантам:
1 вариант - первое предложение
2 вариант - пятое предложение
3). Указать части речи:
1 вариант - второе предложение
2 вариант - четвёртое предложение
Урок №124.
Контрольный диктант.
Ранняя весна.
Хороша ранняя весна! Ярко светит весеннее солнце. Лёгкие облака украшают голубое небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеёк. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Весёлый и радостный лес весной.
Грамматическое задание:
1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания:
1 вариант - второе предложение
2 вариант - третье предложение
2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания:
1 вариант - трусливый мальчик, узкий ручей
2 вариант - хорошая погода, высокий куст
3. Найдите в предложении имена прилагательные и укажите род, число, падеж:
Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки.
Урок №128.
Контрольный словарный диктант.
Приветливо, Красная площадь, Московский Кремль, поэт, коллекция, желать, шёл. Животное, растение, сирень, гвоздика.
Урок №142.
Контрольное изложение.
Боец спасён.
Был бой. Солдата ударила вражеская пуля. Она перебила руку и попала в грудь. Солдат упал на снег. Ему трудно было дышать. Он закрыл глаза.
К бойцу подползла девушка. На её сумке был красный крест. Она вытащила бинт и перевязала раны. Девушка обхватила бойца рукой и потащила.
Свистели пули. Но девушка упорно ползла с раненым. Скоро она вынесла его из боя. Боец был спасён.
(По Л.Кассилю)
Слова для справок: солдат, вражеская, ему, раненый.
План.
1. Солдат ранен в бою.
2. Помощь пришла.
3. Боец спасён.
Урок №152.
Контрольное списывание.
Закатилось солнце. Угасает день. Смолкают голоса птиц.
Но вот в тишине из оврага послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал минуту, вновь засвистел, рассыпался трелью.
Кто же это так хорошо поёт в сумерках?
Вот он сидит на суку. Сам тёмный, серый, ростом с воробья, только потоньше и постройнее.
Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно полились звуки соловьиной песни.
Грамматическое задание:
1. Указать время, лицо, число глаголов:
1 вариант - во втором и третьем предложениях
2 вариант - в двух последних предложениях
2. О какой птице говорится в тексте?
Как по-разному называет её автор? … , … , … .
Урок №155.
Контрольный словарный диктант.
Одуванчик, завтрак, герой, воскресенье, квартира, солдат, быстро, жёлтый, облако, спасибо, лестница.Урок №157.
Контрольный диктант.
Весеннее утро.
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
Урок №162.
Административный контрольный диктант.