Применение технологии «Критическое мышление» на уроках русского языка

Тема: Применение технологии «Критическое мышление» на уроках русского языка
Актуальность выбранной темы я вижу в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по этой теме, а также поделиться небольшим опытом работы в применении методов и приемов данной технологии на уроках русского языка и литературы. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети частенько испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам и по русскому языку, прежде всего. Конечно, всех интересует, в чём причина этого. На мой взгляд, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех. В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.
По технологии «Критическое мышление » используется модульный урок, состоящий из трех этапов:
Первая стадия – вызов. Её присутствие на уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- приобретение новых знаний, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Я хочу рассказать о некоторых методических приемах, которые использую на своих уроках.
Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки- лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также при организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.

Примеры использования.
Тема: «Основные разделы науки о русском языке».
Цель: активно включиться в процесс формирования понятий, используя навыки критического мышления.
План урока.
1. Предварительное домашнее задание: используя учебник, составить понятийно-терминологическую карту:
Языкознание – наука о языке. Фонетика – раздел языкознания, в котором изучаются звуки речи. Морфемика – раздел языкознания, в котором изучается состав слова. Лексика – раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка. Морфология – раздел языкознания, в котором изучаются слова как части речи. Синтаксис – раздел языкознания, в котором изучаются словосочетания и предложения. Грамматика – раздел языкознания, в котором изучаются свойства слов, изменения слов, соединения слов в словосочетания и предложения. Орфография – раздел языкознания, в котором изучаются правила написания слов. Пунктуация – раздел языкознания, в котором изучаются правила использования знаков препинания. Стилистика – наука о стилях речи и стилистических средствах языка.
Орфоэпия – раздел языкознания, в котором изуча
·ются правила произношения слов.

2. Работа в группах.
Прочитать определения понятий.
Сопоставив их, выделить сходства и различия.
Зафиксировать полученный результат в виде кластера

Сформулировать собственные определения понятий с опорой на конспект.
3. В парах опросить друг друга по определениям понятий.
Тема: «Части речи»
Задание: составить кластер о частях речи















Тема: «Члены предложения»
Задание : составить кластер о членах предложения













Приём «Пометка на полях»
Технология «Критическое мышление» предлагает методический приём, известный как инсерт. Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней знакомился. При этом источник информации и степень достоверности её не имеют значения.
Знаком «плюс»(+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус»(-) отмечается то, что идёт в разрезе с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Тема: «Понятие о существительном».
План урока.
1. Учитель сообщает учащимся тему урока.
2. Ученикам предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске).
3. Объединившись в группы, ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров, например, такого типа:




4. Презентация кластеров. Выбор наиболее интересного варианта.
5. Чтение информаци индивидуально каждым учеником. Фиксирование пометок на полях во время чтения.
6. Обсуждение результатов работы в парах.
7. Коллективное редактирование кластеров.
8. Домашнее задание – составить устное сообщение о существительных с опорой на кластер, приводя собственные примеры.
Приём «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение , состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому -либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящихся к теме синквейна.
На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение , цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.
Последняя строчка – слово- резюме, которое даёт новую интерпритацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение .
Вот некоторые примеры синквейнов

Русский язык
Интересный, удивительный
Учит, помогает, объясняет.
Изучайте русский язык!
Познание

Литература
Русская, казахская
Воспитывает, увлекает, объясняет
Ведёт в мир прекрасного.
Мудрость.

Корень
Одинаковый, разный
Обозначает, раскрывает, помогает
Содержит значение слова.
Сердце слова

Кроме этого я использую на своих уроках различные нестандартные задания, которые способствуют формированию у учащихся навыков критического мышления13EMBED PowerPoint.Slide.121415
13EMBED PowerPoint.Slide.121415
В процессе работы по этой технологии, все приёмы работы с информацией постепенно « переходят в руки» самому учащемуся, он начинает всё активнее использовать их в самостоятельной работе:
*начинает реально обучать себя сам;
* повышается интерес к процессу обучения;
* формируются коммуникативные навыки;
* развиваются способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
Знания начинаются с получения информации, а заканчиваются с принятием решения.

Тайкен Гуля Касымханкызы
Учитель русского языка и литературы
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа имени С.Кырыкбаевой
с дошкольным мини-центром»
Коксуский район

Самостоятельные

Служебные

Междометие
(выражает, но не называет чувства)


Ёие

Существительное
Кто?Что? Предмет


Части речи

Предлог
Зависимость слов

Прилагательное
Какой?Чей?
Признак

Союз Связывает

Частица Различные оттенки

Наречие Как?
Признак действия

Местоимение
Вместо имени

Глагол
Что делать?Что сделать?
Действие


Числительное
Сколько?Какой?Число

Сказуемое-баяндауыш
Что делать? Что сделать?

Подлежащее-бастауыш
Кто? Что?

Главные
Тaрлаулы

Определение- аныKтауыш
Какой? Чей?

Дополнение- толыKтауыш
Косвенные вопросы

Обстоятельство-
ПысыKтауыш
Как?Когда?Где?

ВторостепенныеТaрлаусыз

Члены предложения



Рисунок 2Root Entry