Критическое мышление на уроках французского языка
Критическое мышление на уроках французского языка, 5-й класс.
(второй иностранный язык)
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательную заинтересованность, творческую, мыслительную активность учащихся?
Используя на уроках французского языка некоторые приемы формирования критического мышления, я и мои ученики получаем большое удовольствие от самого процесса обучения и его результатов.
Привлеченные в процесс критического мышления, они самостоятельно добывают знания, учатся формулировать свои мысли и с уважением относиться к другим мнениям.
Работа в группах развивает такие качества как сотрудничество, доброжелательность, ответственность и толерантность.
На таких уроках я применяю стратегию «Ассоциации». Эта обучающая стратегия стимулирует к размышлениям, к обмену мнениями. Практически это заключается в следующем:
Пишем главное слово или предложение в центре доски (или на бумаге).
Затем предлагаю ученикам за 5-7 минут (время написания ассоциаций) написать слова, словосочетания, предложения которые они вспоминают по выбранной теме.
Ученики записывают столько идей, сколько им приходит в голову, до окончания установленного времени. В разных учеников записана разное количество слов. Ассоциации - это очень гибкая стратегия. Их можно использовать индивидуально и в группах.
После того как дети сложили свои ассоциации, я прошу нескольких учеников поделиться своими ассоциациями с группой или обменяться идеями в парах. В парах они учат друг друга. Такая работа дает ученикам время подумать, обменяться с партнерами и только потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков общения, умению высказываться, критического мышления, умению убеждать и вести дискуссию.
Приемы стратегии ассоциации я использую как способ обобщения изученного материала. Этот способ - очень важен, так как позволяет учащимся расширить лексический словарь по теме, лучше усвоить грамматические явления, развивать коммуникативные умения.
В ходе выполнения задач проявляется дух соревнования. Каждый ученик пытается как можно больше написать ассоциаций. Когда дети делятся результатами своей работы с группой или обмениваясь идеями в парах они взаимообогащаются.
Таким образом, от темы к теме каждый ученик через ассоциации пополняет свой активный словарь.
Приведу пример ассоциаций на тему «Моя семья, мои друзья и я».
Первая группа
Вторая группа
Еще одна стратегия - составляем стихи - «пять строк», которая способствует творческому развитию учащихся, заставляет их самостоятельно мыслить, творить.
Структура «пять строк»:
Первая строка - одно слово по теме (обычно существительное).
Вторую строчку - два слова, которые описывают тему (обычно два прилагательного).
Третья строка - три слова, которые передают действие по теме (обычно три глагола).
Четвертая строка - фраза из четырех слов, которая показывает отношение к теме.
Последняя строка - одно слово (обычно синоним слова в первом строке), которое еще раз подчеркивает суть темы.
Каждый ученик имеет 5-7 минут, чтобы написать пять строк. Эффективный способ организовать работу в парах. Ученикам нравится писать стихи. Предлагаю проследить, как из пяти строк по теме «Осень» выходит цельный стих.
L'automne
-15820112550600Bel, fantastique
Etudier, rencontrer
Les copains et les copines
C'est la rentrée.
Le feuilles
Jaunes, rouges, d'or
Tomber, couvrir, tourner
Il me souvient l'été
L'automne
Inoubliable, triste
Rencontrer mon amour
La saison avancée
L'automne
Multicolore, formidable
Reflechir, s'ennuyer, chagriner
Le temps romantique
C'est la saison unique.
Стратегии «Оставьте последнее слово за мной», «Дебаты», «Интервью», «Эссе» и другие также помогают развивать коммуникативные умения учащихся, является основной целью в преподавании иностранных языков. Но можно проводить только тогда, когда ученики научились работать в группах.
Ученик выбирает сам себе роль (президента, художника, журналиста), форму письма, свой стиль. Затем они обсуждают свое произведение в группе или перед аудиторией.
Работая с текстом, ученики овладевают различными способами работы с ним. Это направлено чтение и чтение с пометками, заполнения таблицы «знаю», «не знаю», «хочу знать».
Все перечисленные стратегии критического мышления делают урок творческим, интересным, где каждый ученик чувствует радость от обучения, реализует свое «Я».
Литература.
Барышников Н. В. Методика обучение второй иностранной языке в школе. - М.: Просвещение, 2003.
Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранный язык в школе. - 2000 - № 1. - с. 4.
Стол л Д. Л., Мередит К. С., Темпл М. - «Развитие критического мышления ч ерез чтение и письмо. »- Алманты, 1998.