Сочинение — законы и секреты мастерства
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12 г. Иркутска
Утверждена приказом
№ ____от _______________
Директор школы _________________ Богданов В.В.
Программа
элективного курса по русскому языку в 6 классе
Сочинение – секреты и законы мастерства
Составитель: учитель русского языка и литературы Лазарева Н.В.
1. Нормативно-правовая база
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр)Учебный план МБОУ г. Иркутска СОШ №12 на 2015-2016 учебный год.
Примерная авторская рабочая программа по русскому языку.
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
2. Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.
Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.
Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Цели курса:
подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
развитие творческих способностей учащихся.
Задачи курса:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;
овладение нормами русского литературного языка;
обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;
обучение работе над сочинением;
развитие коммуникабельности обучающихся;
воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
3. Содержание программы
Вводное занятие
Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения и текста ЕГЭ для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения.
Пишем сочинение
Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком.
Сочинение разных жанров
Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна? Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.
4. Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с текстами, с учебными пособиями, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, пробные написания различных видов сочинений, самостоятельное редактирование текста. 5. Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
6. Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
7. Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5 и 6 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;
на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;
анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;
уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысли.
Должен знать:
как строится сочинение;
виды вступлений и заключений;
основные жанры сочинений;
основы анализа поэтического текста;
основы анализа прозаического текста;
виды ошибок в сочинении (речевые, стилистические, грамматические) и способы их предупреждения.
8. Учебно-тематический планирование
№ п/п Тема Количество часов
1 «Сквозь тернии…» (с чего начинается сочинение) 1
2 «Подводные» камни сочинений разных жанров (основные требования) 2
3 Позиция автора в раскрытии темы (тема и текст) 1
4 С чего начать и чем закончить? (Виды вступлений и заключений) 2
5 План как средство логичности и последовательности в изложении мысли 1
6 «Быть или не быть…» (эпиграф и цитата) 1
7 Как раскрыть мысль правильно? (совместный анализ сочинений учащихся на выбор) 1
8 «Смешное» и «красивое» в текстах сочинений (художественно-выразительные средства языка) 2
9 Мастерство художественной детали 1
10 Сочинение-описание
Сочинение-анализ прозаического произведения
Сочинение-рассуждение
Сочинение-повествование
Сочинение-характеристика литературного героя
Сочинение-читательский дневник
Сочинение-анализ лирического произведения
Сочинение-письмо
Сочинение-интервью
Сочинение на свободную тему
Сочинение-миниатюра 11
11 Из собственного опыта (пишем сочинение) 1
12 Редакторская правка (учимся самостоятельно находить разные виды ошибок и их исправлять) 3
13 Из собственного опыта (пишем сочинение) 1
14 Обмен опытом (работа в парах, редактирование сочинений друг друга) 1
15 Анализ типичных ошибок 1
16 Терпенье и труд все перетрут (оценивание результатов учителем) 1
17 Из собственного опыта (сочинение на свободную тему) 1
18 «Сбор урожая» (у кого «цветочки» у кого «ягодки» - подведение итогов в мастерстве написания сочинения) 2
9. Календарно-тематическое планирование.
№
занят.
Тема занятия кол-во
час. Дата
план факт
1 «Сквозь тернии…» (с чего начинается сочинение) 1 2 «Подводные» камни сочинений разных жанров (основные требования) 1 3 «Подводные» камни сочинений разных жанров (основные требования) 1 4 Позиция автора в раскрытии темы (тема и текст) 1 5 С чего начать и чем закончить? (Виды вступлений и заключений) 1 6 С чего начать и чем закончить? (Виды вступлений и заключений) 1 7 План как средство логичности и последовательности в изложении мысли 1 8 «Быть или не быть…» (эпиграф и цитата) 1 9 Как раскрыть мысль правильно? (совместный анализ сочинений учащихся на выбор) 1 10 «Смешное» и «красивое» в текстах сочинений (художественно-выразительные средства языка) 1 11 «Смешное» и «красивое» в текстах сочинений (художественно-выразительные средства языка) 1 12 Мастерство художественной детали 1 13 Сочинение-описание
1 14 Сочинение-анализ прозаического произведения
1 15 Сочинение-рассуждение
1 16 Сочинение-повествование
1 17 Сочинение-характеристика литературного героя
1 18 Сочинение-читательский дневник
1 19 Сочинение-анализ лирического произведения
1 20 Сочинение-письмо
1 21 Сочинение-интервью
1 22 Сочинение на свободную тему
1 23 Сочинение-миниатюра 1 24 Из собственного опыта (пишем сочинение) 1 25 Редакторская правка (учимся самостоятельно находить разные виды ошибок и их исправлять) 1 26 Редакторская правка (учимся самостоятельно находить разные виды ошибок и их исправлять) 1 27 Редакторская правка (учимся самостоятельно находить разные виды ошибок и их исправлять) 1 28 Из собственного опыта (пишем сочинение) 1 29 Обмен опытом (работа в парах, редактирование сочинений друг друга) 1 30 Анализ типичных ошибок 1 31 Терпенье и труд все перетрут (оценивание результатов учителем) 1 32 Из собственного опыта (сочинение на свободную тему) 1 33 «Сбор урожая» (у кого «цветочки» у кого «ягодки» - подведение итогов в мастерстве написания сочинения) 1 34 «Сбор урожая» (у кого «цветочки» у кого «ягодки» - подведение итогов в мастерстве написания сочинения) 1 10. Учебно–методическое обеспечение
Тексты по литературе, соответственно программе 6 класса;
Репродукции картин;
Комплекты карточек;
Словари;
Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы.
11. Литература для учителя.
Ведишенкова М.В. Русский язык: ЕГЭ – 2009 в примерах и комментариях. Учеб. пособие. – Казань: Магариф, 2009;
“Голография чувств и мыслей. Жанр сочинения на Едином государственном экзамене по русскому языку”. Ижевск. Научная книга, 2005;
Единый государственный экзамен: Русский язык. 2004 – 2005: Контрол.-измерит. материалы / Сост. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, Ю.Н. Гостева и др. Под ред. Г.С. Ковалевой. M., 2005;
Закон об образовании;
Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001;
Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. – М.: Издательство “Экзамен”, 2007;
Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009,2010: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д : Легион, 2008,2009;
Словари.
12. Литература для учащихся
Исходные тексты сочинений;
Репродукции картин;
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростнецова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014;
Словари.