Мастер-класс по теме: «Представление курса «Основные правила написания сочинения».
Автор мастер-класса:
Трапезникова Оксана Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 10» г.Кунгура
Мастер-класс по теме:
«Представление курса «Основные правила написания сочинения». Занятие 1
Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права. Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное, не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это ни звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.
Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Цель мастер-класса:
Знакомство педагогов с правилами написания сочинения на уроках русского языка и литературы или во внеурочной деятельности по предметам для формирования метапредметных результатов учащихся.
Задачи мастер-класса:
1) демонстрировать опыт работы по написанию сочинения на уроках русского языка и литературы или во внеурочной деятельности по предметам для формирования метапредметных результатов учащихся;
2) создать условия для применения новых знаний (практическая работа по написанию сочинения)
3) рефлексировать полученные результаты обучения.
Ход мастер-класса:
Подготовительно-организационный этап
Приветствие.
Представление апробационного курса «Основные правила написания сочинения» (презентация). Цели, задачи, планируемые результаты, достигнутые результаты.
Цели курса :подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
развитие творческих способностей учащихся.
Задачи курса :формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;
овладение нормами русского литературного языка;
обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;
обучение работе над сочинением;
развитие коммуникабельности обучающихся;
воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
Прогнозируемый результат
К концу курса учащиеся должны:
уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;
на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;
анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;
уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысли.
Основная часть
Практическое занятие «Пишем сочинение».
Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком.
Работа ведется в командах по два-три человека. Всем предлагается тема сочинения.На каждую команду дается технологический набор, состоящий из карточек с речеведческими терминами. Делаются пояснения, как называются и для чего служат эти термины. Вводится соревновательный момент как дополнительная мотивация участников к выполнению заданий.
1 задание: Отбор материала. Определение главной мысли текста. Команда-победитель – та, которая делает это быстрее остальных. Работая над темой, необходимо тщательно рассмотреть значение всех слов, входящих в тему и образующих ее понятийный состав.ПОМНИТЕ! Нельзя, выбрав тему, менять ее в процессе работы.
2 задание: Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Во время выполнения задания участникам команд помогают учащиеся, которые занимаются по данному курсу.
3 задание (творческое).Написание СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
Обязательным и определяющим содержательный уровень является соответствие сочинения теме предложенного текста. Работа оценивается так или иначе в зависимости от того, какова степень понимания содержания исходного текста, позиции автора и степень отражения их в сочинении. Если текст не понят или понят частично, то содержательный уровень сочинения проигрывает. Другое условие вытекает из понимания текста — это раскрытие темы, акцентирование внимания в сочинении на наиболее важных моментах, их комментирование, анализ, выражение суждений по сути вопроса.
Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения, как уже отмечалось, является выражение своего мнения путем развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ содержательной стороны предложенного текста.
Язык сочинения должен соответствовать орфографическим, пунктуационным, грамматическим и речевым нормам современного русского языка. Кроме того, предъявляются требования таких характеристик речи, как точность, богатство, выразительность, чистота, уместность и ясность. Чистота речи — это отсутствие чуждых для литературного языка просторечных, диалектных, жаргонных слов, форм, словосочетаний. Точность и ясность изложения обеспечиваются пониманием исходного текста и соответствующим отбором языковых средств.
Во время соревнований всех переполняли положительные эмоции от успешно выполненной работы.
Заключительная часть
Рефлексия по итогам работы групп. Выделить предметные результаты. Метапредметные результаты: Личностные результаты: распределение ролей в паре, соревнования между командами.
Принципы проведения мастер-класса:
•Деятельностный подход;
•Активизация мыслительной деятельности;
•Усиление наглядности через использование электронной презентации для сопровождения выступления;
•Работа в парах;
•Самоорганизация при работе в группах;
•Соревнования;
•Рефлексия.
Оборудование:
Проекционное оборудование: проектор, экран.
Результаты для педагогов, на которые ориентирован мастер-класс:
На ЕГЭ при выполнении задания С небольшой промежуток времени, отведенный на осмысление предложенного текста (фрагмента из художественного, публицистического, научного сочинения), написание чернового варианта своего текста, переписывание сочинения-рассуждения на соответствующий официальный бланк (строго соблюдая его рамки) и самостоятельное выявление ошибок, заметно ужесточают требования к выпускнику, концентрируя его волевые качества и внутреннюю собранность.. В этой связи ученику необходимо весьма тщательно разобраться в тексте, в малом увидеть многое – то, что хотел сказать автор и какими лингво-стилистическими средствами он сумел добиться эффектной презентации своей мысли. При этом в процессе самостоятельного исследования приведенного эпизода ученику важно грамотно и точно использовать собственные возможности аналитического письма, к месту употребляя символико-метафорические выражения, научно-лингвистическую терминологию, органично включая в свой текст авторские цитаты.
Обращение к различным видам жанров сочинений может быть связано также и с внеклассной работой по русскому языку и литературе – участие школьников в таких проектах, где сочинение имеет преобладание по емкости и мобильности.
Литература:
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2005
“Голография чувств и мыслей. Жанр сочинения на Едином государственном экзамене по русскому языку”. Ижевск. Научная книга, 2005.
Закон об образовании
Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001
“Первое сентября”, журнал “Русский язык”, 2007, № 9,12
Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. – М.: Издательство “Экзамен”, 2007