Сборник текстов для списывания по русскому языку
УМК «ШКОЛА 2100»
Тексты для списывания
по русскому языку.
Учитель: Лиманец Е.А.
«Букет».
Алёша с сестрой купили букет мимоз. Они весело вбежали в дом. Чудный запах лился от цветов. Вот пушистый букет на столе. Малышка Аннушка сунула нос в букет. С щеки упала пыльца. Как хороши были мимозы! Это цветы для мамы Светланы.
Раздели слова для переноса: купили, весело, лился, Аннушка, пыльца.
«В лесу».
Утром Митя с папой пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы клали в лукошко. Его нёс папа. Ягоды клали в пакет. Его нёс Митя. Домой вернулись к обеду.
Раздели слова для переноса: утром, собирали, ягоды, вернулись.
Найди слова, которые нельзя переносить.
«Книги в шкафу».
В книжном шкафу пять полок. На нижней полке лежат детские журналы. На второй полке стоят детские книжки. Другие полки занимают книги для взрослых. Скоро Маша станет большой. Она прочтёт книги со всех полок.
Раздели слова для переноса: полок, большой, другие, второй, книжки.
Ответь письменно на вопросы:
1. Сколько полок в книжном шкафу?
2. Что лежит на нижней полке и на второй полке?
3. Какие книги занимают другие полки?
4. Какой скоро станет Маша?
5. Что скоро прочтёт Маша?
Выполни звуковой анализ слова: пять.
«Лев, медведь и лиса».
Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лиса увидала их мясо, подхватила его и убежала. Подчеркни грамматическую основу.
«Первая встреча».
Было тёплое утро. Малыш выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл луч солнца. Брызги холодной воды полетели во все стороны. Это малыш умывался. На ручку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро двигалась. Хрустнула ветка. На круглой спинке показались два крепких крылышка. Мелькнула темная головка и букашка скрылась в чаще куста. Малыш был очень удивлен. Подчеркни все орфограммы в тексте.
«Птичий двор».
На птичьем дворе живут разные породы птиц. Вот бегают десять куриц и большой петух. Он умеет громко кричать. Вот огромный индюк. У него грозный вид. Живут здесь домашние утки. А это гуси с длинными шеями.
Разделить слова на слоги: породы, бегают, кричать, домашние, индюк. Подчеркнуть все известные орфограммы.
«Котёнок».
Дети нашли во дворе маленького котёнка. Он залез на дерево и не мог спуститься на землю. Дети принесли лестницу и сняли котёнка. Потом они взяли его в дом, напоили молочком, накормили котлетой. Теперь котёнка зовут Кешей. Он будет жить в доме. А осенью Кеша поедет в город. Он скоро привыкнет жить в городской квартире.
Раздели слова на слоги: спуститься, молочком, взяли, городской.
«Наши рощи».
Хороши наши рощи. Красивы там берёзы. Сколько в рощах птиц! Стучат пёстрые дятлы. Кричат грачи. А как свищут синицы! Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц.
Грамматические задания
1. В словах люди, ходят подчеркнуть буквы мягких согласных. 2. Разделить для переноса слова: свищут, слушать.
«Дикие утки».
Дымка тумана сползала в овраг. Мы подъехали к озеру. Солнечный луч прыгал по траве. В воздухе раздался легкий шумок. Это пролетали над озером дикие утки. Они сделали круг и сели в камышах. Дикие утки строят гнёзда на кучках старого камыша. Птица найдёт кучку, вытопчет в середине ямку и устилает её легким пухом. Пушком они закрывают яички, когда уходят попить или поесть.
Раздели слова для переноса и на слоги: овраг, подъехали, озером, попить.
Найди слова, которые нельзя переносить.
Звуковой анализ слова: ямка.
«Кошка Пушинка».
У Гриши Щукина есть кошка Пушинка. Пушинка умная и красивая. Гриша и Пушинка любят играть. Летом Гриша будет жить у бабушки. Он будет скучать.
Подчеркнуть все известные орфограммы.
«Ворона и лужа».
Ребята вышли во двор. В лицо ударили яркие лучи солнышка. Вот лужа. Ручьи стайками бегут в лужу. Вода в луже мутная. Кусочки льда плавают в ней. Ворона села у воды. Она крепким клювом стала долбить льдинки. Вот забавная ворона!
Спиши текст. Раздели слова на слоги и для переноса: ребята, ударили, лучи, стайками, плавают, клювом.
«Однажды в лесу».
В лесу под деревьями лежал глубокий снег. По утрам ещё бывали весенние морозцы. Зверей и птиц держал на снегу плотный наст. По снегу пробежала мышь. Крепко прижались друг к другу маленькие зайчата. Они робко осматривали местность. Малыши терпеливо ждали зайчиху. Уселась рядом птица. Страшными большими зверями казались ей зайчата. А они с ужасом смотрели на неё. Кто кого пугал?
Подчеркнуть все известные орфограммы и грамматическую основу.
«Привет мартышке».
Мартышка сидела на пальме и ела финики. Чем больше она ела, тем лучше становился аппетит, но ухудшалось настроение. Мартышка грустила. И тут она увидела слонёнка. Он нёс ей привет от удава. Мартышка слезла с пальмы, вытерла ладошки о траву и протянула руки. Она хотела от слонёнка взять привет. Ведь он был очень большой и горячий. Но где, же привет?
Раздели слова для переноса: финики, аппетит, пальмы, протянула, горячий. Найди слова, которые нельзя переносить. Сделай звуковой анализ слова: привет.
«Скоро обед».
Аня и Катя накрывают на стол. Аня ставит тарелки. Катя несёт ложки и вилки. Аня режет хлеб. Катя несёт масло и сметану. Собирается вся семья. Мама вносит кастрюлю с борщом.
Раздели слова для переноса: режет, сметана, собирается, борщом.
Ответь на вопросы:
1. Что делают Аня и Катя?
2. Что ставит Аня?
3. Кто несёт ложки и вилки?
4. Что режет Аня?
5. Какие продукты несёт Катя?
6. Кто собирается к столу?
7. Что вносит мама?
«Цепкий кедр».
Спиши текст, подбери проверочные слова, запиши их в скобках и вставь безударные гласные.
Кедр растёт выс…ко ( ) в г…рах ( ), ветры его клонят, стараются к з..мле ( ) пригнуть, скрючить. А он вцепится в землю к…рнями ( ) и тянется всё выше и выше. На конце веток шишки в…сят ( ). В каждой шишке настоящие сундучки с орехами.
«Чудный олень».
В лесу тихо. Только ветерок иногда играл с листочками. Особенно он любил осинку. Вдруг послышался треск сучьев. Из чащи вышел олень. Чудные рога красовались на голове. Олень шагнул к ручью. Он жадно стал пить чистую вкусную воду.Раздели слова на слоги и для переноса: ветерок, любил, осину, красовались, олень. Подчеркни грамматическую основу.
Жи - ши, ча - ща, чу - щу
«Пыжик».
Пыжик – это оленёнок,
он пушистый и смешной.
К маме ласково спросонок
прижимается спиной.
Только спит он очень мало,
непоседою прослыл.
Мама спрашивать устала:
«Пыжик, пыжик, где ты был?»
(30 слов) (М. Пляцковский)
«Чьи шишки лучше»?
У Саши шишки сосновые,
у Серёжи шишки еловые,
у Алёши – большие кедровые,
а у Миши на лбу – бедовые.
(24 слова)
«Модный портной».
Сшил жилет жирафу ёжик
из шикарной рыжей кожи.
Шимпанзе – из джинсы клёши
и из замши плащ хороший.
(20 слов)
«Цветочный ужин».
Вот шмель пушистый, жирный
в шиповнике жужжит.
Поужинать душистым
нектаром он спешит.
(14 слов)
Двойные согласные.
«Попробуй, догони»!
По ускоренной программе
обучается наш класс.
Как экспресс, мы мчимся, мама, -
не догнать тебе уж нас.
(18 слов)
«На природу».
Пассажиры на перроне
ожидают свой экспресс.
В долгожданную субботу
все спешат умчаться в лес.
(16 слов)
«Вальс отличника».
Я контрольную писал,
получил высокий балл.
В настроении прекрасном
побегу сейчас на бал.
Буду в вальсе я кружиться
и «пятёркою» хвалиться!
(23 слова)
БОЛЬШАЯ БУКВА
в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, названиях.
«Заклинание».
Начал Петя наш икать -
нужно стих ему читать:
“Икота, икота,
перейди на Федота,
с Федота на Якова,
с Якова – на всякого”.
(22 слова)
«Выбор кандидатов».
Наша Натка на уроке
оглядела всех ребят:
«Юрка? Слишком толстощёкий!
Петя ростом маловат!
Вот Алёша славный малый!
Я влюблюсь в него, пожалуй.
(24 слова)
(по А. Барто)
«Одноклассники».
Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
четыре Васи, пять Марусь
и два Петровых в классе.
(19 слов) (по А. Барто)