Доклад на тему Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через критическое мышление
Развитие исследовательской деятельности учащихся уроках русского языка и литературы через критическое мышление
Пирогов Н.И. писал: «Если школе удастся сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное научное направление, поселить в них любовь к самостоятельным занятиям, то больше ничего и требовать нельзя». [1].
Исследовательская деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащихся, самоконтролем и представляет собой высшее проявление их самостоятельности.
А.И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».[2, c.10]. Исследовательское поведение выполняет важную функцию развития человека, уникального личностного начала в каждом из нас. Так, А.И. Савенков отмечает, что у человека оно проявляется в основном в творчестве.[2,с.16].
В своей статье Обухов А.С. пишет: «Проблема поиска способов и методов для наиболее эффективного развития исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения не нова, однако при её рассмотрении уделялось недостаточно внимания разработке системы педагогических условий для организации исследовательской деятельности учащихся. [3].
Каким же должен быть современный урок?
Современный урок – это такой урок, когда учащийся под руководством учителя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы [4].
Каковы же должны быть у учащихся умения и навыки для решения исследовательских задач? К ним относят: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умения делать выводы и умозаключения; умения структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи.
Моделирование урока с использованием технологии критического мышления вызывает определенный интерес учащихся к предмету и уроку, что помогает активизировать исследовательскую деятельность учащихся.
Развитие исследовательской деятельности учащихся в современной школе будет эффективным при создании организационно- педагогических условий. Применения технологии развития критического мышления, как средства для развития исследовательской деятельности учащихся, позволяет учащимся приобрести новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особый тип мышления – исследовательский и творческий.
Термин «критическое мышление» используется не одно десятилетие в работах таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, JI.С. Выготский. Сегодня в различных научных источниках мы находим разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как «разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать». Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
На уроках русского языка и литературы для развития исследовательских способностей учащихся применяются следующие стратегии: кластер, древо предсказаний, таблица "Что? Где? Когда? Почему?", таблица " Плюс - минус - интересно", схема "Фишбоун"-"Рыбий скелет", характеризующая карта, диаграмма Венна.
Задания исследовательского характера включаем в систему уроков на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, актуализируя знания; в ходе практической работы или закрепления материала; в качестве домашних заданий. Выполнение заданий может остаться в рамках одного урока, темы, а может послужить началом или основой будущих исследовательских работ, проектов. При успешном выполнении локального, конкретного задания ученику можно показать перспективу темы, возможно, он и сам увидит её.
Представляем фрагмент урока русского языка в 8 классе. При повторении темы «Однородные члены предложения», работая над текстом «История имени» по Горбаневскому [5], предлагаю заполнить таблицу ЗУХ.
Учащиеся читают текст с пометками, отвечают на вопросы и заполняют колонки таблицы. После заполнения таблицы выполняют различные грамматические задания к тексту. Остановимся подробнее на заполнении таблицы ЗУХ.
I. Чтение текста с использованием приёма «Пометки на полях».
Имена людей – часть истории народа. Ученые установили, что в именах отражаются быт, мировоззрение, фантазия, художественное творчество народов, их важные исторические контакты.
Личные имена имели все люди во все времена и во всех цивилизациях. При этом оказывается, что почти все имена людей несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи. Личные имена людей существовали на Руси до принятия христианства. Это были древнерусские имена, они возникли непосредственно в древнерусском языке. Вот некоторые из древнерусских имен, которые можно обнаружить в отдельных памятниках письменности: Ждан, Неждан, Большой, Меньшой, Первой, Третьяк, Буян, Рябой, Кривой, Волк, Кот, Бык, Воробей и т.д. Следы таких имен можно увидеть и во многих современных русских фамилиях: Нежданов, Третьяков, Большаков, Воробьев, Котов и других.
Если проанализировать весь русский именник, то можно установить факт, который на первый взгляд может показаться парадоксальным. Оказывается, что многие привычные нам имена типа Елена и Ирина, Марина и Татьяна, Галина и Наталья, Михаил и Александр, Сергей и Леонид, Василий и Андрей, и десятки других с точки зрения своего происхождения являются иноязычными. Следует сказать, что явление такого рода характерно и для многих других народов.
II. Заполнение таблицы ЗУХ.
Заполнение 1-й части «Знаю».
-Что вы знали о происхождении русских имен?
Знаю
Узнал
Хочу знать
Многие привычные нам имена типа Елена и Ирина, Марина и Татьяна, Галина и Наталья, Михаил и Александр, Сергей и Леонид, Василий и Андрей с точки зрения своего происхождения являются иноязычными.
Заполнение 2-й колонки «Узнал».
Учащиеся читают текст с пометками и отвечают на следующий вопрос:
-Что нового вы узнали о русских именах?
Знаю
Узнал
Хочу знать
Многие привычные нам имена типа Елена и Ирина, Марина и Татьяна, Галина и Наталья, Михаил и Александр, Сергей и Леонид, Василий и Андрей, и десятки других с точки зрения своего происхождения являются иноязычными.
Русские имена отражали в себе целую гамму различных свойств и качеств человека: Ждан, Неждан, Большой, Буян
и т.п.
Заполнение 3-й колонки «Хочу знать».
-Хотели бы узнать историю происхождения казахских имен? Хотели бы исследовать имена родственников, одноклассников?
Знаю
Узнал
Хочу знать
Многие привычные нам имена типа Елена и Ирина, Марина и Татьяна, Галина и Наталья, Михаил и Александр, Сергей и Леонид, Василий и Андрей, и десятки других с точки зрения своего происхождения являются иноязычными.
Русские имена отражали в себе целую гамму различных свойств и качеств человека: Ждан, Неждан, Большой, Буян и т.п.
Хотела бы узнать происхождение казахских имен, исследовать имена не только одноклассников, но и всей школы.
Несколько учащихся при заполнении таблицы ЗУХ заинтересовались данной темой. На следующий урок ученица Зайкенова Гулим подготовила сообщение «Происхождение русских имен», а ученица Серикова Камила подготовила сообщение « Происхождение казахских имен». Выполненные ученицами работы послужили материалом для следующего научного проекта «Русские и казахские имена: прошлое и современность». Где целью проекта было изучить казахские и русские имена на различных этапах истории двух народов В ходе работы ученицы выделили новый этап развития казахских и русских имен - период Независимости Казахстана; провели анкетирование среди учащихся 5-10 классов; выпустили сборники русских и казахских имен; выявили популярные русские и казахские имена. Проект учащихся был представлен на городской научной конференции.
На уроке русской литературы в 6 классе при составлении Диаграммы Венна
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ученица Сагнаева Жулдуз заинтересовалась проблемой «В чем же сходство и различие волшебных русских народных сказок и казахских народных сказок?». Дома провела исследование, приготовила сообщение по данной теме. Ее небольшая работа послужила появлению нескольких видов научного проекта, которые были представлены на городской научно-прикладной конференции и городской научно-исследовательской конференции.
Выводы:
Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка позволяет активизировать широкий круг учащихся, формировать исследовательские навыки, выявляя одарённых ребят, будущих участников научно-практических конференций; развивает творческие способности так называемых обычных школьников. Итак, исследовательская деятельность учащихся – это конечная цель изучения любого учебного предмета. Это та деятельность, которая помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём.
Подтверждение эффективности применения технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы представлена в следующей таблице, так как исследовательские умения послужили основой включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность.
Результат участия учащихся на научно-практических конференциях
Год
Ф.И. О.
класс
Тема исследовательской работы
место
уровень
2012
Серикова К.
Зайкенова Г.
8 «€»
8 «€»
Казахские и русские имена: прошлое и современность.
IV
Городская научно-прикладная конференция
2012
Есентаев У.
6 «А»
Употребление разрядов имен прилагательных в рекламных текстах наружной рекламы г. Темиртау.
IV
Городская научно-прикладная конференция
2013
Абдикаирова Г.
8 «А»
Иноязычные аббревиатуры в русском и казахском языках.
IV
Городская научно-исследовательская конференция
2013
Абдикаирова Г.
8 «А»
Русские и казахские народные сказки о животных как источник представлений о гендерной картине мира.
ІI
Городская научно-исследовательская конференция
2014
Газизов А.
10 «А»
«Употребление иноязычных аббревиатур английского происхождения
в русском и казахском языках»
на материале российских и казахстанских сайтов
IV
Областная научно-исследовательская конференция
2015
Сагнаева Ж.
7 «А»
Волшебные предметы в казахских и русских сказках.
ІII
Городская научно-прикладная конференция
2015
Сагнаева Ж.
7 «А»
Волшебные предметы в казахских и русских сказках: сходство и различие.
ІII
Городская научно-исследовательская конференция
Использованная литература
1. Машечкова И.Г. Проблема исследовательского подхода в обучении в русской дидактике конца XIX – начала XX вв.: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1995.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Учебная литература, 2004
3. Обухов А.С.Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. – 2004. – №2
4. Шкарлупина Г.Д. Преподавание истории и обществознания.- Ростов-на Дону «Феникс», 2005.
5. Горбаневский М.В. Иван да Марья. М, Русский язык, 1984.
Волшебные русские народные сказки
Волшебные казахские народные сказки
15